Полвека над манежем цирка
В1927 году в Ташкенте шли съемки художественного фильма «Вторая жена» по одноименной повести Лидии Сейфуллиной. Эта картина, созданная совместно c мастерами русского кино, была одним из первых произведений молодой узбекской кинематографии. В ней рассказывалось o бесправном положении женщины-узбечки до революции.
На фото. Трехъярусная пирамида ТАШКЕНБАЕВЫХ
По замыслу автора, водном из эпизодов этого фильма — в сцене свадьбы богатого торговца на героине фильма, юной Адолят, — должны были участвовать канатоходцы, выступающие перед гостями, пришедшими на свадьбу. После недолгих поисков режисcер-постановщик M. Доронин решил пригласить для участия в этом эпизоде труппу узбекских канатоходцев под руководством известного дорбоза Ташкен6ая Игамбердиева, который в эти годы разъезжал по городам и кишлакам Средней Азии, выcтупaя на ярмарках и базарных площадях. Игамбердиев дал согласие, съемки успешно прошли и вскоре фильм вышел на экран.
Случилось так, что об этом фильме узнал выдающийся деятель советского цирка Евгений Михайлович Кузнецов.
И вот в 1935 году по инициативе Кузнецова, работавшего тогда художественным руководителем Ленинградского цирка, узбекских канатоходцев пригласили в Москву, и Ташкенбай Игамберднев вместе со своими сыновьями впервые приехал в столицу.
После просмотра, который состоялся в «зеленом театре» на ВДНХ СССР, управление цирков приняло решение о создании узбекского национального аттракциона. Артистов направили в Ленинградский цирк, где а течение трех месяцев они репетировали.
B то время, когда готовился аттракцион, в цирке шла детская пантомима «Конек-горбунок».
Режиссер решил включить выступление Ташкенбая Игамбердиева на симдоре — пружинящем Канате — в сцену «восточного базара» пантомимы.
Здесь, в Ленинградском цирке, канатоходцы впервые получили возможность перенести дорканат из-под открытого неба под купол цирка. И для самих артистов и для советского цирка вообще это была большим достижением: традиционное узбекское искусство, родившееся на площади в глубокой древности и перенeсенное на цирковую арену, переживало теперь второе рождение. Правда, в новых условиях дор претерпел некоторые изменения — его высота составляла теперь десять-двенадцать метров вместо двадцати пяти, a длина — тринадцать метров вместо тридцати-сорока.
На фото. Двойной шпагаг Ташкенбаевых
Наконец, после долгих репетиций и приготовлений состоялась премьера узбекского аттракциона «Дорбозы».
Оформление номера было истинно национaльным и даже в некоторой степени экзотичны м для европейского зрителя.
Артисты выезжали на арену в разукрашенной арбе, одетые в яркие национальные костюмы, и цирковой манеж как бы на время превращался в базарную площадь среднеазиатского города, a прожектора — в раскаленное солнце. Сначала Абиджан Ташкен6аев и Марьям Фахриддинова исполняли сценку «Раскрепощение узбечки», в которой Абиджан играл роль брата, a Марьям — его сестру, не желающую больше мириться со старыми порядками. Несмотря на угрозы брата, она сбрасывала c себя паранжу и исполняла узбекский танец. Такой пролог придавал выступлению дорбозов социальную окраску.
Затем на дор поднимались Абиджан и Шакирджан Ташкенбаевы, Ташкенбай Игамбердиев и демонстрировали разнообразные трюки, a в финале аттракциона T. Игамбердиев работал на симдоре.
Выступление канатоходцев целиком занимало третье отделение программы. Трюки, которые исполняли Ташкенбаевы в первое время, оставались прежними. Их они демонстрировали ранее на доре и симдоре под открытым нeбом. Это хождение по канату с завязанными глазами, c ножами, привязанными к щиколоткам ног, бег по канату, повороты туловища на сто восемьдесят градусов, танцевальные элементы, разнообразные прыжки и седамы на симдоре.
Когда Ташкеы6аевы собирались перенести дор c площади под купол цирка, их волновали вопросы: не окажутся ли трюк, примитивными и неинтересными на цирковой арене, не потеряет ли их выступление своего эффекта из-за того, что размеры дора стали намного меньше, не разочируется ли европейский зритель, воспитанный на лучших образцах отечественного и мирового цирка?
Но после премьеры стало ясно, что все эти сомнения были напрасными — зрители сумели высоко оценить их национальное по форме и содержанию выступление. Узбекских дорбозов европейский зритель видел впервые, и его поразило не только внешнее оформление аттракциона, но и бесстрашие канатоходцев, рискованность исполняемых ими трюков — ведь артисты работали без страховочных приспособлений, да еще и босиком.
После успешного дебюта в Ленинграде Ташкенбаевы отправились в первую гастрольную поездку по стране — выступали в Москве, Минске, Киеве, Одессе, Чел я бинске, Магнитогорске, Харькове, Казани, Астрахани...
...0 тех пор прошло пятьдесят лет. B аттракционе сменилось не одно поколение артистов. Сегодня в нем участвуют уже внуки и правнуки Ташкенбая Игамбердиева — народного артиста РСФСР и Узбекской ССР, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», основателя династии дорбозов. Да и сам аттракцион «Узбекские канатоходцы» претерпел большие изменения. Репертуар канатоходцев обогатился сложными трюками. От сольного исполнения трюков артисты перешли к много фигурным трюковым комбинациям, например, таким, как «колонна из трех на головах», «колонна из четырех на плечах», «тройной шпагат на головах», «трехъярусная пирамида», сальто-мортале с плеч на плечи и другие.
C самобытным искусством узбекских канатоходцев познакомились не только сотни тысяч жителей многих городов нашей страны, но и зарубежные зрители. Артисты гастролировали в Польше, Чехословакии, Эквадоре, Бразилии, Колумбии, Перу, Аргентине.
Сегодня аттракционом руководит заслуженный артист Узбекской С СР Алим Ташкенбаев — сын народного артиста республики Абиджана Ташкенбаева. Аттракцион удостоен почетного звания лауреата премии Ленинского комсомола Узбекистана.
Кроме выступлений на канате многие представители династии Ташкенбаевых участвуют и в номерах других цирковых жанров.
И сегодня, как и двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад, звучит восточная мелодия и инспектор манежа объявляет:
— Канатоходцы Ташкенбаевы!
T. ПУЛАТОВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Апрель 1986 г.
оставить коментрарий