Пусть меньше, да лучше!
На эстраду, как справедливо пишут П. Захаров и В. Петров, обрушился поток серых и безликих коллективов. Количество их угрожающе растет. Кто же дает им, убогим, право на жизнь? И все ли гастрольные коллективы просматривались в Москве, прежде чем получили «открытый лист», то есть «зеленую улицу» по городам страны?
И еще. Пора уже решить вопрос: каждый ли артист может быть в составе гастрольного коллектива? Мне кажется, что почетное право войти в гастрольную группу должно предоставляться далеко не всем. Только тогда мы сможем всерьез повести борьбу с серостью и скукой на нашей эстраде.
Формируя бригаду, Гастрольбюро должно хорошо знать ее актерский состав и репертуар. Кроме того, нужно, чтобы материальная ответственность за такую бригаду ложилась не только на местные концертные организации, но и на Гастрольбюро, чтобы оно было заинтересовано в формировании художественно ценной и, следовательно, рентабельной эстрадной группы. Быть может, тогда исчезнут коллективы-близнецы.
Село — вот еще одна ответственная область работы эстрады. Нередко именно эстрадный концерт впервые приобщает сельскую молодежь к искусству. И от того, какие артистические силы заняты в концерте, зависит формирование вкуса новых зрителей. Между тем среди некоторой части концертных деятелей бытует такое мнение: если номер плохонький, старый, то в городе его показывать вроде бы неудобно, а в селе, мол, сойдет. Тенденция очень вредная!
Зачастую в погоне за количеством концертов наши филармонии формируют бригады числом поболее, хотя ценой и не дешевле. Естественно, своих сил не хватает, и тогда привлекаются артисты отовсюду. Так появляются иногда афиши о концертах московских или ленинградских артистов. А среди участников таких концертов — больше половины исполнителей, давно утративших квалификацию, не имеющих уже права выступать на сцене. И эти наспех сколоченные коллективы «провертывают» по 30—35 концертов в месяц (чуть ли не вдвое больше, чем полагается по норме). Где уж им думать о высоком качестве выступлений?!
Почему это стало возможным? Наверное, потому, что нет в этом деле строгого контроля. На мой взгляд, это самая больная проблема. Деятельность нашей эстрады необходимо оздоровить, и как можно быстрее. И пусть на первых порах у нас уменьшится количество гастрольных коллективов — важно, чтобы они были творчески зрелыми, яркими, интересными.
А. КУПРИЯНОВ
Журнал Советский цирк. Январь 1967 г.
оставить комментарий