Пусть не забывает молодежь
Настоящий артист отдает искусству всего себя. Его помыслы, радости, самые волнующие переживания связаны с выступлениями, с подготовкой номеров.
Но бегут годы, и рано или поздно приходится расставаться с любимой работой. Тогда наступают минуты, когда кажется, что ничего не осталось в жизни. (Меня поймут те, кто пережил это.)
Но берусь утверждать: отчаяние напрасно. Даже покидая манеж, артист должен испытывать удовлетворение оттого, что долгие годы щедро дарил зрителям свое искусство. Кроме того, он оставляет в цирке своих учеников, последователей, тех, кому его советы, уроки помогали освоить новые трюки, совершенствовать мастерство, улучшить номер. Мы, артисты старшего поколения, очень внимательно, порой с пристрастием, но всегда благожелательно присматриваемся к тем, кто пришел нам на смену. Многое радует в нынешней молодежи: ее широкий кругозор, любовь к искусству, к своей профессии. Отрадно было наблюдать, как увлеченно репетировали в Московском цирке молодые жонглеры 3. и Ю. Бирюковы, эквилибристы В. Стыкан, В. Головин, клоунская пара — Н. Красавина и М. Городинский и другие.
Но иногда, к сожалению, замечаешь в поведении молодежи такое, что огорчает. Пренебрежение к режиму, например. Многие, узнав, что моя старшая сестра в пятьдесят лет без видимых усилий носила двух партнеров —- меня и младшую сестру, — считают это каким-то редким даром. А такое достигается только регулярными тренировками и соблюдением строго режима. Как часто нарушают его молодые исполнители! Они забывают, что всякие увеселения можно устраивать лишь накануне выходного дня. Именно накануне, чтобы было время отдохнуть. Существенны и такие, на первый взгляд, мелочи: в день выступления обедать нужно не позже трех часов дня и т. д. До поры до времени молодость помогает преодолеть усталость, но неправильный образ жизни обязательно скажется, и гораздо раньше, чем иные предполагают.
Обидно видеть и такое. Пока готовится номер, молодые артисты репетируют упорно, добросовестно. Но как только номер принят комиссией, они сразу же решают, что можно начать «легкую жизнь». Во время поездок по циркам страны встречаешь молодых исполнителей, завершивших подготовку номера в Москве, и не узнаешь их — куда девалось прежнее рвение. Разве номер готовится для комиссии? Для получения ставки?! Мне думается, нынешней молодежи многое очень легко дается. Это, конечно, хорошо. Но достаточно ли она ценит заботу? У нас стало привычным, что государство оплачивает артистам репетиционное время, дает им режиссеров, художников, композиторов, предоставляет реквизит, костюмы. Только твори!
Конечно, наши юноши и девушки читали и слышали о положении артистов цирка до Октябрьской революции, в капиталистических странах. Но иной раз все это воспринимается ими как нечто далекое, отвлеченное. На протяжении многих лет мне приходилось не раз выезжать за рубеж. На Западе нас, советских людей, поражало, что о помощи опытных мастеров начинающим там не может быть и речи. Если же преуспевающий артист и берется учить подростков, предоставляет им свой реквизит, он становится их хозяином, и вырученные от представлений деньги идут в его карман.
В буржуазных цирках, как правило, ревностно оберегаются секреты трюков. Недавно на гастролях в Москве труппы одной из западных стран мы наблюдали, как во время номера эквилибриста около манежа появлялась женщина в меховой шубе — его супруга. Она следила, чтобы никто не фотографировал трюки ее мужа. Видно, боялась, что их скопируют, хотя ничего сверхъестественного эквилибрист не демонстрировал. Подобные явления для нас кажутся дикими. Мы живем и работаем в иной атмосфере. Опытный артист, оказавшись на репетиции младшего товарища, всегда поможет ему советом, покажет, как лучше выполнить трюк — внимательно, увлеченно и совершенно бескорыстно. Это норма нашей жизни.
У нас, артистов старшего поколения, есть одно большое преимущество. За свою жизнь мы много видели, нам есть чем поделиться с молодыми, есть от чего оттолкнуться в поисках нового. Сейчас я с волнением ожидаю того дня, когда начну восстанавливать с молодежью номер «Семафор-гигант». Это не будет точным повторением номера «Сестер Кох»: у новых исполнителей, конечно, выявятся свои возможности. Пока в ГУЦЭИ лишь обещали мне подобрать исполнителей, а я уже обдумываю трюки, которые предстоит им освоить, композицию номера, весь план работы. Если не ошибаюсь, решили передать молодым свой номер и свою аппаратуру воздушные гимнасты Виктор Лисин и Елена Синьковская. Мне думается, стоит, может быть, утвердить неписаный закон: когда артист по возрасту покидает арену, его номер не должен исчезнуть (конечно, если он своеобразен, ярок). Нередко номера наследуют сыновья, дочери первого исполнителя. Но если нет «прямых наследников», можно передать наследство выпускникам ГУЦЭИ, отыскать способных приемников среди спортсменов или участников самодеятельности.
Старшие мастера — не только учителя молодежи, но и воспитатели. На это у них есть моральное право. Многие могут быть для молодых примером самоотверженного труда, преданности искусству, чувства долга. Мы, артисты старшего поколения, участвовали в становлении советского — цирка. В годы Великой Отечественной войны отдавали свое искусство фронту. Тогда, чтобы выступать в любых условиях, мы с сестрами, например, подготовили акробатические партерные номера. В первые военные месяцы мы ежедневно участвовали в трех-четырех концертах на призывных пунктах и на вокзалах, откуда уходили эшелоны на фронт. Нагрузка была большая. А вечером выходили на манеж и работали так, будто усталости и не бывало. Из Москвы мы часто выезжали к линии фронта с группой артистов, в которую входили А. Буше, Карандаш (одно время Б. Вяткин). Редко выступали на сценах, чаще — под открытым небом.
В трудные военные годы, перенося лишения, артисты не только выступали, но и создавали новое. И как раз тогда мы с сестрами готовили свой «Семафор-гигант». Вместе с нами репетировали Попазовы, Кисс, Волжанские. В других цирках страны тоже создавались новые номера. Развитие нашего искусства не приостанавливалось и в годы тяжелых испытаний. Когда заходит речь о подлинной отдаче артиста, мне вспоминается великий труженик Виталий Лазаренко. Много писалось о его большом и своеобразном мастерстве, о его непревзойденных достижениях, но редко о том, сколько он работал. Мне приходилось наблюдать, как рано утром появлялся он в цирке, что-то декламировал, обдумывал, экспериментировал с гримом, репетировал прыжки, ездил на лошади, играл на музыкальных инструментах. Так проходил весь его день. О трудолюбии Лазаренко можно рассказать много поучительного, но это уже отдельная тема. Мне лишь хочется еще раз напомнить, что даже большой талант добивается успеха упорной работой.
Примером настойчивого, каждодневного, порой самоотверженного труда могут служить многие артисты старшего поколения. О пути, которым шли они, отдавая все силы работе, надо чаще напоминать молодежи. Пусть она не забывает, что успеху, почетным званиям предшествует долгий, напряженный труд.
ЗОЯ КОХ, заслуженная артистка РСФСР
Журнал Советский цирк. Март 1966 г.
оставить комментарий