Подлинно оригинальные
Существует на нашей эстраде очень популярное, на первый взгляд верное, но неправильное, как мне кажется, по существу определение: «артист оригинального жанра».
Под этой своеобразной рубрикой объединяют обычно исполнителей, занимающихся жонглированием, акробатикой, иллюзией и т. д. То есть мастеров тех жанров, происхождение которых идет в основном от цирка. А раз это так, то и называть их следовало бы по-другому, скажем: жонглер, манипулятор, акробат, а не «артист оригинального жанра».
На фото Татьяна Леман
Впрочем, возражаю я против этого названия не потому, что на нашей эстраде нет подлинно оригинальных артистов или, как раньше писали в афишах, «единственных и неповторимых». Таких у нас много — талантливых, ищущих, изобретающих и придумывающих самих себя. Я не оговорился: именно «придумывающих самих себя». Ибо настоящий артист эстрады — это всегда первооткрыватель, он неутомимо ищет новое, свое, присущее его творческой индивидуальности.
Вот, к примеру, Лев Миров и Евсей Дарений. В свое время они нашли новую форму конферанса, не существовавшую до них на эстраде. В этом деле они были подлинно оригинальными, поначалу «единственными и неповторимыми». Потом у них появилось немало подражателей, но подражатели — это только копия (иногда хорошая, чаще — плохая). И прошло много времени после рождения этого первого дуэта, когда на нашу эстраду вышли, наконец, новые, отличные от них парные конферансье — Юрий Тимошенко и Ефим Березин. На первый взгляд у тех и других одинаковая форма конферанса. Но между ними существует глубокая и принципиальная разница. Если Миров и Дарский (а позже — и Новицкий) комики лирические, то Тимошенко и Березин уже комики буффонадные.
А вот Леонид Утесов — формально певец и дирижер. Но и в этих, можно сказать, традиционных жанрах он тоже был первооткрывателем. Утесов как бы заново открыл советскую эстрадную песню, открыл новую форму джаза — «театрализованный джаз». К таким же первооткрывателям относился талантливый фельетонист Николай Смирнов-Сокольский, относятся неповторимая эстрадная пара — Мария Миронова и Александр Менакер, Аркадий Райкин, лирическая рассказчица Елизавета Ауэрбах, остроумный собеседник-конферансье Олег Милявский.
На фото Сергей Русанов
Я мог бы продолжить этот список имен, ибо при всей бедности нашей эстрады жанрами у нас есть артисты, о каждом из которых можно писать отдельную статью или даже теоретическое исследование. Но беда нашей эстрадоведческой литературы заключается в том, что многие первооткрыватели, многие подлинно оригинальные исполнители нередко остаются в тени. Критики и теоретики проходят мимо них только потому, что далеко не всегда эти артисты выступают со своими творческими вечерами, не показывают «развернутые полотна», а лишь принимают участие в так называемых сборных концертах. Но ведь десяти-двенадцатиминутный номер (если он, разумеется, хороший!) не перестает быть произведением искусства только потому, что он небольшой «по метражу». Изящный и мудрый сонет бывает зачастую много лучше иного поверхностного трехтомного романа!
Это несколько затянувшееся вступление я сделал для того, чтобы приступить к рассказу о подлинно оригинальных артистах нашей эстрады — Татьяне Леман и Сергее Русанове. Не хочется говорить о том количестве лет, которое прошло со времени их появления на концертных подмостках — это было, к сожалению, давно. Но даже молодые, начинающие Леман и Русанов сразу же заняли достойное место в концертах «Эрмитажа» и Колонного зала. А в те годы это было очень и очень трудно. Для артистов моего поколения выступления в Колонном зале и «Эрмитаже» всегда служили эталоном высокого признания зрителей. Леман и Русанов завоевали популярность своим темпераментом, новизной трюков, элегантностью исполнительской манеры и той неповторимостью номера, ими изобретенного, которая резко отличала их от многих других артистов, не менее способных, но менее ищущих, менее думающих.
А думать всегда полезно, особенно на эстраде. Без мысли, без своеобразной драматургии, без (да простят мне мои коллеги — деятели театра) сквозного действия эстрадный номер существовать не может. Ведь набор всевозможных, даже великолепных трюков, хаотически собранных воедино, еще не есть эстрадный номер. Необходимы и логика построения номера, и продуманное сочетание трюков, и движимый мыслью переход от одного трюка к другому, то есть, повторяю, нужна подлинная драматургия, которая составляет непременное условие создания каждой эстрадной миниатюры.
Все это было в номере Татьяны Леман и Сергея Русанова в то время, когда он только создавался. Все это осталось в их номере и по сию пору, но уже на иной, более высокой ступени. Отвергая случайные, менее эффектные трюки и репризы, артисты заменяют их новыми, а иногда и старые «поворачивают» совершенно неожиданно. Каждое их выступление — это премьера маленького иллюзионного спектакля. Для Леман и Русанова нет рядовых, так называемых проходных концертов, они не делят зрителей на «хороших» и «плохих». Посмотрите, какие блестящие всегда костюмы у этих исполнителей, какие они нарядные и подлинно эстрадные! Как интересен их реквизит, как отработан каждый трюк, как тщательно продумано все, что они делают на концертной эстраде!
Номер Леман и Русанова — это своеобразный иллюзионный скетч, маленькое ободрение. В нем действуют два артиста со своей манерой поведения, со своими вкусами и привычками, со своими идущими от образа «слабостями», которыми щедро наделен Сергей Русанов и от которых совсем «избавлена» Татьяна Леман. Столкновение характеров, созданных исполнителями, определяет драматургию номера.
Они показывают фокусы. Да, фокусы! Но как необычно поведение артистов на сцене. И сами фокусы не только удивляют зрителей, но и веселят их, ибо иллюзионный номер пронизан юмором. Суматошливый и неуравновешенный Русанов пытается делать все как можно лучше, но у него ничего «не получается», он как бы теряется в присутствии трезвой и рассудительной партнерши. Вот Татьяна Леман обмахивается роскошным веером из страусовых перьев. Должно быть, ей жарко. Жарко и Сергею Русанову. Он одалживает у партнерши веер, но в его руках он превращается в общипанную метелку, от которой летят хлопья, заставляющие Русанова чихать. Метелку берет Леман — и снова перед нами красивый веер!
Вещи как бы сопротивляются Русанову, они постоянно ставят его в затруднительное и смешное положение. Вот он предлагает Леман потанцевать с ним. Но элегантную партнершу шокирует какая-то ниточка, торчащая из-под его пиджака. Русанов поспешно тянет за эту ниточку и, к веселью зрителей, начисто распускает свой галстук. Но ведь он фокусник, Сергей Русанов, он все может! Взмах руки, и вместо жалких остатков галстука — респектабельный бантик. Теперь можно и танцевать.
Однако возня с галстуком немного разгорячила Русанова. Он вынимает платок, чтобы стереть пот со лба и... фонтан серебряных монет, вылетая из кармана, рассыпается по полу. Русанов, танцуя, собирает рассыпанные монеты. Не только собирает, но и аккуратно подсчитывает их. Татьяна Леман замечает это, но относится ко всему происходящему с добродушной иронией. Что поделаешь, если ее партнер такой недотепа! Он даже бокал шампанского толком выпить не может: горлышко бутылки всячески уклоняется от него, а у бокала кривится ножка.
Каждое выступление Т. ЛЕМАН и С. РУСАНОВА – это премьера маленького иллюзионного спектакля
Конечно, я рассказал лишь немногое из того, что происходит на эстраде во время выступления Татьяны Леман и Сергея Русанова. Да вряд ли нужно это — подробно пересказывать эксцентрический номер. Его надо видеть, чтобы по достоинству оценить высокое мастерство и выдумку исполнителей, создавших подлинно оригинальный иллюзионный Скетч.
...Когда-то Николай Павлович Смирнов-Сокольский сказал: «На эстраде легко появиться, трудно на ней удержаться». Сколько на нашей памяти появлялось и — увы! — быстро исчезало одаренных исполнителей. Упоенные первым успехом, они забывали о необходимости упорно работать над собой, о требовательном и всегда взыскательном отношении к творчеству, о том, что каждый из них должен обязательно «придумать самого себя».
Пусть не подумают, что автор этих строк — противник режиссуры на эстраде. (Кстати, и в номере Леман и Русанова тоже есть режиссер. Даже два: это —Татьяна Леман и Сергей Русанов. Артистов этот «двойной режиссер» вполне устраивает так же, как он устраивает и нас, зрителей.) Мне лишь хотелось, еще раз подчеркнуть, что и сами исполнители и приглашенные к ним режиссеры всегда должны помнить, что эстрада не терпит серости и унылого копирования, что каждый эстрадный номер — велик он или мал — непременно должен быть оригинальным, не похожим на другие номера. Таким, к примеру, как номер Татьяны Леман и Сергея Русанова.
Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.
оставить комментарий