Прогнозы на завтра
Ушедший год был последним годом XI пятилетки. Последний год принято называть завершающим, но в какой-то степени он и определяющим. В этот период составляются и утверждаются планы на будущее, дается направление в работе, предусматривающее количественный, a главное — качественный рост производимой продукции. «Продукция», если так позволительно выразится, Всесоюзного Объединение государственных цирков — программы, аттракционы и номера. Какими они будут! Сделает ли советcкое цирковое искусство шаг вперед.
На фото ансамбль п/р Т. Нугзарова
На все вопросы дает ответ «Творческий план выпуска новых произведений циркового искусства на ХII пятилетку».
Наш корреспондент A. РУСАКОВ внимательно с ним ознакомился. Ниже мы публикуем его размышления по поводу этого плана, a также комментарии к нему, которые по нашей просьбе дал начальник художественного отдела Союзгосцирка В. C. СКОТОРЕНКО.
В. C. K подготовке творческого плана на XII пятилетку в объединении приступили заблаговременно. Была создана комиссия перспективного планирования, проанализировавшая ход выполнения творческого плена первых трех лет ХI пятилетки, выявившая недостатки, узкие места, наметившая ряд мероприятий пo выполнению творческих задач, стоящих перед объединением.
Было проведено Всесоюзное совещание из директоров и режиссеров цирка, рассмотревши ряд творческих и организационных вопросов, развивающих рекомендации научно-практической конференции «Цирк двухтысячного года». Подготовка творческого плана способствовал и пеpевод артистического конвейера на работу стабильными программами и коллективами. Многие идеи, нашедшие свое место в плане, были предварительно рассмотрены на художественных советах коллективов и программ, на режиссерской коллегии объединения, получили одобрение режиссеров и артистов.
Наиболее крyпные paботы — аттракционы и тематические спектакли — рассматривались непосредственно президиумом художественного совета Союзгосцирка.
Эти и ряд других мероприятий дали возможность к июню 1985 года предоставить руководству объединения проект творческого плана на ХII пятилетку. После детального обсуждения в отделах и службах Союзгосцирка. Внесение ряда изменений и уточнений план был рассмотрен и одобрен коллегией объединения, КОФР. Какие задачи стояли перед комиссией при составлении плана?
B. C. В первую очередь, конечно, мы думали o создании новых художественных произведений циркового искусства, раскрывающих величие и мощь социалистической Родины, красоту советского человека. Основные направления плана предусматривают постановку масштабных тематических представлений на современную тему для стабильных программ и коллективов, творческое переоформление действующих и создание новых национальных цирковых коллективов, отличающихся своеобразием традиций, яркостью народных зрелищ.
План намечает продолжение поиска новых форм цирковых представлений с использованием современной науки и техники.
B цирка наметилось некоторое преобладание одних цирковых жанров над другими. Ноша задача — выровнять жанровые диспропорции c учетом рекомендаций, которые давались на конференции «цирк двухтысячного года».
КОРР. Расскажите, пожалуйста, o вошедших в план работах.
B. C. План предусматривает постановку тематических спектаклей, парадов-прологов и эпилогов, посвященных важнейшим датам в жизни нашего общества: ХХVII съезду КПСС, 70-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, юбилею Вооpyжeнных Сил СССР.
Всесоюзное дирекция по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров совместно c постановочными цирками ведет работу по подготовке крупных цирковых коллективов. B их числе — «Цирк на льду — 3», «Цирк на воде — 2», спектакль-пантомима «Гусарская история», «Эстрадно-цирковое шоу». Всего за пятилетие намечено подготовить шестнадцать коллективов и программ.
Особое место в плане уделено развитию жанра клоyнады и мyзыкальной эксцентрики. Hoвые клоунские спектакли появятся на манеже в ближайшие годы, a клоунский спектакль для стабильной прогpaммы под pуководством Народного артиста СССР Олега Попова будет выпущен в текущем году.
Готовя эти работы, мы не только оказываем творческую помощь стабильным программам и коллективам, но и стремимся расширить возможности жанра, возродить ныне редкие на манеже буффонадные, сатирические антре, расширить круг новых талантливых исполнителей.
Много внимания в текущей пятилетке будет уделено созданию новых и творческому усовершенствованию действующих аттракционов.
C интересом ожидается конный аттракцион с включением хищных животных по мотивам поэмы «Мцыри» под руководством Народного артиста РСФСР, награжденного «Золотым клоуном» на международном конкурсе в Монте-Карло, T. Нугзаровым. Большая работа предстоит народному артисту УССР В. Шевченко c аттракционом «Смешанная группа хищников на лошадях».
План предусматривает также выпyск иллюзионного и технического аттракционов, грyппы экзотических животных, автоэквилибристов с медведями...
Цирк — искусство молодых. Намечено создание нового молодежного циркового коллектива на базе Киевского цирка. Наиболее одaренным, хорошо себя зарекомендовавшим молодым режиссером и артистам доверено создание ряда произведений. В их числе — режиссеpы Ю. Туркин, A. Городецкий, П. Дубинский, артисты В. Шемшур, Ю. Александров...
КОРР. Итак, план создания новых произведений циркового искусства на пятилетку составлен. A как поступить артисту, если в этот период y него появится интересная мысль и он захочет воплотить ее в жизнь? Ждать следующую, ХIII пятилетку?
В. C. Творческий план не догма, a руководство к действию. Просмотрите его внимательно — конкретно названы в нем лишь крyпные произведения: прогpaммы, спектакли, аттракционы. Идея их вызревала не один год, теперь они будут реализованы. Что касается номеров, то в каждом году пятилетки предусмотрено создание определенного их количества по жанрам, пока без указания исполнителей. Исключение составляет лишь текущий 1986 год: здесь уже план детализирован, определены названия Номеров, исполнители, суммы, отпущенные на ту или иную постановку. Так что перспективный план гибок, и талантливый артист вправе рассчитывать на создание в ХII пятилетке новой рaботы, было бы желание, умение и интересный замысел...
КОРР. На страницах плана часто встречаются знакомые фамилии. Причем некоторые стали известны широкой публике недавно. Стоит ли тратить средства на создание нового номера, когда еще и «старый», которому всего-то несколько лет, находится на взлете и пользуется успехом? Еслиговорить конкретно, то меня удивили имена Крачинова, Шмарловского, Голышевых...
В. C. Это сложный вопрос. C одной стороны, стремление артистов к творческому росту — a только так мы и расцениваем их заявки на новые номера — похвально, и тормозить их порыв было бы неверным. Но... K сожалению, существует и вездесущее «но». Мы действительно должны учитывать возможности амортизации номеров, наши творческие и материальные резервы. Что же касается конкретно названных исполнителей, то скажу следующее: каскадеры на брусьях пoд руководством В. Голышева не собираются предавать свой первый номер забвению, он останется в их творческом багаже. Дополнительно артисты готовят совершенно новый номер «Гимнасты на конь-махе» под руководством заслуженного деятеля искусств РСФСР В. Л. Плинера. Сейчас еще сложно сказать, будут ли артисты выступать c двумя Номерами. Обнадёживает другое: цирк может обогатить« еще одним интересным произведением.
Евгений Шмарловский находится в постоянном творческом поиске. Он придумал новые комические трюки, хочет ввели в выступление Других мелких животных. Как же на поддержать исполнителя такого интересного и редкого номера, с усовершенствованием талантливой работы В. Крачинова я лично бы подождал: номер его в хорошем творческом состоянии. Но план составляется не мной одним. Комиссия перспективного планирования посчитала возможным удовлетворить заявку артиста.
КОРР. Владислав Семенович затронул интеpeсный вопрос, на котором бы хотелось остановиться. Складывается парадоксальная ситуация; к улучшению своих номеров чаще стремятся исполнители, чья работа и так ни y кого сомнения не вызывает. НО ведь в конвейере много и средних, как принято говорить, номеров, и вот их исполнители, довольствуясь «синицей в руках», не помышляют o «журавле в небе».
Когда же они, собравшись c духом, ныряют в бурныe волны переоформления, на их творческие заявки смотрят скептически: мол, старый номер еле тянул, a уж за новый хочет браться!
Но вернемся к плану. B нем предусмотрено несколько номеров c медведями. Вспоминаются слова известного артиста, сказанные на одном из совещаний. Смысл их таков: косолапых на нашем манеже столько, что очередного выпускать туда следует лишь в том случае, если он выйдет и продекламирует:
«Я из лесу вы шел, был сильный мороз...»
Иными словами, сделает нечто из ряда вон выходящее. Возникает естественный вопрос: есть ли смысл в таком случае увеличивать количество «медвежьих» номеров?
В. C. Да, медведей y нас много, но... их нет! И это не каламбур, a горькая реальность. Известно, что у нас в стране и за рубежом очень популярны номера c медведями. A кто на самом деле является лидером в этом виде дрессуры, таких — единицы. A что же ocтальныe,у одних дрессура слабая, y других проходит смена поголовья, y третьих художественный уровень номера низок. Потому и появляется в плане номер c дрессированными медведями. Объясню почему. В недалеком будущем на работу c дрессированными животными собираются переходить достаточно молодые артисты, отлично зарекомендовавшие себя в других жанрах и прошедшие стажировку по дрессировке животных y опытныx мастеров. Их отличает высокое трудолюбие, фaнтазия, умение собраться в работе и выложиться до конца.
КОРР. B XII пятилетке предусмотрено создание Азербайджанского и Молдавского цирковых коллективов...
В. C. Да, такое решение принято. Азербайджанский национальный коллектив уже имеет свою историю — он был создан еще в 1945 году. Шли годы, менялись исполнители, и вот теперь он формируется заново. Выпускаться он будет с тематическим спектаклем «Вчера, сегодня и всегда». Аналогичная ситуация и в Молдaвском коллективе, готовится спектакль под условным названием «Каса маре, или Добро пожаловать, друзья!». Планируется подготовка новой программы в обновленном Узбекском цирковом коллективе... Подобные коллективы обязательно должны иметь лидера, личность с большой буквы, человека, умеющего создать творческую обстановку, умеющего Объединить людей. Но порой художественный руководитель, говоря языком социологии, является формальным лидером. Думаю, разницу между формальным и нефoрмальным лидером объяснять не стоит. Такой человек, даже если он хороший артист, не станет стержнем коллектива, не соберет вокруг себя энтузиастов. Есть и иные причины, тормозящие развитие национальных цирковых формирований. Но, думаю. журналу стоит поговорить об этом отдельно — слишком обширна и серьезна тема.
КОРР. B начале шестидесятых годов был сформирован национальный коллектив, память о котором жива и по ныне. Речь идет o представителях циркового искусства Армении. Енгибаров, Арзуманян, Асатурян — известные на цирковом небосклоне фамилии. Тогда еще в широком обиходе не использовалось понятие «лидер», но суть не в формулировках. Названные артисты своим выдающимся мастерством и личными качествами цементировали программу, постоянно поддерживали в ней высокий творческий тонус. Здоровая атмосфера, постоянный творческий поиск сделали сообщество армянских артистов эталоном подобных формирований. Их c удовольствием, несмотря на многочисленность труппы, принимали директора всех цирков, за рубеж они выезжали почти в полном составе.
Что же происходит сейчас? Давайте посмотрим правде в глаза: не рвутся артисты союзных республик в свои национальные коллективы. Причины ясны: там и ставку повыше получить трудней и в столичные города не часто попадают — словом, нет интересных гастрольных поездок. И получается такая картина: те, кому республика доверяет почетное право представлять свое национальное искусство в семье братских народов, от этого права отказываются.
Но в конце концов программа на два отделения собирается. Ставится тематический спектакль или дивертисментная программа — и труппа отправляется на гастроли. Вот тут и начинаются сбои: то одного что-то не устраивает, то другого. Погасить конфликт, узнать и устранить причину недовольства может только авторитетный человек. Такой, например, как B. Шевченко в национальном Украинском коллективе, гастроли которого прошли c большим успехом в прошлом году в Париже. Или T. Нугзаров, сумевший сплотить вокруг себя крепкую группу единомышленников.
Сегодня приказами ничего не добьешься. Артистов нужно заинтересовать и творчески и материально, тогда возродится былая слава и популярность национальных цирковых коллективов.
План на пятилетку обстоятелен и обширен. Но все же некоторые его пункты вызывают недоуменные вопросы. Несколько лет готовит свой, аттракцион H. Милаева, и вновь работа эта стоит в плане.
Совсем непонятно обстоит дело cил с иллюзионным аттракционом Ю. Кукеса. Он уже демонстрировался на манеже, приглашался даже на такую ответственную площадку, как Московский цирк. И вновь этот иллюзионный аттракцион можно увидеть в плане, в разделе «Совершенствование».
Как будет реализован «Творческий план выпуска новых произведений циркового искусства на ХII пятилетку» — покажет будущее. A пока остается пожелать, чтобы все планируемые произведения циркового искусства появились на манеже в намеченный срок. И главное — чтобы их отличал высокий художественный уровень и оригинальность.
Беседу вел A. РУСАКОВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Февраль 1986 г.
оставить комментарий