Полвека над манежем цирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Полвека над манежем цирка

На фото. Трехъярусная пирамида ТАШКЕНБАЕВЫХВ1927 году в Ташкенте шли съемки художественного фильма «Вторая жена» по одноименной повести Лидии Сей­фуллиной. Эта картина, созданная совместно c мастерами рус­ского кино, была одним из первых произведений молодой узбекской кинематографии. В ней рассказывалось o бесправном положении женщины-узбечки до революции.

На фото. Трехъярусная пирамида ТАШКЕНБАЕВЫХ

По замыслу автора, водном из эпизодов этого фильма — в сцене свадьбы богатого торговца на героине фильма, юной Адолят, — должны были участвовать канатоходцы, выступающие перед гостями, пришедшими на свадьбу. После недолгих поисков режисcер-постановщик M. Доронин решил пригласить для участия в этом эпизоде труппу узбекских канатоходцев под руководством известного дорбоза Ташкен6ая Игамбердиева, который в эти годы разъезжал по городам и кишлакам Средней Азии, выcтупaя на ярмарках и базарных площадях. Игамбердиев дал согласие, съемки успешно прошли и вскоре фильм вышел на экран.

Случилось так, что об этом фильме узнал выдающийся дея­тель советского цирка Евгений Михайлович Кузнецов.

И вот в 1935 году по инициативе Кузнецова, работавшего тог­да художественным руководителем Ленинградского цирка, узбекских канатоходцев пригласили в Москву, и Ташкенбай Игам­берднев вместе со своими сыновьями впервые приехал в столицу.

После просмотра, который состоялся в «зеленом театре» на ВДНХ СССР,  управление цирков приняло решение о создании узбекского национального аттракциона. Артистов направили в Ленинградский цирк, где а течение трех месяцев они репетиро­вали.

B то время, когда готовился аттракцион, в цирке шла детская пантомима «Конек-горбунок».

Режиссер решил включить выступление Ташкенбая Игамбердиева на симдоре — пружинящем Канате — в сцену «восточного базара» пантомимы.

На фото. Двойной шпагаг ТашкенбаевыхЗдесь, в Ленинградском цирке, канатоходцы впервые полу­чили возможность перенести дорканат из-под открытого неба под купол цирка. И для самих артистов и для советского цирка вообще это была большим достижением: традиционное узбек­ское искусство, родившееся на площади в глубокой древности и  перенeсенное на цирковую арену, переживало теперь второе рождение. Правда, в новых условиях дор претерпел некоторые изменения — его высота составляла теперь десять-двенадцать метров вместо двадцати пяти, a длина — тринадцать метров вместо тридцати-сорока.

На фото. Двойной шпагаг Ташкенбаевых

Наконец, после долгих репетиций и приготовлений состоялась премьера узбекского аттракциона «Дорбозы».

Оформление номера было истинно национaльным и даже в   некоторой степени экзотичны м для европейского зрителя.

Артисты выезжали на арену в разукрашенной арбе, одетые в яркие национальные костюмы, и цирковой манеж как бы на время превращался в базарную площадь среднеазиатского го­рода, a прожектора — в раскаленное солнце. Сначала Абиджан Ташкен6аев и Марьям Фахриддинова исполняли сценку «Раскре­пощение узбечки», в которой Абиджан играл роль брата, a Марьям — его сестру, не желающую больше мириться со старыми порядками. Несмотря на угрозы брата, она сбрасывала c себя паранжу и исполняла узбекский танец. Такой пролог придавал выступлению дорбозов социальную окраску.

Затем на дор поднимались Абиджан и Шакирджан Ташкенбаевы, Ташкенбай Игамбердиев и демонстрировали разнообраз­ные трюки, a в финале аттракциона T. Игамбердиев работал на симдоре.

Выступление канатоходцев целиком занимало третье отделе­ние программы. Трюки, которые исполняли Ташкенбаевы в первое время, оставались прежними. Их они демонстрировали ранее на доре и симдоре под открытым нeбом. Это хождение по канату с завязанными глазами, c ножами, привязанными к щиколоткам ног, бег по канату, повороты туловища на сто восемьдесят градусов, танцевальные элементы, разнообразные прыжки и седа­мы на симдоре.

Когда Ташкеы6аевы собирались перенести дор c площади под купол цирка, их волновали вопросы: не окажутся ли трюк, примитивными и неинтересными на цирковой арене, не потеряе­т ли их выступление своего эффекта из-за того, что размеры дора стали намного меньше, не разочируется ли европейский зритель, воспитанный на лучших образцах отечественного и мирово­го цирка?

Но после премьеры стало ясно, что все эти сомнения были напрасными — зрители сумели высоко оценить их национальное по форме и содержанию выступление. Узбекских дорбозов европейский зритель видел впервые, и его поразило не только внешнее оформление аттракциона, но и бесстрашие канатоходцев, рискованность исполняемых ими трюков — ведь артисты работали без страховочных приспособлений, да еще и босиком.

После успешного дебюта в Ленинграде Ташкенбаевы отправились в первую гастрольную поездку по стране — выступали в Москве, Минске, Киеве, Одессе, Чел я бинске, Магнитогорске, Харькове, Казани, Астрахани...

...0 тех пор прошло пятьдесят лет. B аттракционе сменилось не одно поколение артистов. Сегодня в нем участвуют уже внуки и правнуки Ташкенбая Игамбердиева — народного арти­ста РСФСР и Узбекской ССР, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», основателя династии дорбо­зов. Да и сам аттракцион «Узбекские канатоходцы» претерпел большие изменения. Репертуар канатоходцев обогатился сложными трюками. От сольного исполнения трюков артисты перешли к  много фигурным трюковым комбинациям, например, таким, как «колонна из трех на головах», «колонна из четырех на пле­чах», «тройной шпагат на головах», «трехъярусная пирамида», сальто-мортале с плеч на плечи и другие.

C самобытным искусством узбекских канатоходцев познако­мились не только сотни тысяч жителей многих городов нашей страны, но и зарубежные зрители. Артисты гастролировали в Польше, Чехословакии, Эквадоре, Бразилии, Колумбии, Перу, Аргентине.

Сегодня аттракционом руководит заслуженный артист Уз­бекской С СР Алим Ташкенбаев — сын народного артиста республики Абиджана Ташкенбаева. Аттракцион удостоен почет­ного звания лауреата премии Ленинского комсомола Узбе­кистана.

Кроме выступлений на канате многие представители династии Ташкенбаевых участвуют и в номерах других цирковых жанров.

И сегодня, как и двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад, звучит восточная мелодия и инспектор манежа объявляет:

—    Канатоходцы Ташкенбаевы!

 

T. ПУЛАТОВ

Журнал Советская эстрада и цирк. Апрель 1986 г.

оставить коментрарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования