Макс Высокинский - Соло-клоун - 1895
Беспроволочный телефон
Клоун Макс один из первых начал вводить в одинарные клоунские антре разговор, сценки, мелкие репризы и имел в то время шумный успех у публики. Имя Макса пользовалось большой популярностью. Это один из новаторов, старавшихся облагородить этот жанр.
Типаж - белый клоун. Широкий клоунский костюм, не мешающий акробатике, сатиновый, ярких расцветок с аппликациями.
Ловкий актер, очень заразительное смеявшийся и замечательно плакавший. Акробат, наездник. Его считали интеллигентным артистом. Он очень много читал и искал материал для своей работы. Работу всегда заканчивал акробатикой. Он считал, что клоун должен быть не только смешон, но и ловок. Плохо, когда публика говорит "клоун смешной", хорошо когда публика говорит - "клоун ловок".
Беспроволочный телефон
На манеже появляется клоун Макс. С ним здоровается Шпрех.
ШПРЕХ - Здравствуйте, клоун.
КЛОУН - Почему вы называете меня клоуном?
ШПРЕХ - Посмотрите на себя в зеркало - вы на пудрены, намазаны.
КЛОУН - А по-вашему, кто напудрен и намазан - тот и клоун? Я вот вижу, что к нас многие дамочки пудрятся и мажутся. Так они, по-вашему, тоже клоуны? Знаете, господин Шпрех, мне сегодня наш цирк напоминает богатый сад. Посмотрите, разные дамочки, сидящие в первом, втором и третьем рядах, не похожи на розы? Разве это не лилии и хризантемы? А дальше - левкои, сирень, ландыши. А еще выше анютины глазки, маргаритки, ромашки.
ШПРЕХ - А на галерке?
КЛОУН - Куриная слепота, крапива и чертополох. Да, я забыл. Можете поздравить меня.
ШПРЕХ - С чем?
КЛОУН - Я - изобретатель. Я изобрел беспроволочный телефон и могу ознакомить вас с моим изобретением.
Рисует на манеже у бокового прохода круг, переходит на другую сторону манежа и там тоже рисует круг.
КЛОУН - Ну, вот и готово! Предположим, вы находитесь в Москве, а я в Ташкенте и нам вздумалось поговорить. Идите вниз и вызывайте меня
Направляется на другую сторону манежа, поворачивается и видит, что Шпрех все еще стоит.
КЛОУН - Что же вы стоите? Идите вниз и звоните мне!
ШПРЕХ - Куда - вниз? Я - внизу.
КЛОУН - Ну, так как я. На манеж! (Клоун ложится на манеже)
ШПРЕХ - Ах, так! Пожалуйста, (ложится)
КЛОУН - Звоните. ШПРЕХ - Бом-бом-бом-бом!
КЛОУН - (смеется) Кто же так звонит! Нужен электрический звонок. Слушайте! Я вас научу. Тыр-тыр! (подражает электрозвонку) Москва, цирк Саломонского. Попросите Шпреха (называет фамилию) Кто говорит?
ШПРЕХ - Это я.
КЛОУН - Подумаешь, большая шишка! (садится. Шпрех тоже садится) Очень приятно! Как поживаете? Как ваше здоровье?
ШПРЕХ - Очень хорошо. Как вы живете! Как ваше здоровье?
КЛОУН - А вы разве доктор, что спрашиваете о здоровье? Кстати, скажите, какая разница между доктором и охотником?
ШПРЕХ - Не знаю. Интересно, а какая же разница?
КЛОУН - Охотник сначала убивает, а потом шкуру сдирает, а доктор сначала шкур сдирает, а потом убивает.
ШПРЕХ - Господин Макс! Как там у вас в Ташкенте жизнь?
КЛОУН - Очень меняется. Вы помните, мы с вами были в Ташкенте пять лет тому назад?
ШПРЕХ - Помню. Мы вместе жили и по воскресеньям вместе ходили на базар. КЛОУН - Да, на толчок. Помните, покупали старые подметки, за мешок платили 75 копеек.
ШПРЕХ - Да, за мешок 75 копеек.
КЛОУН - А теперь в Ташкенте в первоклассном ресторане такая же подметка, только под соусом, стоит рубль двадцать пять копеек.
ШПРЕХ - А как поживает ваша жена?
КЛОУН - Спасибо, хорошо. Скажите, какая разница между мужем и женой и орехами?
ШПРЕХ - Не знаю. Какая же разница?
КЛОУН - Орехи грызутся по праздникам, а муж с женой грызутся каждый день по несколько раз. Господин Шпрех! Как поживает ваш сын?
ШПРЕХ - Ох, не спрашивайте! Можете себе представить, еще мальчишка, а уже пьет, поздно является домой, играет в карты, курит, целый день играет на бильярде, а ему всего только 16 лет.
КЛОУН - Все зависит от воспитания. Вот у меня сын - примерный мальчик - не курит, не пьет, карт в руки не берет, о бильярде понятия не имеет, целый день сидит, дома - просто на радость отцу.
ШПРЕХ - А сколько лет вашему сыну?
КЛОУН - Два года. Все зависит от воспитания. Господин Шпрех! У меня к вам большая просьба. Я на днях именинник, приглашаю друзей, человек 20, в том числе и вас. Знаете, я люблю жить очень широко. Расходы большие - на шампанское и прочее. Я вас прошу одолжить мне до получки рублей сто.
ШПРЕХ - А? Что вы говорите?
КЛОУН - Я говорю, что на днях я именинник. Одолжите мне до получки сто рублей.
ШПРЕХ - Что? Говорите громче!
КЛОУН - Одолжите сто рублей!
ШПРЕХ - Не слышу! (садиться и обращается к клоуну) Вас совсем не слышно (подходят друг к другу)
КЛОУН - А я вас прекрасно слышу. Вот что! Идите к моему аппарату, а я - к вашему. Переходят и опять ложатся па манеж.
КЛОУН - Ну, как вы меня слышите?
ШПРЕХ - Прекрасно.
КЛОУН - Скажите, господин Шпрех, для кого бог создал картошку?
ШПРЕХ - Для людей.
КЛОУН - Я знаю, что для людей, но для каких?
ШПРЕХ - Не знаю.
КЛОУН - Бог создал картошку только для бедных людей.
ШПРЕХ - Почему для бедных?
КЛОУН - Потому, что богатые люди с бедных шкуру дерут, а бедным не с кого шкуру драть, так они с картошки дерут.
ШПРЕХ - Господин Макс, у меня на днях крестины.
КЛОУН - Вы что это - по модному? Свадьбы не было, а уже крестины?
ШПРЕХ - Так вот, я вас приглашаю, только у меня к вам просьба - одолжите мне до получки пятьдесят рублей.
КЛОУН - Что?
ШПРЕХ - Я вас прошу одолжить мне пятьдесят рублей.
КЛОУН - Не слышу.
ШПРЕХ - 50 рублей!
КЛОУН - Громче, не слышно!
ШПРЕХ - (привстает и кричит) Одолжите 50 рублей!
КЛОУН - Господин Шпрех. (оба подходят друг к другу) Аппарат испорчен не работает.
Шпрех машет рукой и уходит с манежа. С главного выхода Максу выносят завернутый в газету сверток. Он разворачивает его - там оказывается деревянная лопата.
КЛОУН - Скажите, для чего эта лопата?
ШПРЕХ - Танцевать. Клоун кладет лопату и танцует на ней. Шпрех останавливает его.
ШПРЕХ - Господин Макс! Не дурачьтесь! Вы же прекрасно танцуете на лопате. Покажите нам.
КЛОУН - Ну, так и быть! Дайте доску!
Выносят подстилки из дерева, размером в квадратный аршин, окрашенный белой краской и кладут в центре манежа. Оркестр играет русскую плясовую. Клоун начинает танцевать, проходит большим кругом по манежу у барьера, с лопатой на плече. От униформы подбегает к доске, лежащей в центре манежа, вскакивает на лопатку и в такт музыке прыгает на лопате, проделывая разные антраша, под конец танца скачет на лопатке к униформе. Его встречает Шпрех. Музыка прекращается.
ШПРЕХ - Господин Макс. За ваш прелестный танец на лопате я дарю вам американское зеркало.
Зеркало круглое, бутафорское, сделано из обруча и заклеено бумагой. Край обруча окрашен, как рама зеркала, а середина посеребрена.
КЛОУН - Большое спасибо! Я хочу посмотреться, как я выгляжу (глядит в зеркало) Ничего не вижу!
ШПРЕХ - В это зеркало нужно смотреть с возвышения.
КЛОУН - Ах, с возвышения? Пожалуйста! Зовет одного из униформистов и влезает ему на плечи.
КЛОУН - Вот вам и возвышение! Дайте мне капор моей бабушки! Я посмотрю, как я в нем выгляжу!
Надевает капор, смотрит в зеркало и прорывает его. Зеркало заряжено платьем оно закрывает его и униформиста. Получается высокая фигура. Оркестр играет польку. Клоун с комическими ужимками танцует. Под конец танца подергивает платье, открывая униформиста. Спрыгивает с него и с обручем в руках бежит вокруг манежа. Платье от быстрого бега надувается, получается надутая колбаса. Галоп. Уход.