Русские трагики конца XIX начала XX века. Ю. Дмитриев
Вступление. B современном театре нет амплуа «трагик», хотя достаточно часто ставятся трагедии. Да и само исполнение трагических ролей претерпело значительную эволюцию.
Теперь все чаще те, кто подобные роли исполняет, стремятся к характерности, и герой трагический раскрывается в ансамбле действующих лиц. Гамлет, Отелло, Карл Моор, Фердинанд, Уриэль Акоста, царь Эдип — при всей их исключительности представляются персонажами, принадлежащими к определенной эпохе и социальной среде, так же как и те, кто их окружает, с кем они связаны узами любви и дружбы, или вступают в конфликт, часто очень острый, кончающийся смертью одном из сторон, a то и всеx, ведущих борьбу. Современные трагические персонажи — это конкретные герои со своими характерами, своим пониманием жизни. Что же касается их противников, то и они ни в коем случае не статисты, нужные лишь для того, чтобы, общаясь c ними, трагический премьер мог подчеркнуть свою исключительность.
Во времена A. H. Островского трагики как особое амплуа существовали. Антрепренеры охотно приглашали их на гастроли. Публика устраивала им овации, a гимназисты на своих плечах их носили от театра до гостиницы. Сам великим драматург относился к некоторым актерам этого направления в достаточной степени иронически. Вспомните, как описывает игру трагика Бичевкина Аркашка Счастливцев: «Еще на репетиции он все примеривался. «Я, говорит, Аркаша, тебя вот как в окно выкину: этой рукой за ворот подниму, a этой поддержу, таки высажу. Так, говорит, Каратыгин делал». Уж я его молил, молил и на коленях стоял. «Дяденька, говорю, не убейте меня!» - «Не бойся, говорит, Аркаша, не бойся!» Пришел спектакль, подходит наша сцена; публика его принимает; гляжу, губы y него трясутся, щеки трясутся, глаза налились кровью. «Постелите, говорит, этому дураку под окном что-нибудь, чтоб я в самом деле его нe убил». Hу, вижу, конец мой приходит. Как я пробормотал сцену, уж не помню; подходит он ко мне, лица человеческого нет, зверь-зверем; взял меня левою рукой за ворот, поднял на воздух; a правой как размахнется, да кулаком меня по затылку как хватит... Света я не взвидел, Геннадий Демьяныч, сажени три от окна-то летел, в женскую уборную дверь прошиб.
Хорошо трагикам-то! Его тридцать раз за эту сцену вызвали, публика чуть театр не разломала, а я на всю жизнь калекой мог быть, немножко бог помиловал...»
Другой трагик - Несчастливцев — готов использовать тот же эффектный прием. И вместе c тем тот же Островский обращал внимание на возвышенное ощущение искусства и жизни, которое было присуще актерам-трагикам, в первую очередь тому же Несчастливцеву. Даже совсем спившийся трагик Эраст Громилов из «Талантов и поклонников» «учил» своего молодого друга, купца Васю, «благородствy». A когда вокруг актрисы Негиной затевалась подлая интрига, он оказывался на стороне тех, кто помогал ей провести бенефис, тех, кто, по его мнению, поступал «благородно».
Что же касается Несчастливцева, то он вступал в борьбу c пошлостью, развратом, алчностью помещичьей и купеческой жизни ради утверждения высоких идеалов искусства и любви. И сам малообеспеченный человек, жертвовал, в общем-то посторонним людям, деньги, которые ему самому были очень нужны. Споря c противниками, Несчастливцев говорил самым возвышенным слогом, как полагается героям Шиллеpа. В чем же причина притягательности искусства трагических актеров? Почему это сценическое направление выдвинуло замечательных художников: Ф. Г. Волкова, И. A. Дмитриевского, A. C. Яковлева, B. A. Каратыгина, гениального П. C. Мочалова, а в конце XIX века Великую М. H. Ермолову?
Думаю, что причины были не только художественные, но и социальные, точнее— социальные обстоятельства оказывали воздействие на обстоятельства художественные. Чтобы верно раскрыть эту проблему, коротко остановимся па творчестве некоторых артистов ХIХ века. Темы свободы, борьбы c рабством и его порождениями — трусостью, корыстолюбием, ложью, чванством знатных, неуважением к человеческой личности — звучали особенно остро и революционно в годы реакции, наступавшей после восстания декабристов. Творчество П. C. Мочалова (1800-1848 гг.), для которого эти темы стали основными, было близко и дорого передовым людям, жившим в условиях николаевской деспотии. Отсюда и восторженный тон статей B. Г. Белинского, посвященных трагику.
Создавая Чацкого, Kарла Мoopa, Фердинанда, Гамлета, Оттело, короля лира, Ричарда III и других, Мочалов решительно порывал с эстетикой классицизма, еще недавно господствовавшей на театре, c ее рассудочностью, требованиями формальной завершенности образа, точного обозначения положительного ила отрицательного. Его герои жили ощущением того, что мир находится в хаотическом состоянии, что в нем отсутствуют гармония и справедливость. Они активно отвергали этот мир, искали свои идеалы жизни и человека, впрочем, рисующиеся им довольно неопределенно.
Романтический герой Мочалова был всегда одинок, он возвышался среди людей, подобно скале на равнине. И жизнь такого героя обычно складывалась трагически, но, даже погибал, оп отказывался подчиниться обывательской морали, боролся до конца и смертно своею поднимался над окружающей жизнью. Конечно, такой актер, как Мочалов, оказывался близок тем, кто так или иначе продолжал дето декабристов: A. И. Гeрценy, M. Ю. Лермонтову, B. Г. Белинскому, A. B. Кольцову, A. A. Григоpьеву и другим, также мучительно страдавшим в удушливой атмосфере николаевского режима.
Мочалов обычно изображал своих героев в период наивысшего подъема всех их душевных сил, в напряженной борьбе и муках отстаивающих идеалы свободы и справедливости. Многое в его игре казалось прeувеличенным, доведенным до степени гиперболы. Персонажи Мочалова жили в разные эпохи, принадлежали к разным сословиям. Но при всех условиях актер прежде всего стремился говорить o том, что волновало его современников. Eго герои добывали свободу, вели борьбу c внешним и внутренним рабством. Игра Мочалова вызывала восторг перед силой человеческого духа, укрепляла веру в человека, активно отстаивающего свои идеалы.
Вместе c тем его исполнение отличалось повышенной эмоциональностью, контрастностью, постоянной сменой настроений, присущие герою противоречия предельно заострялись. Это побуждало актера прибегать к особым приемам работать над ролями, к особой манере сценического поведения. Хорошо известно, что Мочалов выделялся неровностью игры и, потрясая публику в одних сценах, мог быть совершенно неудовлетворителен в других. Одну и ту же роль мог сыграть прекрасно и провалить. Почему так происходило? Не будем говорить o тех пьесах, в которых ничего, кроме сценических эффектов и возгласов, не было. Артист не профанировал своих чувств и, вынужденный играть в подобныx пьесах, по большей части бывал неудовлетвoрителен. Но срывы случались даже в лучших ролях, и это требует разъяснений.
Работая над ролью, Мочалов стремился представить ее в целом. При этом его мало интересовала историческая, социальная, a тем более бытовая конкретность образа, он почти не уделял внимания деталям. На репетициях артист никогда не устанавливал твердых мизансцен, не разговаривал полным тоном. Его постоянная партнерша П. И. Орлова рассказывала: «Он всегда хорошо выучивал роли, но никогда не пробовал их интонациями, позами, движениями, как Каратыгин»*.
*Орлова П. И. Отрывки из дневника. В сб.: Павел Степанович Мочалов.— M.: искусство, 1953, c. 360.
И костюм он надевал, какой подадут. Если на спектакле, в силу различных причин, он не мог творчески сосредоточиться, то сразу же проступало несоответствие между стремлением к яркой эмоциональной форме и вялостью исполнения. Он не был готов к исполнению. Метод, которого придерживался Мочалов, требовал от актера не только огромного таланта, но и постоянного творческого вдохновения. A так как оно приходило не всегда, a артист не всегда знал, как его вызвaть, то он и прибегал к самому простому средству: возбyждал себя искусственно, часто при помощи вина. Bино же становилось средством успокоения, забвения и нового возбуждения.
Известно, что Каратыгина, тщательно готовившего свои роли, справедливо рассматривали как антипод Мочалова. Особенно убедительно об этом написал Белинский в знаменитой статье «И мое мнение об игре г. Kаратыгина». Но при всей разнице между этими актерами, те персонажи, которых изображал Каратыгин, также возвышались над обычными людьми, приобретали качества исключительности. И спектакли, в которых выступал Каратыгин, тоже казались гастрольными, поставленными специально для него. В спектаклях, где играли Мочалов и Каратыгин, остальные исполнители только пoдыгрывали корифеям. Признавал талант Каратыгина, его трудолюбие, Белинский никогда особенно им не восхищался. Ему не импонировал каратыгинский аристократизм, стремление показать, предположим, короля Лира не столько страдающим человеком, сколько лишенным трона венценосцем. По мнению многих прогрессивных театралов, Каратыгину, точнее — его персонажам, не хватало горячего сердца.
Следует напомнить, что в конце своей жизни Белинский к Mочалову охладел. B это время его кумиром становится M. C. Щепкин. Вслед за Пyшкиным и Гоголем критик утверждал, что театр должен показывать людей во всем разнообразии их характеров, что не существует людей с одним патетическим элементом в xapaктepe, без примеси чего-нибудь бытового, сметного, как не может быть только комического без элементов патетического. Но как раз Мочалов и Каратыгин были только трагическими актерами. Все остальные стороны изображаемых персонажей им были чужды.
Kонечно, дело заключалось не только в этом. В 40-e гoды Белинский все ближе подходил к материалистическому пониманию роли народа в о6щественной жизни, к тому, что народ в состоянии изменить общественный порядок. Отсюда утверждение, что основными героями театра и литератyры могут и должны быть рядовые люди. Для того чтобы искусство было действительно правдивый и подлинно народным, нужно, — писал Белинский, — «обратить внимание на толпу, на массy, изображать людей обыкновенных, a не приятные только исключения из общего правила, которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование и носят на себе чужой оттенок».*
*Бeлинский В. Г. Полн. собр. соч., Т. XIII.— л., АН СССР. 1946 -, c. 177.
В 40-e, a особенно 50-e годы XIX века, и чем дальше, тeм все более очевидно, на русской сцене все реже появляются романтические герои-одиночки все более активно утверждается тема простого человека из народа, иногда поднимающегося до степени подлинного драматизма п даже трагизма. И именно в это время начинается активная борьба за сценический ансамбль, за утверждение того театра, который через много лет будет определяться как режиссерский. Значит ли это, что трагики вовсе сошли со сцены? Нет, конечно, но количество их начало уменьшаться. Но главное заключалось в другом. Артисты, выступавшие в трагических ролях, во всяком случае некоторые из них, в том числе и те, кто не входил в определенную труппу, a гастролировал, теперь все чаще обращались к современному репертуару, создавали конкретные характеры. Островским, наряду c Шекспиpом, становится драматургом, которого играют в гастрольных спектаклях.
Во второй половине XIX века выдающаяся трагическая актриса П. A. Стрепетова (1850-1903) прославилась прежде всего исполнением таких ролей, как Лизавета в «Горькой судь6ине» A. Ф. Писемского, Катерина в «Грозе» A. Н. Островского, Степанида в «Около денег» A. A. Потехина и В. A. Крылова. Другой трагический актер П. H. Орленев (1569-1932), игравший в начале ХХ века, добивался успеxа в ролях царя Федора Иоанновича в трагедии A. К. Толстого, Раскольникова и Дмитрия Карамазова в инсценированных романах Ф. M. Достoевскогo, Освальда в «Привидениях» Г. Ибсена, Павла I в пьесе того же названия Д. C. Мережковского и других.
И еще одна трагическая актриса, чье творчество также приходится на конец XIX — начало ХХ века, — В. Ф. Комиссаржевская (1864-1910), прежде всего имела успех в ролях современниц: Лизы («Дети солнца» М. Горького), Ларисы («Бесприданница» A. H. Островского), Hoры («Кукольный дом» Г. Ибсена), Рози («Бой бабочек» Г. Зудермана), Нины заречной («Чайка» A. П. Чеxова) и других. Известное исключение составляла M. H. Ермолова (1853-1928), тяготевшая по Преимуществу к драматургии Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега, к романтическим, общечеловеческий образам. И величайшая заслуга М. Н. Ермоловой в том, что она в тяжелейшее время реакции, безвременья 80-x годов прошлого столетия и в 90-e годы нашего века, когда, по словам А. А. Блока, «Но6едоносцев над Россией простер совиные крыла», — утверждала героинь, активно отстаивающий свое человеческое достоинство, вступавших в борьбу c силами зла. Однако и эта актриса все больше, как это доказал С. Н. Дурылин в своей известной книге «Мария Николаевна Ермолова», склонялась к характерности, особенно когда она играла в пьесах одного из самых любимых ею драматургов — A. Н. Островского. И все же оставались актеры, пусть немногие, которые и во второй половине ХIХ века пытались продолжать мочаловскую традицию. Вероятно, самым талантпивым среди них можно считать M. T. Иванова-Козельского (1850-1898). Что же касается каратыгинской школы, то к ней ближе стоял Н. К. Милославский (1811-1882). Но меня в данном случае особенно интересуют те трагики, чье творчество относилось к веку ХХ, трагики, прямо противостоявшие эстетике, которую утверждал Московский Художественный театр. И не потому, что в спораx c МХТ эти актеры оказывались правы. Наоборот, очевидно, что они представляли искусство, во многом отживающее. Но изучение творчества этих актеров интересно по крайней мере по двум обстоятельствам. Во-первых, история русского театра чрезвычайно богата, и, чтобы ее понять и оценить во всем объеме и разнообразии, следует ее рассматривать c разных сторон. Во-вторых, несмотря на то, что трагики романтического толка в ХХ веке представляли в известной степени отживающее искусство, нельзя отрицать, что некотоpые стороны их творчества, и прежде всего подлинный темперамент, героическое начала, искренность, лиризм, продолжали импонировать зрителям и вызывать их восторг.
Это были подлинные дети богемы, странствующие рыцари искусства, рыцари благородства и красоты, не желавшие мириться c кулаками-антрепренерами, с полицейским произволом, с бюрократизмом чиновников. В пламенных монологах они утверждали до6ро и справедливость, вели бои против любых форм зла и угнетения человека. И пусть их идеалы иногда казались весьма абстpактными, все равно они волновали тех, кто соприкасался c их творчеством. Нельзя также не учитывать, что в условиях провинциального театра пьесы Шекспира И. Шиллера (а именно в них играли актеры, о которых пойдет речь в книге), выполняли важную не только культуртрегерскуго, но и общественную роль.
Еще одно существенное обстоятельство: в анархическом, богемном стремлении к сaмоyтверждению, при всех его издержках, в творчестве русского трагического актера чувствовался активный протест против мещанского мира, о6ывательских форм жизни, характерных для дореволюционной России. И это вызывало восторги зрителей, прежде всего молодежи, заставляло ее реагировать на спектакли часто даже с излишней экспрессивностью. Актеры, о которыx пойдет речь в этой книге, выступали по преимуществу как гастролеры. И если они и работали в той или другой труппе, то главным образом в начале своей карьеры. Гастролируя, они часто заезжали в такие глухие yглы, где Их выступления в высоком репертуаре были поистине «лучами Света».
Гастрольная система имела свои положительные и отрицательные стороны. Переезжая из театра в театр, гастролер мог ограничить свой репертуар небольшим числом ролей, но зато непрерывно их совершенствовал. B условиях, когда в провинции труппы выпускали две, a то и три прeмьеры в неделю, это имело большое положительное значение. Зрители, встречаясь c таким гастролером, приобщались к настоящему искусству. Но, c другой стороны, уж коли антрепрeнер пригласил гастролера, он хотел, чтобы тот обеспечил ему сборы, a это значило, имел бы успех y любой публики, в том числе эстетически неразвитой. И гастролер, чтобы привлечь внимание, иногда бывал вынужден прибегать к самым крайним формам воздействия на зрительный зал, к тому, что определялось, как пускание мозгов в потолок». И конечно, гастролер, как правило, был мало заинтересован в артистическом ансамбле, ему надо было в первую очередь себя показать.
Положение гастролеров заставляло этих актеров выступать в мелодрамах, иногда весьма посредственных, a то и вовсе скверных, но дающих возможность показать наиболее эффектно те или иные стороны их даровaния. Из довольно большого числа провинциальных актеров-трагиков, продолжавших свои путь и в ХХ веке, по преимуществу ограничивавших свой репертуар пьесами Шекспира и Шиллера, мы рассматриваем творчество, на наш взгляд, наиболее типических — это братья Роберт и Рафаил Адельгейм, Николай Петрович Россов, Мамонт Викторович Дальский и Павел Васильевич Самойлов.
Для того, чтобы читателям стала ясной та традиция, которую подхватили актеры-трагики начала ХХ века, мы расскажем об Анатолии Клавдиевиче Любском.
оставить комментарий