Покорители воздуха
Покорение воздуха — давняя мечта человечества, нашедшая отражение в науке, технике, литературе и искусстве. Много веков люди пытались покорить воздушную стихию, принявшую не одну жертву от смелых землян.
Смелость, дерзание, риск сопутствуют и цирковому полету. В литературе всегда романтизировалось искусство цирка, причем, как правило, подчеркивалась обреченность людей, посвятивших себя ему.
Но сейчас писать таким образом о цирке невозможно. Покорение человеком пятого океана стало реальностью, и это в какой-то степени нашло отражение в цирковом искусстве. Торжеством человека над стихией, всемогуществом его победы окрашены сегодняшние воздушные номера. Они сохраняют старые жанровые названия, но в цирковой лексикон уже привычно входят такие слова, как космос, галактика, орбита, невесомость, перегрузки и т. д.
Наивно думать, что цирковое искусство исключает риск. Там, где прокладывается дорога к мечте, — впереди всегда смелые. И какой бы уверенной ни была их поступь на земле, полет в воздухе непременно требует мужества, отваги, высокого профессионального мастерства.
В середине прошлого столетия гимнаст Леотар впервые в мире совершил полет под куполом цирка. Тогда это казалось чудом. А потом «полет» стал совершенствоваться, возникло много разновидностей этого жанра.
Обычно вольтижер, поднявшись на мостик, берется руками за трапецию и перелетает большую дистанцию в руки ловитору. Но не просто перелетает, а, находясь в воздухе, исполняет пируэты, сальто-мортале (двойные, комбинированные), усложненные различными акробатическими трюками и комбинациями. Позднее возник «перекрестный полет», в котором сочеталось уже два встречных потока «летающих людей».
В 1967 году режиссер Казимир Бобок, артисты Олег Лозовик, Герман Федоренко и Леонид Гальчевский задумали сказать новое слово в жанре воздушной гимнастики. Артисты и раньше выступали в «полете», но сейчас их увлекла смелая мысль режиссера покорить цирковую полусферу, как бы превратить ее в просторы бесконечного небосвода. Они решили создать феерический полет, в котором артисты выступали бы в образах покорителей космоса, свободно парящих в «безвоздушном пространстве».
Конечно, для создания такого номера гимнастическая техника исполнителей должна быть доведена до очень высокого мастерства. Пируэты, двойные сальто- мортале, бланши, пассажи, ризенвели и другие сложные трюки и комбинации должны стать средством выражения общей идеи номера, которой подчинено все. Костюмы, светящиеся краски, электронная музыка, специальная световая аппаратура — все призвано подчеркнуть замысел режиссера и артистов.
И вот мы в цирке, когда в программе демонстрируется полет «Мечтатели». С каждым трюком волнение зрителей нарастает. От простого полета с трапеции номер постепенно достигает своего апогея. Цирк погружается в полную темноту, и при мерцающих звездах видны находящиеся в свободном полете люди. Огромно впечатление от «невесомости», которую вдруг обретают гимнасты, легко парящие под цирковым сводом. Незабываемое зрелище!
Мы были ошеломлены, мы даже не сразу поняли, что именно происходит под куполом цирка, целиком захваченные ярким художественным воплощением полета; мы полностью оказались во власти образов, созданных воздушными гимнастами.
Попробуем, однако, разобраться, в чем же очарование «Мечтателей», в чем новаторство режиссера и артистов? Если говорить на профессиональном языке, то один только перечень трюков в этом полете говорит об очень высокой квалификации исполнителей.
Номер как бы распадается на три части. Первая исполняется при полном свете и в нее входят двойное переднее сальто-мортале с лопинга в руки лови- тора (В. Саврасов), гладкий пассаж с лопинга к ловитору (П. Андреева), два с половиной сальто-мортале с трапеции (Л. Гальчевский) и другие сложные акробатические комбинации.
Вторая часть полета — это второе действие воздушной феерии (а как мы соскучились по феерическим зрелищам! Оно развивается в полутьме с использованием люминесцентных красок, благодаря которым гимнасты и исполняемые ими трюки создают очень яркое и совершенно новое впечатление. В небе появляется луна, и стремительно летящий гимнаст (В. Саврасов) совершает прыжок в обруч (это и есть изображение луны) с лопинга в руки к ловитору— О. Лозовику. Трюк следует за трюком, и зрители, захваченные необычным зрелищем, едва успевают воспринимать ошеломляющий каскад все новых и новых впечатлений.
Затем, наконец, вдруг гаснет свет, и уже в полной темноте высоко над залом парят в воздухе космонавты, будто свободные от закона земного притяжения, — так легко и свободно перелетают они на разных высотах. Над ними мерцают звезды. Небо и костюмы исполнителей освещены таинственным лунным светом. Артисты продолжают свои эффектные перелеты, захватывая все пространство цирка над амфитеатром, над зрителями. Аттракцион заканчивается прыжками гимнастов в сетку, выполняемыми в полной темноте.
Опять — полный свет! Опять родная земля, радостная встреча с землянами, с друзьями и товарищами. Пятнадцать минут в космосе, а сколько незабываемых впечатлений подарили нам «Мечтатели», как бы приглашая: давайте дерзать, давайте мечтать!
Мечта цирковых романтиков осуществилась. «Лозовики», как дружески называют эту группу артистов в цирке, одержали серьезную творческую победу. Т. Андреева, В. Саврасов, Л. Гальчевский, В. Трихин, Г. Федоренко и, конечно же, О. Лозовик заслуживают высшей похвалы. Им очень помог режиссер К. Бобок, его неистощимая выдумка и фантазия. Им помогли настойчивость, мастерство, беззаветная любовь к цирковому искусству, умение мечтать и дерзать.
Счастья вам, новых творческих свершений, мечтатели!
Е. ГЕРШУНИ, заслуженный артист РСФСР
оставить комментарий