Путь артистов Ники и Юрия Шубиных
На арену вынесли невысокий стол с прикрепленной к нему лестницей. Инспектор манежа объявляет: «Ника и Юрий Шубины!» После нескольких тактов музыки на манеж быстро выходит молодая женщина и ее партнер с тростью в руке. Взбежав на стол, он опускает трость, и, опираясь на руку Нины, исполняет стойку. Нина Шубина отошла в сторону, а Юрий фиксирует стойку на одной руке. Трюк не сложен, но исполняется безупречно, и зрители дружно аплодируют такому началу. Затем в стремительном темпе исполняется комбинация из парных стоек, акробатических прыжков. Они и жонглируют, но необычно: Юрий бросает и ловит кольца, стоя на голове. Заканчивается комбинация несколькими красивыми стойками на столе, в которых Нина выступает в роли нижней. Мягко, без напряжения, уверенно держит она партнера. Вот Нина стоит на голове партнера, а Юрий поднимается с ней на стол, садится, исполняет пируэт, и затем вдвоем они исполняют очень красивую стойку. Без паузы они переходят к финальному трюку. Юрий, переступая по двум свободно стоящим лестницам, удерживает в балансе Нину, стоящую одной ногой у него на голове.
Номер небольшой, состоит из двух комбинаций, но построен так, что требует напряжения сил, внимания и отличного чувства контакта.
Трудный путь прошли они от студентов Государственного училища циркового искусства до артистов цирка высшей категории и почетных членов английской Ассоциации акробатов. А было это так...
Осенью 1943 года на первый курс циркового училища были зачислены студенты Нина Шубина и Юрий Вагнер. Однажды, в начале учебного года на втором курсе, когда Юрий репетировал чечетку, преподаватель, танцев Клавдия Ивановна Филатова предложила ему подготовить номер «Ритмические танцы». Нину Шубину, игравшую на рояле, попросили аккомпанировать. На репетициях и в последующих концертах они и познакомились. Перейдя на третий курс, они начали готовить номер «Акробаты-эквилибристы». Исполнители такого номера должны быть не только акробатами, но и жонглерами, уметь удерживать друг друга в сложном балансе, отлично стоять на руках. В самом начале Нина не могла понять, что, стоя ногами на голове партнера, нельзя балансировать самой, даже когда кажется, что падаешь. Она невольно старалась сохранить равновесие, и это приводило к потере контакта: у Юры нарушался баланс и... приходилось все начинать сначала. Полтора года ежедневных напряженных репетиций, радостей и огорчений, разбора неудач. Наконец, был назначен день просмотра. Но выпускной просмотр — это особое волнение: студенты-выпускники держат экзамен на право называться артистами советского цирка! У Нины и Юрия просмотр прошел лучше, чем они ожидали. Ни одного завала!
Первое выступление в Архангельском цирке запомнилось им на всю жизнь. Вот как об этом рассказывает Юрий Шубин: «Сознание того, что это настоящий цирк, а не училище, что мы — артисты, а не студенты, заставляло волноваться. Ведь все просмотры были в училище, где знакома каждая мелочь. В цирке — все ново. Среди участников программы было не мало воспитанников училища. Артисты отнеслись к нам по-дружески. На представлении все прошло хорошо, но Нина едва не упала, и случилось это по моей вине.
Перед финальным трюком она стоит у меня на голове одной ногой и я поднимаюсь с ней по ступенькам лестницы на стол. Поднимаясь, всегда считаю ступени, чтобы знать, когда окончилась лестница. Всего семь ступенек. Но на первом представлении я от волнения перешагнул сразу через две ступеньки, сбился со счета и, когда полагал, что становлюсь на последнюю ступень, ощутил пустоту. Нога как бы провалилась, произошло резкое движение, и я чуть не потерял баланс. Если бы в этот момент Нина расслабила ногу или сделала незначительное движение корпусом, — падение было бы неизбежным. Но Нина стояла хорошо. И хотя зрители ничего не заметили, товарищи все видели».
Став артистами, Нина и Юрий много работали. Номер, улучшаясь, несколько изменился. Но вот в 1951 году в Одессе произошел случай, о котором они вспоминать не любят... Были сшиты новые костюмы — очень красивые и удобные. Шубины решили выступить в них на одном из вечерних представлений. Цирковые артисты одеваются, гримируются и бывают готовы за насколько номеров до своего выхода. В этот вечер Нина и Юрий были готовы к выступлению, как всегда. Но когда исполнялся финальный трюк, случилось неожиданное. Пока Юрий, переступая по ступенькам лестницы, поднимал стоящую у него на голове Нину, все шло хорошо. Но на верхней точка Нина, как она это делала всегда, став в «арабеск», почувствовала, что костюм узок в бедрах. Появилось непривычное ощущение скованности. Лишь на мгновение неудобство костюма отвлекло ее внимание, и этого оказалось достаточно, чтобы произошло непоправимое: балансовый контакт с нижним был нарушен, нога Нины потеряла упор, соскользнула с головы Юрия на его плечо, и Нина упала с пятиметровой высоты. Нога задела угол стола. Быстро вскочив, Нина убежала за кулисы и снова упала — от нестерпимой боли в ноге. Но через две недели Шубины продолжали гастроли.
В 1952 году Нина и Юрий Шубины выступали в Москве на Первом Всесоюзном смотре цирковой молодежи и были награждены почетными грамотами. Через год Шубиных пригласили в Финляндию для участия в месячнике дружбы. Так начались гастрольные поездки за рубеж. Они выступали в Швеции, Бельгии, Франции, Англии, Венгрии, Чехословакии.
В 1956 году в Англии Н. и Ю. Шубины были избраны почетными членами английской Ассоциации акробатов. Они — первые из русских артистов, принятых в эту организацию.
Шубины полны творческих замыслов. Нет сомнения, что новые трюки, созданные артистами, обогатят и украсят их номер.
Л. ШЛЯПИН
Журнал Советский цирк декабрь 1959 год