Современный цирк. Поиск смыслов
Россия - страна великой культуры, именно культура и есть наш основной вклад в развитие мировой цивилизации. Это признано давно и всеми и это важнейшая составляющая позитивного имиджа страны. Тем не менее, в условиях кардинально меняющихся реалий жизни, правомерна постановка вопроса об изменениях и сдвигах, сопровождающих нынешние культуру и искусство.
В основу дальнейших рассуждений легли результаты социологического исследования - "Духовная культура современного российского общества: состояние и тенденции формирования", проведенного Социологическим центром Российской Академии государственной службы при Президенте РФ.
Очевидно, что развлечения - это один из основных смыслоопределяющих векторов развития культурной жизни сегодня. Важнейшим среди развлечений стало (!) телевидение.
По данным исследования, от 55% до 65 % населения страны включает телевизор сразу же, как только входит в дом. Свет в доме и телевизор включаются одновременно. Таковы культурные запросы первой необходимости.
Среди трудностей, более всего осложняющих культурное развитие людей, остаются трудности материальные. Круг лиц, для которых все блага культуры доступны, практически не превышает десятой части населения.
Что определяет сегодня социальное положение и престиж человека в обществе? 48,9 % респондентов считают, что владение материальными ценностями, 38,5 % считают - обладание властью. Достижения в образовании и профессиональной деятельности - 16,2%, уровень общей культуры - 8,8 %. Как следствие, большинство людей, - до 80,2 % - вообще не посещают учреждения культуры.
Если судить о состоянии культуры в стране, включая ее востребованность населением, эстетические ожидания и предпочтения, мы практически живем в состоянии после "конца света". Словосочетания, почти постоянно встречающиеся в комментариях специалистов к проведённому опросу - "кризис морали", "культурная катастрофа", "духовный коллапс".
Сдержанный оптимизм, в отношении потенциальных зрителей цирков, демонстрируют люди с высшим и средним специальным образованием, жители столиц, краевых или областных центров, представители возрастных групп от 18 до 49 лет, работники экономического и финансового профиля, госслужащие, работники сферы обслуживания, предприниматели, студенты.
…Продираясь сквозь частокол цифр и социологических выкладок, можно резюмировать: современный отечественный цирк может, с известными поправками, распространять (рассчитывать) свои притязания на 5-7 миллионов потенциальных зрителей в год. И это, по нынешним временам, не так мало!
Учитывая перегруженность и жёсткую конкуренцию в "нише развлечений", с особой остротой встаёт проблема: как и, самое главное - чем привлекать зрителей в цирк?!
Понятно, что цирк новейшего времени должен быть, или хотя бы выглядеть, обновлённым и разнообразным. Дело, однако, в том, что история эволюции основных цирковых жанров не даёт весомых оснований ожидать в скором времени появления принципиальной новизны на манеже.
Во-первых, потому, что "кладовые инноваций" в таком древнем искусстве как цирк, не бездонны. Если, конечно, не уповать на чудо.
А во-вторых, появление абсолютно нового в цирке, в принципе, происходит крайне редко. То, что мы обычно принимаем за "новое", является рекомбинацией, перестановкой известных слагаемых, которые уже содержатся в "мозаике". Сама "мозаика" меняется крайне редко! Мы лишь видоизменяем компоненты, переставляем их местами, объединяем и… получаем, вроде бы, новую "картинку". В действительности, мы получаем новое качество синтеза - более высокого уровня!
За последние полвека, инновационные прорывы случились, пожалуй, лишь трижды. Возникли новые жанры (строго говоря - поджанры) - "Русская палка", "Хула-хупы" и "Скакалки".
Таким образом, появление "нового" на манеже можно рассматривать как особого рода модернизацию ранее уже достигнутого, известного, или основательно подзабытого. Утешением может служить то, что путь, так сказать, "пере-монтажа аттракционов" в цирке, воистину, бесконечен.
Гордость цирком новейшего времени, в значительной мере, основана на величии и достижениях так называемого советского периода в отечественном цирке. Ренессанс советского цирка - беспрецедентный феномен, масштабы и качество которого история едва ли повторит! Причины беспримерного расцвета искать следует в историческом и культурном контексте исторического времени.
О публике можно сказать: в отношении зрелищ и развлечений она была по-советски чиста и наивна, бесхитростна и непосредственна. Об артистах: это были, в своих вершинных образцах, выдающиеся мастера, обладавшие невероятным темпераментом, потрясающей энергетикой, способностью завораживать зал невероятной силой индивидуальности. Это были, как теперь принято выражаться, харизматические личности. Извиняюсь за пафос - подлинные аристократы тела и духа! Уж не говоря о высочайшем уровне профессионализма. Уникальная по содержанию и неповторимая по форме комбинация, - "Время-Зритель-Артист", - увы, кончилась. Как ни горько это сознавать.
Следующие поколения артистов - знают о предшественниках, некоторые помнят подробности, на худой конец, где-то слышали, что-то читали и… ну очень стараются. Но, - честно сказать,- как-то "мелковаты", нарочиты, излишне самоуверенны, беспочвенно амбициозны… Весь их внутренний и внешний "аристократизм" - высосан из пальца, деланный, стилизованный, опереточный. Они, если хотите, в массе своей, "беспородны". Что называется, стучат, но пока в другую дверь.
Подумалось: отчего, динамично развивающийся канадский цирк Дю Солей, приглашая лучших российских исполнителей в свои шоу, никогда не использует их, что называется, "со своим лицом"? Отечественного артиста непременно "упаковывают" в замысловатый грим, "прячут" в роскошные костюмы, "заслоняют" атрибутикой, а то и просто - закрывают лица причудливой маской? Очевидно, как личности, как актёрские индивидуальности - они… ординарны, банальны, не интересны.
Тогда как, современная, продвинутая публика сверх всякой меры информирована, а лучше сказать, избалована изощрёнными зрелищами самоновейших образцов. "Такого" зрителя в цирк надо ещё суметь "заманить" мастерски приготовленным "калачём". Вопрос в том, кто и как этот "калач" выпекает?
Следует отдать должное режиссёрской Коллегии, которая очень серьёзно поработала на протяжении прошлого года, рассмотрев и обсудив более ста двадцати творческих, заявок и сценариев. Много было всяких и разных. Это - нормально! Беспокоит другое. Не было сценариев, не будем говорить гениальных - хотя бы любопытных, экстраординарных, сколько-нибудь ярких, удивительных. Таких, какие нынче принято называть, "прорывными проектами". То есть, безусловно, новаторских, оригинальных и, что особенно важно сегодня - конкурентоспособных. Ни одного "прорыва" за год!
Российская Академия Театрального Искусства без устали готовит всё новых и новых режиссёров цирка. Число дипломированных специалистов перевалило за третью сотню. Казалось бы, правильные профессора, по правильным методикам правильно учат, а в результате… "Отличников", что-то, не наблюдается. В лучшем случае - "хорошисты". По сути, ситуация с подготовкой молодых режиссёров обстоит в соответствии с французской пословицей: "Чем больше все меняется, тем больше все остается по-старому".
Может, прав был один из профессоров ГИТИСа, в своё время остроумно заметивший: "ГИТИС - это замечательное учреждение для воспитания полуинтеллигентных жён и возлюбленных".
Здравый прагматизм подсказывает: лучшие времена, и условия развития отечественного цирка, увы, остались в прошлом. Государственное финансирование и статус цирка, мягко говоря, оставляет желать лучшего, наблюдается явный дефицит свежих идей и их носителей. Мы "не такие", как наши конкуренты, и ещё долго будем "не такими" - такова тенденция.
Не имея внятных вопросов и аргументированных ответов на эти вопросы, современный российский цирк оказывается в состоянии перманентного выживания. Это не преувеличение - констатация.
Едва ли можно всерьёз говорить о развитии цирка в социокультурном пространстве, где господствует формула прямо пропорциональной зависимости: - цена равняется качеству! При этом парадоксальным образом, сохраняется архаичная патерналистская психология - от государства с поистине мистическим трепетом ждут манны небесной - очередной порции бюджетных вливаний. Надо перестать обольщаться. Тех государственных "крох", что выделяются цирку, едва хватает, чтобы сводить концы с концами! Если, конечно, всерьёз вести речь об инновациях и развитии.
Маркетинг (читай: большие деньги!) стал главной движущей силой продвижения культурных продуктов на рынок развлечений. В конце концов, дело даже не столько в идеях, а в умении эти идеи должным образом "упаковывать" и продвигать. Что требует иных, несопоставимо б`ольших, и в совсем иное качество вкладываемых средств!
Концептуальное видение современного циркового продукта многими российскими творцами по инерции рассматривается, как специфическое отражение действительности, образное моделирование реальности. Новейшее время, или "новая эпоха" (New Age), как её иногда называют, отмечена нарастающим интересом публики к зрелищам, базирующимся на принципиально иной эстетике. Современный художник не отражает и не заменяет, а сгущает реальность. Иначе говоря, заглядывает… вглубь себя, готовый продемонстрировать собственное "подсознательное", публично обнажая свои затаённые фантазии, действуя зачастую на грани интуиции. Речь, как все вероятно догадались, идёт о цирке Дю Солей.
К нему можно относиться по-разному. Но нельзя не замечать, что за два десятилетия размер капитализации Компании достиг миллиарда долларов, а доходы от налогов "Солнечного цирка" стали третьей доходной статьей Канады, вслед за хоккеем и кленовым сиропом. Столь невероятная динамика роста заслуживает, по меньшей мере, осмысления.
Сегодня цирк Дю Солей насчитывает 11 программ, в которых занято порядка пятисот артистов и полторы тысячи специалистов обеспечения - менеджеры, режиссёры, балетмейстеры, композиторы, художники, тренеры и так далее. Суммы инвестиций в каждый очередной проект составляют порядка $50 миллионов, а на проект 2006 года "The Beatles" будет затрачено свыше $100 миллионов.
Концепт-проект Франко Драгона к постановке "Saltimbanco" подобен магическому заклинанию: "В городе… Где мужчина, женщина и ребёнок. В городе тех, кто много имеет и тех, кто многого лишён; тех, кто безразличен и тех, кто неравнодушен. В городе тех, кто имеет глаза, но не может увидеть, имеет уши, но не может услышать. В городе тех, кто был безучастен и тех, кто прилагал героические усилия. В городе, где дикая природа превращает бездельника в художника, а простой уличный развлекатель очаровывает этот мир на пути к разочарованию. В городе, где "Saltimbanco" начинает своё представление…"
Ничего из продекларированного в этом пассаже, напрямую рассмотреть в представлении цирка Дю Солей невозможно. Да этого и не требуется. Приведённое высказывание - своего рода молитва, с которой режиссёр обращается к актёрам и креативной группе, чтобы возбудить творческое воображение, обозначить направление режиссёрского замысла. Когда почти религиозный экстаз овладевает постановочной группой, ей, чудесным образом, удаётся передать в спектакле эмоции и настроения, которых добивается постановщик.
Едва ли креативную команду интересует современность, или бытовой уровень реальности. Они черпают идеи и образы из романтики прошлого: старинных гравюр Жака Калло и полотен Франсиско Гойя, из арсенала выразительных средств традиционной Пекинской Оперы и средневекового театра "Дель Арте", из сказок Э. Гофмана, Ш. Перро, Г. Андерсена… Из бесценного наследия советского и российского цирка, наконец. А ещё… из запасников памяти.
"В голове каждого из нас существует чердак, где свалены в кучу наши дикие мечты и жуткие кошмары, неминуемо подстерегающие нас. Среди хитросплетений и кружев нашей памяти живут когда-то заброшенные игрушки, хранящие чудесное эхо нашего детского смеха и слёз. Где-то в уголке нашей памяти…", - уверен постановщик "La Nouba".
Наконец, быть может, главная составляющая творческой лаборатории канадского цирка - воспоминания.
Ни одному человеку не дано отделаться от впечатлений детства и юности. Приходит момент, когда художник символически реализует в своих работах потаённые желания, неизжитые комплексы, неосуществлённые мечты.
Попробуйте отгадать, почему почти в каждой музыкальной партитуре спектаклей Дю Солей так светло и пронзительно звучит партия аккордеона? Кто скажет, что означает причудливая винтовая лестница, или наличие люков на сцене в спектакле "Varekai"? Что символизирует собой трогательный игрушечный паровозик, выезжающий в начале спектакля "La Nouba"? …
Ответы, понятное дело, содержатся… в биографии Ги Лалиберте - отца-основателя Солнечного цирка. За комментариями следует обращаться к доктору Зигмунду Фрейду.
Мир спектаклей цирка Солнца - насквозь выдуманный, не требующий прямых логических оправданий. Этот мир населён фантастическими персонажами, повествующими историю необыкновенных людей, обладающих выразительной пластикой и безупречной техникой демонстрации трюков. Добавим к этому роскошь костюмов и изобретательность сценографа, разнообразие света, оригинальную музыку "живого" голоса и "живого" оркестра… Всё вместе - составляющие того сказочного очарования, которым пронизаны спектакли Солнечного цирка.
Если попытаться сформулировать смысл и суть наступивших и грядущих перемен в нашем цирке, то очевидна необходимость углублённого внимания, по меньшей мере, к трём факторам, на этот процесс влияющим. Первый - проблема интеграции в пространство общемирового цирка, второй - специфика и особенности современной конкуренции в цирковом бизнесе и, наконец, - скорейшая модернизация креативного и артистического составов. Сознавая эти факторы, как приоритеты творческой политики, отечественный цирк имеет неоспоримые шансы на развитие и расцвет.
Сказанным, я, отнюдь, не утверждаю, что цирки завтра же опустеют. Я только хочу подчеркнуть, что с каждым днём будет всё труднее сделать их полными.
Владимир Сергунин
Кандидат искусствоведения