Репетиционный период
Вряд ли нужно доказывать, что без напряженных репетиций, без упорного труда не подготовишь новый номер, не овладеешь сложными трюками. Практика показывает, что репетировать можно, и не прекращая выступлений на манеже.
Именно так подготовила новый блестящий номер с рекордными трюками группа канатоходцев под руководством В. Волжанского. Без перерыва в работе полностью перестроил свое выступление жонглер А. Кисс. Но артисту, готовящему новый номер, полагается, как известно, так называемый репетиционный период. Обязательно ли отказываться от него, как это делают некоторые исполнители? Артист, освобожденный от ежедневных выступлений, может с большим успехом заняться созданием оригинального произведения циркового искусства, уделить ему максимум внимания, репетировать и днем и вечером.
Трудно ответить на вопрос, сколько должен продолжаться репетиционный период. Творчество — процесс сложный, оно далеко не всегда поддается регламентированию. Но чрезвычайно важно, чтобы исполнители добросовестно, с чувством высокой ответственности использовали предоставленное им время, чтобы они не считали репетиционный период эдаким отдохновением от трудов праведных. Казалось бы, ясно, что репетиционный период можно брать лишь тогда, когда четко разработан сценарий будущего номера, учтены возможности исполнителей, заказаны реквизит, костюмы — одним словом, все готово к тому, чтобы репетиции проходили интенсивно и плодотворно. Но на деле зачастую бывает по-другому...
В январе прошлого года гимнастки Н. и Э. Твеленевы заявили о своем намерении создать номер. Им было предоставлено время для репетиций. Минуло несколько месяцев, и Твеленевы решили оставить начатую работу и переключиться на создание номера иного характера. Им вторично оформляют репетиционный период. Первые полгода, таким образом, прошли почти впустую. Или другой пример. А. Перепонову вместе с К. Ивановым разрешили создать номер музыкальных эксцентриков. Это было в мае прошлого года. Когда же дуэту музыкальных комиков пора было завершать работу, Перепонов вдруг решил расстаться с Ивановым и стал подыскивать нового партнера. То же самое вынужден был сделать и Иванов. В итоге репетиционный период был продлен, а оплачиваемое до сих пор время ничем не окупилось...
Не слишком ли безответственно и легко относимся мы порой к расходованию государственных средств? И всегда ли надо идти навстречу артистам, которые не дают себе труда серьезно подумать над организацией репетиционного периода, считают себя вправе «на ходу» менять не только творческие планы, но и партнеров?!
Выше мы говорили, что творчество — процесс сложный и всегда индивидуальный. Поэтому по срокам репетиционного периода, конечно же, нельзя судить о добросовестности или недобросовестности артиста: одна работа требует меньше времени, другая — больше. Создание новой группы дрессированных животных может длиться год и больше, как это было, например, с аттракционом В. Тихонова «Зубры и тигры» — это в порядке вещей. Много времени требует подготовка номера с молодыми исполнителями, пришедшими из спорта или из самодеятельности: ведь здесь речь идет не только о создании номера, но и о профессиональной подготовке вчерашних любителей. Известно, что немало репетиционных дней ушло на подготовку выступления акробатов-прыгунов Замоткиных, но затраченное время не пропало даром: сейчас артисты успешно демонстрируют оригинальный, новаторский номер.
Но бывает и так: репетиционный период непомерно растягивается, а творческой отдачи нет. Долго шли репетиции номера «Гимнасты на брусьях», который возглавлял Ю. Вольфсон, но никаких ободряющих сведений об успехах артистов не поступало. Зато регулярно приходили известия о нарушениях ими дисциплины. Дело кончилось тем, что руководитель номера попал в милицию и был уволен. Вот вам и «репетиционный период»! Случай этот, конечно, исключительный. Но ведь можно назвать и других исполнителей, которые без видимых пока результатов находятся на репетиционном периоде с января-февраля прошлого года. И объясняется это отнюдь не сложностью будущего номера, а отсутствием элементарной организованности, четкости в работе. То меняется сценарий, то весь характер номера, то партнеры — и репетиции прекращаются на длительные сроки. Пока что-то «уточняется», «утрясается», «утверждается» — работа стоит.
Вывод может быть только один: надо более обоснованно и ответственно решать вопрос о предоставлении артистам репетиционного периода и строже контролировать тех, кто работает над созданием новых номеров. Пока же этот контроль явно недостаточен, особенно если учесть, что репетиции идут во многих цирках страны, куда сравнительно редко заглядывают режиссеры и работники репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка.
Но контроль контролем. Важно еще, чтобы и сами артисты не забывали, что репетиционный период — очень дорогое во всех отношениях время, предназначенное для особенно плодотворной и напряженной творческой работы.
Журнал Советский цирк. Март 1968 г.
оставить комментарий