Польский цирк
Первый польский цирк возник в 1883 году. Он был открыт Адамом Пинцелем, владельцем передвижной панорамы, дедом, популярного в современной Польше клоуна Дин-Дона (Эдуарда Манца).
До этого существовали лишь ярмарочные балаганы и ходившие по дворам бродячие артисты. Позже на дорогах Польши появились передвижные цирки Пенповского, Мушиньского, Гжибовского, Гарина и француза Девюна. Представители этих цирковых семей и по сей день работают в цирках. В 80-х годах прошлого столетия а Варшаве появилась красивая итальянка синьора Вильгельмииа Чинизелли, владелица многих европейских цирков. В результате ее посещения Польши вскоре на Ординацкой улице был построен зимний цирк. Владельцев небольших шапито обеспокоила возникшая конкуренция со стороны могущественной династии Чинизелли. И не зря! Начался великий период господства и процветания цирка Чинизелли. В новом цирке давались роскошно обставленные феерии, в которых принимали участие артисты цирка, балета, дрессированные львы, слоны, верблюды...
Польский клоун Олейник
Здание цирка по тем временам было внушительным, оно вмещало три тысячи зрителей, имело позолоченные ложи, удобную галерку. Вплоть до первой мировой войны в цирке хозяйничал Александр Чинизелли, внук Вильгельмины, владелец роскошной беговой конюшни. В цирке Чинизелли подвизались преимущественно иностранцы. Варшавяне отлично помнят выступления на арене его цирка знаменитого клоуна-сатирика Владимира Дурова. Польские артисты в то время выступали исключительно в шапито или в крупных русских цирках. Среди них особенно выделялись: Ян и Виктор Манцовы (дядя и дед Дин-Дона), Мечислав Станевский (Бом), акробат Станислав Галама (отец Лоды Галама), велосипедисты Мечислав и Станислав Бараньец и другие. Мировую карьеру сделали польские борцы Пытлясинский и Збышко-Цыганевич. Война совершенно разорила Александра Чинизелли. Он становится дрессировщиком лошадей в своем прежнем цирке, у нового его хозяина Станислава Мрочковского.
Интересна судьба Мрочковского. Он был в цирке разносчиком мороженого. Вскоре, благодаря крупному выигрышу в покер, Мрочковский из «парнишки на побегушках» превращается в директора большого стационара. Его цирк процветал вплоть до 1932 года. Директор прославился своей необычайной расточительностью. Варшава смотрела поражавшие блеском цирковые постановки. Но сам Мрочковский, вивер и азартный игрок, вскоре становится банкротом. Цирк его приходит в упадок. Бурный расцвет в ту пору кино, обозрений, кабаре отвлекает внимание зрителей от цирковых представлений. В 1932 году Мечислав и Бронислав Станевские создают большой передвижной цирк и завладевают всеми важнейшими городами. Маленькие польские шапито довольствуются глухой провинцией. Станевские остаются директорами цирков вплоть до 1939 года. Для польских артистов этот период был не очень благоприятным. Два брата заключали договоры исключительно с зарубежными артистами. Это привело к безработице. Нужда артистов польского цирка усугублялась хозяйственным кризисом в стране. Был случай, когда зрители цирка стали свидетелями необычной «забастовки под куполом». Акробат Казимир Блумский вместе со своими партнерами в течение многих часов не слезал с трапеции. Зрители вместе с артистами из чувства солидарности также ожидали уплаты артистам просроченного жалованья. Менее щепетильные артисты идут по линии наименьшего сопротивления, начинают халтурить. Множатся ряды фокусников-шарлатанов, появляются пресловутые чревовещатели, вроде Бен Алего. Лишь немногие пытались тогда воспротивиться этому нездоровому явлению. Возникает нечто вроде профсоюза артистов цирка «Ползавид»,
В 1939 году, когда гитлеровцы напали на Польшу, сгорел стационар на Ордикацкой улице. На железнодорожной ветке в Мендзижече Под-ляском передвижной цирк Станевских попадает под бомбежку. Ошалевшие и раненые звери мечутся в клетках. Дрессировщики со слезами на глазах пристреливают своих любимцев. Многие цирковые артисты погибли в боях с оккупантами. После второй мировой войны пришлось все начинать снова. Возникает «Сборный польский цирк № 1». Его зрители смотрят программы «Цирк вчера и сегодня», «Цирк комиков». Вскоре по Польше начинают разъезжать другие цирки-шапито. Создается большое государственное «Объединение развлекательных предприятий». Была разработана сеть маршрутов для того, чтобы даже жители небольших городов не были лишены возможности увидеть цирк. Теперь шесть миллионов зрителей ежегодно смотрят цирковые программы.
В Польше артисты цирка имеют свою специальную зимнюю базу в Юлинке и училище, готовящее будущих мастеров манежа. Недавно состоялось представление-экзамен в Большом цирке Варшавы выпускников польского циркового училища. На цирковую молодежь польские зрители возлагают большие надежды. Представление Большого цирка (имеется в виду выступление молодежи. — В. И.) свидетельствует, что польские артисты стремятся покончить с дурными традициями и намерены демонстрировать подлинную красоту человеческого тела, ловкость и хороший юмор. На арену получили путевку молодые способные артисты: дуэт Мозес (пластический этюд), Пиотровская и Дрелих (танцы на проволоке и восхождение по наклонному тросу), ансамбль Вышинских (акробаты на подвижных трапециях), Октишувна и Менцер (акробатика на шесте), дуэт Бруских (жонглеры-эквилибристы), Адель Смея-Коморницка (дрессированные тигры и львы), Басти (дрессированные индийские слоны) и др.
На выпускном представлении были показаны дрессированные лошади, вольтижировка и дрессированные собаки. Молодежь цирка продемонстрировала почти все традиционные цирковые номера и притом на довольно высоком уровне. Не блеснули своими достижениями лишь молодые клоуны. По откровенному признанию прессы, клоунада в польском цирке пока является еще слабым его местом. Не подлежит, однако, сомнению, что и в этом трудном жанре циркового искусства наши польские друзья в ближайшем будущем достигнут значительных успехов.
В. ИВАНОВ
Журнал Советский цирк. Июль 1964 г.
оставить комментарий