Продолжать, а не подражать
Во время поездок по стране мне нередко приходится астречаться с коллегами по профессии. И часто, разумеется, возникает разговор о том, что волнует всех нас, — о творчестве. В этих записках, написанных в форме диалога, предлагаю вашему вниманию некоторые наблюдения, вынесенные мною после бесед.
— Разрешите представиться: Борис Касторский. Артист эстрады. С периферии. Улыбаетесь? Меня это не удивляет. При упоминании моего имени многие улыбаются. Вспоминают невольно моего однофамильца — старого провинциального куплетиста Бобу Касторского и его популярную песенку:
«Я — Боба Касторский, оригинальный куплетист,
Пою себе куплеты и больше ничего...»
— Как же, как же! В свое время ваш однофамилец слыл одиозной фигурой. Но теперь, к счастью, перевелись популярные в дореволюционные годы «Бобы Касторские», которые подобно Аркашке Счастливцеву из пьесы А. Н. Островского «Лес», шагали по шпалам из Вологды в Керчь и обратно, выступая по кафешантанам для подвыпивших купчиков и тому подобной «почтеннейшей публики». За пятьдесят лет Советской власти эстрада стала принципиально новой, другой.
— Кстати, Вологда и Керчь теперь крупные города с культурной и взыскательной публикой. Хочешь не хочешь, а приходится подтягиваться. Требования аудитории растут. Только как это делать? В Москве существуют творческие эстрадные мастерские. А что делать периферийным артистам? Где получать необходимую помощь, консультацию, режиссеров, репертуар? Вот почему не перевелись еще среди нас те, что идут по линии наименьшего сопротивления, слепо подражают известным мастерам...
— Но эстраде, как сказал как-то Л. О. Утесов, нужны не подражатели, а продолжатели.
— Где уж!... И какие там продолжатели? Некоторые просто «заимствуют» репертуар, точнее говоря — воруют...
— Сколько об этом говорили, писали, а воз и ныне там. Помню был я на концерте в Кисловодске. На сцену вышел один из уважаемых представителей разговорного жанра, начал исполнять свой номер. Делал он это интересно, а публика принимала его холодно. Обескураженный артист ушел со сцены под жиденькие аплодисменты. В чем дело? Оказалось, что этот номер три дня назад исполнял другой артист. «Неловко заимствовать чужой репертуар», — упрекнули «потерпевшего» руководители концертной организации. «Позвольте! — возмутился маститый. — Но я — автор этого фельетона». Выяснилось, что какой-то ловкач занимался записыванием эстрадного репертуара на магнитофон. А потом сплавлял по сходным ценам.
Эстраду часто ругают, реже помогают. Иногда ругают справедливо. За дело. Но порою оттого, что не вникают глубоко в болезни эстрады. Известно «у семи нянек — дитя без глаза». А сколько «нянек» было у эстрады? Ни в одном учреждении, наверно, не сменилось столько руководителей и директоров, как у бедной эстрады. Ее организовывали, реорганизовывали, сливали и разливали и без конца переименовывали... Не успеет новый директор вникнуть в суть дел, познакомиться с людьми... глядь, его уже куда-то перебросили. И совсем как в песенке — «нам нового начальника назначили»...
— Мы не устаем говорить, что эстрада — это разнообразие форм, жанров, индивидуальностей. Говорят, когда-то можно было услышать в одном концерте Хенкина и Борисова, Смирного-Сокольского и Афонина. Каждый из них был своеобразен, исполнял свойственный ему одному репертуар. А сейчас развелось столько копий, что за ними и подлинника не узнать. Очень мало тех, кто старается в своем жанре придумать новую форму. Некоторые наши уважаемые артисты драматических театров — так называемые «совместители» — любят на эстраде читать басни и притом не стыдятся десятки лет подряд исполнять одно и то же. Почему исчезает с эстрады злободневный фельетон? Веселые рассказы, остроумные скетчи?
Чтецы теперь стали очень популярны. Ни один смешанный эстрадный концерт не обходится без художественного чтения. Многие чтецы имеют сольные концерты. Сейчас трудно поверить, но совсем недавно находились люди, даже среди некоторых руководителей концертных организаций, которые считали, что в этом искусстве — главное память. Выучил наизусть актуальное стихотворение или монтаж «обрывков из отрывков» и все... Готов типичный «второй номер программы», призванный отразить тему вечера, чтобы никто, упаси боже, не сказал, что эстрадная программа безыдейна. Не кажется ли вам, что это эстрада особого рода? Со своими особыми законами?
— Правильно! Искусство художественного чтения — сложное и многогранное искусство, имеющее свои давние традиции от Гоголя, Щепкина, Горбунова. Я помню А. Закушняка — основоположника литературных концертов в первые годы Советской власти. Они так и назывались: «Вечера рассказа А. Я. Закушняка». Это был артист с исключительно ярким талантом рассказчика. Он был эстраден в лучшем, высшем смысле этого слова. Живой, подвижной, он выходил на сцену легкими, быстрыми шагами. Не стоял на одном месте, прикованный к роялю, как это делают подчас некоторые чтецы, а свободно двигался по сцене, иногда присаживался в кресло, отпивал глоток воды, задумывался, как бы вспоминая ту или иную деталь события... Слушатели забывали, что перед ними артист, исполняющий произведение писателя. Перед ними был собеседник, умный, интересный, много знающий, имеющий свои философские взгляды на жизнь, свое отношение к событиям. Он не был бесстрастным рассказчиком. Рассказывая о ком-то или о чем-то, он был защитником или прокурором. И делал это с позиций современного ему советского человека. В его репертуаре сочетались «Порт» и «Пышка» Мопассана, «Тарас Бульба» Гоголя, «Восстание ангелов» А. Франса, лирика и юмор Чехова, произведения Марка Твена, Шолом-Алейхема, Блока, Бабеля и других классиков и современников. Побывав на концерте А. Я. Закушняка, слушатели уходили под таким впечатлением, которое можно сформулировать словами известного французского актера Коклена-старшего, блестящего чтеца (о котором, кстати, бытовали легенды: он обладал таким мастерством, что мог прочитать ресторанное меню так, что слушатели смеялись или плакали). Так вот, Коклен писал: «Высшее торжество чтеца состоит в том, чтобы заставить совершенно забыть о своей собственной особе, заслонив ее читаемой вещью. Зато, чем больше забывают о чтеце, когда он читает, тем шумнее о нем вспоминают, когда он кончит чтение...»
— Я слышал в вашем концерте рассказы А. П. Чехова. «Пассажир 1-го класса» и «В Москве». Меня поразило, что они звучат очень современно, остро и сатирически... А ведь они написаны несколько десятков лет назад. Как достичь того, чтобы классическое произведение звучало актуально?
— Одна из главных проблем, которая стоит перед каждым исполнителем, — рассказать о современнике. В первую очередь рекомендуется искать материал у советских писателей. Это может быть героика, лирика, публицистика, юмор, что хотите. Конечно, произведение должно иметь занимательный сюжет с динамически развивающимся действием, быть увлекательным, правдивым, написанным хорошим литературным языком... Эти элементы обязательны, иначе, как бы вы ни исполняли вещь, публике будет скучно слушать. Звучащее слово требует, чтобы все положенное для выступления время вы держали публику в напряженном внимании. В противном случае в зале начнется кашель, шепотки, а то и громкие разговоры и... неизбежный провал. Если вы взяли для исполнения юмористическое произведение — в нем должен быть теплый, сердечный юмор, правдивые комические ситуации, яркие характеры действую щих лиц.
Не верьте тем, кто говорит, что юмористическое произведение не обязательно должно вызвать в зале смех, достаточно «улыбки». Этого достаточно, когда вы читаете такое произведение дома, про себя, но когда оно исполняется в концерте — публика должна смеяться. В тех случаях, когда обращаешься к классике, нужно выбирать из богатого наследия то, что может заинтересовать и взволновать сегодняшнего слушателя. Подыскивая подходящее произведение, вы ставите перед собой задачи: что я хочу сказать? Какую цель преследую? Какие идеи хочу пропагандировать? Какие чувства пробудить у слушателей? Если это сатирическое произведение, то с какими недостатками хочу бороться? Кого хочу высмеять? Я всегда с большим удовольствием читаю рассказ Чехова «Пассажир 1-го класса». Почему я его включил в свой репертуар? Не говоря уже о беззаветной любви, какую мы — исполнители — питаем к Чехову, «Пассажиром 1-го класса» я хотел обратить внимание публики на тот факт, что до сих пор еще сталкиваешься с невниманием к людям, скромно делающим большие и полезные дела. Вспомните содержание рассказа: крупный инженер с горечью рассказывает в купе железнодорожного вагона попутчику, что в городе, где он работал, местное общество великолепно знало бездарную певичку, но никого не интересовало, кто построил новый мост, кто лучший педагог в городе, кто лучший архитектор... Что иной прохвост, шулер более популярен, чем многие мореплаватели, химики, физики, художники, скульпторы... А какая изумительная концовка этого полного обличительной сатиры рассказа. Сосед по купе спрашивает у инженера, знакома ли ему фамилия Пушкова? Нет. «Это моя фамилия. Стало быть не знаете? А я уже тридцать пять лет состою профессором одного из русских университетов. Член Академии наук-с, неоднократно печатался.,.».
Разве не стоит напомнить некоторым из сидящих в зрительном зале: мол, и вы недостаточно знаете и цените находящихся рядом с вами, делающих большие и нужные нашему народу дела! Читая этот рассказ с эстрады, я всегда испытываю творческую радость, точно так же, как и при исполнении рассказа «В Москве», написанного Чеховым в 90-х годах прошлого столетия, но не потерявшего актуальности и сегодня, ибо по сей день не перевелись еще обыватели и мещане.
— Одно дело — литературный вечер, когда вы имеете в своем распоряжении два часа концертного времени и можете строить программу по своему разумению. Ну, а в сборном концерте?
— В чисто эстрадном концерте требуется, конечно, другая манера исполнения, более динамичная, доходчивая, и репертуар нужен другой — броский, короткометражный. Тут своя особая специфика. Но главное — взыскательность при выборе репертуара и прежде всего содержание и идея, в какую бы форму вы его не вкладывали: фельетон, куплеты, басни или рассказ. Большое значение имеет умение общаться с залом. В совершенстве этим владел Владимир Яковлевич Хенкин. У Хенкина не было «подражателей», нет и, по-моему, быть не может. Это было уникальное явление на эстраде.
Он был единственный и неповторимый в своем роде эстрадный рассказчик. Почти из любого рассказа Хенкин делал маленький шедевр. Помимо блестящего природного юмора он обладал величайшим импровизаторским даром. Выйдя на эстраду, мог непринужденно заговорить с кем-нибудь из сидящих в зрительном зале, остроумно ответить на реплику из публики, рассказать о происшествии, случившемся только что на улице или в трамвае, и все это так смешно и обаятельно, что между залом и эстрадой создавался сразу же теснейший контакт. Затем, в какой-то неуловимый момент Владимир Яковлевич незаметно переходил от этого своеобразного конферанса к тексту исполняемого им рассказа, переходил так естественно, что даже мы, его товарищи, много раз слушавшие его из-за кулис, поражались, как это у него ловко получалось. В исполнявшихся Хенкиным рассказах почти каждая фраза вызывала реакцию слушателей. Человек необычайной душевной щедрости, он и в жизни был необыкновенным рассказчиком. Встречаясь со знакомыми, обязательно рассказывал какие-нибудь смешные происшествия, анекдоты и тут же, попутно, проверял «на кроликах» куски произведения, над которым в то время работал. Проверив несколько раз реакцию, он уже твердо знал, что нужно переделать, что убрать, что сократить. И так, постепенно, шаг за шагом, добивался, что рассказ делался компактным, ударным и очень смешным. Эта манера готовить репертуар на слушателе-зрителе очень поучительна.
По-вашему, артистам разговорного жанра, чтецам, нужно работать не в тиши кабинета, не с режиссером, а в контакте с потенциальным слушателем?
— Я не отрицаю работы с режиссером, боже упаси, она безусловно полезна до поры до времени, но реакция на авторский материал узнается и выкристаллизовывается только на публике. Очень трудно рассказать вкратце о творческих методах таких крупных, ярких и разных исполнителей, как Закушняк и Хенкин. Каждый был в своем роде. Их нужно было видеть и слышать. У них можно было многому научиться. Кстати, Николай Мариусович Радин — большой актер, мастер сценического диалога, часто повторял молодежи, что учиться нужно у всех — не только у хороших, но и... у плохих актеров, чтобы самому избегать делать плохое...
— Вашему поколению повезло. Вы общались с такими большими мастерами. Многому у них учились. Было настоящее состязание талантов. Время само рождало новое, побуждало к поиску.
— А разве в наши дни мало мастеров, у которых не только можно, но и должно учиться? Воспринять строгую взыскательность, настойчивость в поисках репертуара, хороший вкус Леонида Осиповича Утесова — ветерана советской эстрады. Или Аркадия Исааковича Райкина. Вот у кого следует учиться упорному труду, требовательности к себе и писателям, с которыми он соавторствует в подготовке исполняемых им фельетонов, сценок, куплетов, басен... А Мария Владимировна Миронова, Лев Борисович Миров, а Муравский, а Тимошенко! Всем нам, артистам, не только чтецам, необходимо ходить на различные концерты. Слушать. Смотреть. Впитывать. И создавать свое. Хорошо, почетно быть учеником большого мастера. Но нельзя же ходить в коротеньких штанишках всю жизнь. Мейерхольд, Вахтангов — ученики Станиславского, но оба они создали свое неповторимое лицо в искусстве. Они были продолжателями дела мастера, а значит — активнейшими борцами за новое.
— В сегодняшнем театре мы еще можем проследить такую преемственность. На эстраде — увы! Может быть, и сами маститые в этом повинны? Может быть, стоило бы каждому мастеру активнее вмешаться в судьбу нашей смены, личным участием, заботой помочь, по-настоящему помочь наиболее одаренным и перспективным?
— Упрек, я думаю справедливый. Большие мастера эстрады обязательно должны иметь учеников-продолжателей. Но, кроме того, все мы ждем иного, более заинтересованного отношения к нашему творчеству от критиков и искусствоведов. Эстрада — многогранна. Она требует внимательного изучения. Прямое дело искусствоведов способствовать развитию этого нужного и большого искусства, беспрестанно, систематически заниматься отсеиванием сорняков, пошлости, бездарности и культивировать все яркое, талантливое, новое, поощрять лучших авторов и исполнителей, режиссеров и педагогов. А время для этого, по-моему, сейчас самое подходящее, яркое и активное — время поисков, дерзаний и свершений!
Л. КУКСО
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1967 г.
оставить комментарий