Разговор откровенный и доверительный
Артист выходит на эстраду и начинает разговор о воспитании подростков. Он говорит об учительнице, стыдливо заслонившей от школьников обнаженную Венеру в Эрмитаже; об отце, который бесцеремонно перехватил письмо, адресованное юноше-сыну, и о многом другом.
ГЕРМАН ОРЛОВ
Причем не столько рассказывает, сколько показывает. Мимика, жест, пластика, интонация используются актером так точно, что речь его становится почти зримой. Дарование характерного актера, искусство мгновенного внешнего и внутреннего перевоплощения отличает Германа Орлова от многих его коллег по разговорному жанру на эстраде. Вот уже двадцать лет почти каждый вечер встречается он со зрителями. Двадцать лет — не юбилейная дата, но повод для размышлений о пути, пройденном актером, о его творчестве...
Много лет назад самодеятельная драматическая студия кронштадтского Дома офицеров показывала «Проделки Скапена» Мольера. Роль Скапена играл... школьник Герман Орлов. Играл так, что его специально приходили смотреть профессиональные артисты. Увлеченность Германа Орлова искусством была настолько очевидной, что еще до окончания школы его зачислили юнгой в Театр Балтийского флота. Вскоре одаренного воспитанника направили в Ленинградский театральный институт.
Война прервала занятия студента. Орлов возвратился в Театр Балтфлота и с неукротимой энергией стал работать одновременно в нескольких его коллективах. Он выступал в драматических спектаклях, исполнял популярные песенки в джазе, вел программу ансамбля песни и пляски. В годы войны им был создан на эстраде образ Василия Теркина, пользовавшийся большим успехом. В дуэте с Михаилом Курдиным артист выступал в воинских частях, госпиталях, на местах самых ожесточенных боев за Ленинград: на Ораниенбаумском пятачке, «Орешке», Невской Дубровке.
В 1946 году проводился Всесоюзный конкурс артистов эстрады, и Герман Орлов стал его лауреатом. Сегодня в дуэте с Вениамином Нечаевым он выступает в коллективе, уже показавшем несколько эстрадных программ: «Тысяча почему?», «Коротко и ясно», «Земля и небо», «Нам только что сообщили», «Осенние встречи». В каждой из них Герман Орлов находит применение своим разнообразным актерским способностям. Он с успехом читает публицистический фельетон, создает остросатирические образы в интермедиях и миниатюрах, показывает инсценированные песенки («Интеллигентный человек»), конферирует, темпераментно исполняет куплеты. Все время он как бы ставит и решает новые для себя актерские задачи.
Особенно ему удается фельетон. Эта форма откровенного разговора со зрителем на волнующие темы привлекла артиста с самого начала его работы на эстраде. В репертуаре Германа Орлова немало произведений такого жанра «Хороший парень» И. Меггера, «Цель жизни» и «Которые тут временные...» А. Хазина, «Трамвайный разговор» и «Крик души» 3. Гердта. В последние годы артист дал сценическую жизнь публицистическим фельетонам ленинградских драматургов Б. Рацера и В. Константинова: «Физики и лирики», «Людмила и Руслан», «Любовь и протокол», посвященным теме любви, защите лучшего из человеческих чувств от ханжества, мещанства, бестактных вторжений в личную жизнь.
Герман Орлов исполняет публицистический фельетон просто, доверительно, словно обращаясь к каждому человеку, сидящему в зале. Исполнитель не боится затяжных остановок, подчеркивая этим интимность своего рассказа, умело пользуется разговорными интонациями, которые как бы в одном дыхании сливают артиста с залом. Он умеет прочно овладевать любой аудиторией; заставляет ее смеяться и одобрять, возмущаться и размышлять.
И еще одно примечательно. Каждый свой номер артист исполняет увлеченно, с удивительной охотой, с явным удовольствием. Выход на эстраду для него всегда радостный праздник, и это ощущение неизменно передается в зал. Герман Орлов выступает много. На карте нашей страны трудно найти область и даже город, где бы его не знали. Приезжает ли Герман Орлов и Вениамин Нечаев на Дальний Восток или в Сибирь, участвуют ли в торжестве строителей или рыбаков, они всегда, что называется, на ходу, обновляют репертуар, пополняют его местным материалом. Острое ощущение современности, «сиюминутности» на эстраде всегда присуще творчеству этих артистов.
А. СТАРТОВА
Журнал Советский цирк. Декабрь 1967 г.
оставить комментарий