С альбомом и карандашом
С утра собираются артисты в цирк. Закончив репетировать свой номер, одни отправляются в красный уголок к бильярду, другие — в буфет, третьи побродить по улицам или в кино.
Юрий Рожков же занимает место в первом ряду зрительного зала, достает небольшой альбом, карандаш. Несколько штрихов — и на листе появляется фигура прыгуна или эквилибриста на шаре, изображение скачущей лошади. Когда у Рожкова выдаются свободные часы, у него никогда не возникает вопрос, чем заняться, — он садится рисовать. Это его давнее увлечение. Школьником еще Юрий посещал изостудию Дворца пионеров, получал грамоты за участие на выставках детского творчества. Во время службы в Советской Армии Рожков оформлял стенгазеты, украшал Ленинскую комнату, имел за это благодарность командования.
После демобилизации молодой артист выступал в номере под руководством В. Зимина. Сейчас Рожков участвует в представлении «Пароход идет «Анюта». Товарищи, зная его художественные наклонности, избрали в редколлегию стенгазеты. Оформляя красочные выпуски «Комсомольского прожектора», он стремится остроумно высмеять в нем различные недостатки. В Омском цирке комсомольцы сказали Рожкову:
— Вот тебе тема: существует хорошая душевая, а воды горячей никогда нет.
Верно, но как изобразить эту беду на бумаге? Ходил Юрий, думал и вдруг слышит такой разговор: «Пошли, помоемся!». «Так опять воды нет». «Я тебя из лейки полью». Юрий скорей схватил карандаш — и вот готов рисунок «Акробаты в душевой». Один стоит у другого на плечах и поливает товарища из лейки. Карикатуры Рожкова появляются не только в стенной печати. Вот что произошло несколько лет назад во время гастролей в Мурманске. В цирк пришел редактор местной газеты «Арктическая звезда», чтобы взять интервью у артистов. Он случайно увидел юмористические рисунки Рожкова, заинтересовался ими и предложил ему: «Сделайте что-нибудь для нас».
Юрий принес в редакцию карикатуры на международные темы. Сейчас у него хранится вырезка из газеты, где они были напечатаны. В Алма-Ате он уже сам предложил сатирические рисунки отделу иллюстрации «Ленинской смены». Рисунки Рожкова печатались и в других газетах. В прошлом году Рожков поступил на факультет рисунка Дома народного творчества, а недавно артист успешно перешел на второй курс. Увлечение, как видите, весьма серьезно. С собой он возит объемистый чемодан с книгами о теории и истории живописи, о творчестве художников.
В выходные дни Рожков часто предлагает друзьям: «Пойдемте в музей, успеете еще постучать в домино». Сам он, в какой бы город ни приехал, обязательно побывает в художественном и краеведческом музеях. Нередко любитель встречает там картины больших мастеров, красочные образцы народного творчества и прикладного искусства. Оказавшись в Москве, артист всегда выкроит время, чтобы провести несколько часов в Третьяковской галерее или в Музее изобразительных искусств. Переезжая из города в город, Рожков ведет своеобразную художественную летопись их роста. Например, когда-то он сделал набросок деревянного старого цирка. Через несколько лет, приехав в тот же город, он находит новое цирковое здание из бетона и стекла. И вокруг произошли изменения. Там, где теснились низенькие домики, поднялись большие светлые корпуса. Артист достает альбом, который всегда при нем, карандаш и спешит нарисовать новый пейзаж.
Но, конечно, больше всего у Рожкова рисунков на темы цирка, искусства, которому он посвятил себя. Увлечение рисованием делает его жизнь полнокровнее, ярче, интереснее.
К. Г
Журнал Советский цирк. Февраль 1965
оставить комментарий