Исторические связи цирка и театра
Истоки искусства театрального и циркового едины. Они берут свое начало в народных игрищах, приурочивавшихся к охотничьим, скотоводческим и земледельческим празднествам. Эти игрища-действа в течение десятков тысячелетий проходили сложнейший путь развития, прежде чем выделяли из себя тот или иной вид искусства. С достаточным основанием можно предположить, что элементы, сформировавшиеся впоследствии в жанры циркового искусства, приобретали самостоятельность, выделяясь из игрищ, ранее всего. Ведь исторически первыми возникали игрища, непосредственно связанные с общественным бытом человека-воина, человека-охотника. Следовательно, естественно предположить, что эти первоначальные игрища имели в своей основе действия физического — спортивно-трюкового и танцевального — характера. Эти элементы возникнув первыми, первыми развивались, первыми они и выделялись из системы народных игрищ. Предположение, что процесс шел именно так, подтверждают нам некоторые исторические данные: стенная живопись древнего Египта, датируемая четвертым тысячелетием до н. э., изображающая исполнителей, существовавших уже в то время отдельно танцевально-цирковых номеров; фрески критских дворцовых галерей (2 тысячи лет до н. э.) с зарисовками зрелищ циркового характера; упоминание Гомером кюбистетеров — древнейших акробатов, — демонстрировавших свое искусство на пиру у Менелая, и многое другое.
Кюбистетер — от глагола «кюбистао», обозначающего всякое движение вниз головой — нырять, кувыркаться.
Эту мысль подтверждает и искусство древнейших западноевропейских гистрионов и русских скоморохов, творчество которых сформировалось на основе мастерства исполнителей, выделившихся из народных игрищ. Храня в зародыше все виды театрально-исполнительских искусств, их творчество носило предельно действенный, трюковой характер. Их художественный образ строился на принципах, во многом близких принципам циркового искусства, как мы их понимаем сегодня.
К XIV—XV векам искусство гистрионов было уже пройденным этапом, подготовив искусство фарсовых актеров-буффонов и выделив из себя самостоятельные цирковые жанры. Отсюда начинают расходиться пути развития театрального и циркового искусств.
Сатирический народный фарс, основанный на резкой критике современного общества, утвердившийся в XV веке, возник на тематическом, текстовом и действенно-трюковом материале представлений гистрионов. В свою очередь, фарс в силу народности и реализма послужил основой для возникновения театра Возрождения.
Параллельно шел другой интересный процесс. Возникающие в XV веке бродячие труппы, объединяющие лицедеев-фарсеров и представителей классических цирковых жанров, давали свои представления на парижских ярмарках. К концу XVI века их спектакли представляют собой многочисленные номера канатоходцев, прыгунов, эквилибристов, акробатов, выступления которых все более и более органично входят в сюжетную ткань спектакля. Дальнейшее развитие этих театров привело к возникновению в недрах ярмарочного театра трюковой пантомимы комической оперы и водевиля. Характер представлений ярмарочного театра требовал синтетического мастерства от актеров. Например, знаменитый канатный плясун Антонио был одновременно и великолепным прыгуном и отличным танцором, что давало ему возможность выступать в спектаклях Королевской музыкальной академии и быть хорошим актером на роль Пьерро. Приемниками ярмарочных театров являются театры бульвара с их пантомимными и акробатическими программами, легкими диалогами, смешанными с танцами и пением. Наконец, в 1792 году открывается театр «Водевиль», актеры которого были мастерами легкого диалога, танца, пантомимы, пения и акробатического искусства.
Первыми профессионалами в театре выступают гистрионы-жонглеры, и, хотя их творчество постепенно вытесняется творчеством актеров-лицедеев, традиции их искусства пронизывают всю историю театра, вплоть до конца XVIII века. От синтетического творчества гистрионов через разложение средневековым фарсом религиозной основы мистериальных представлений и дальнейшего развития фарса в ренесансную комедию через синтетическое театрально-цирковое искусство ярмарочных театров к высокоразвитым классическим цирковым жанрам, трюковой пантомиме, комической опере, водевилю — таковы основные этапы развития сценического искусства, в результате которого к концу XVIII века и театр и цирк окончательно обретают свои современные организационные формы.
2.
В России развитие театрально-циркового искусства в силу многих причин протекало крайне неравномерно. Достигнув высокого уровня еще в Киевской Руси (XI в.), где давались большие театрально-цирковые представления, творчество скоморохов в дальнейшем подвергалось сильнейшему гонению церковью. Однако условия, сложившиеся к середине XVI века, привели к кратковременному, но бурному развитию скоморошьего искусства.
В это время скоморохов включают в штат царского потешного чулана (1572 г.), позже строится первое театральное здание на Руси (1613 г.), где вплоть до середины века силами скоморохов и шпильманов давались театрально-цирковые представления. Но этот расцвет был не долог. В 1648 году царским указом скоморошество было запрещено. Однако глубоко народное искусство скоморохов уничтожить было нельзя, и оно продолжало жить в «медвежьей потехе», в «масленичной игре» — комедии, в которой образ Карпа-скомороха занимал важное место, в представлениях «вертепа и петрушки», в устной народной драме. Сильное влияние древнего искусства скоморохов прослеживается и в городском демократическом театре XVIII века, где большая роль принадлежит многочисленным шутовским персонам во главе с Гаером, воссоздавшим не забытый еще народом образ скомороха с его комическими монологами и шутовскими трюковыми проделками. В представлениях этого театра часто участвуют акробаты. Постепенно, с развитием драматургии классицизма и комической оперы, народная рукописная драма отживает свой век. Ее представления переходят в балаган, где она просуществовала до конца XIX века. Но знакомство писателей со спектаклями городского площадного театра определило некоторые существенные черты русской драматургии от Сумарокова до молодого Крылова.
Таким образом, мы видим, что долгий путь развития театрально-циркового искусства, в течение которого оба искусства теснейшим образом взаимодействуют, находясь часто в единых организационных рамках, с одной стороны, приводит, в силу усложнения тем и идей действительности, отображаемых этим искусством, к постепенному сведению на нет значения цирковых жанров и все большему преобладанию в нем чисто лицедейского, театрального начала, а отсюда к возникновению соответствующего драматургического репертуара к современных форм театрального искусства; с другой стороны, этот процесс приводит ко все большему совершенствованию классических цирковых жанров, находящихся в организационных формах народного площадного театра, балагана, странствующих групп комедиантов и т. п. Эти цирковые жанры в конце XVIII века обретают свою базу на манеже современного цирка. Первый такой цирк — «Амфитеатр Астлея» — был открыт в Лондоне в 1772 году. Через десять лет его филиал — «Английский амфитеатр» — начал давать свои представления в Париже.
3.
Как же в дальнейшем влияют друг на друга эти обособившиеся виды сценического искусства?
В отношении цирка во всех процессах его дальнейшего развития мы наблюдаем сильное и постоянное влияние театральной культуры. Вначале это влияние сказывалось в освоении на манеже достижений тех предшествующих форм зрелища, в которых искусства театральное и цирковое существовали еще нераздельно. В первых же цирковых программах появляются пантомимы. Заимствованные на первых порах из репертуара ярмарочных театров, они быстро сменяются конной пантомимой, основанной на использовании навыков наездников-акробатов и дрессировке лошадей. Одновременно с этим возникают сюжетные трюковые сценки, использующие слово; возникают на манеже и юмористические диалоги, близкие по природе диалогам балаганных шутов. К влиянию бульварных и ярмарочных театров следует отнести и приобретение многими цирковыми жанрами сюжетной и тематической основы, что сильно расширяло рамки формировавшегося в то время художественного циркового образа. Все эти влияния были несомненно благотворными, особенно в процессах становления цирковой пантомимы и клоунады.
Но с начала XIX века влияние театра на цирк начинает приобретать отрицательное значение. Происходит перерождение цирковой трюковой пантомимы в театральную постановочную пантомиму-феерию. Разговорная же цирковая пантомима, подчиняясь общему процессу «театрализации» цирка, перерождается в обстановочные мелодрамы типа «Мучеников» по Шатобриану, «Тристана и Изольды» и им подобных, основанных на богатой костюмировке, использовании театральной машинерии и вообще замене цирковых средств выразительности средствами театральными. Актер цирка уступает место актеру театра. Цирковая арена слилась со сценой, и цирк выродился в театр для постановки феерий.
Русский столичный цирк слепо следовал западным образцам. В репертуаре наезжающих заграничных трупп, а затем казенного (с 1847 года) цирка все больше и больше места занимают пантомимы, в которых театральные постановочные принципы доминируют над цирковыми. Подобная практика, конечно, не могла привести к положительным результатам.
Начиная со второй половины XIX века, точнее с 60-х годов, история циркового искусства тесно связана с его демократизацией, с новым зрителем, пришедшим на смену прежней, чисто аристократической публике, и, как следствие этого, начинается широкое привлечение на манеж цирковых жанров, бытовавших до того времени в основном на ярмарочных площадях и в балаганах,— партерных гимнастов, акробатов, фокусников, атлетов и т. п. Новый зритель на первых порах заставил цирк вернуться к постановкам старых комических и героико-батальных пантомим, которые, однако, быстро сменяются романтической разбойничьей и военно-исторической пантомимой. Это являлось началом очередного наступления театра на цирк.
Манеж цирка, вновь подвергаясь влиянию театра, теперь буржуазного развлекательного театра, все больше и больше заполняется постановками опереточного характера, широко использующими приемы канкана и шансонетки. Кажется, цирк опять быстро идет к своей гибели. Но этого не происходит, ибо основой представлений на этот раз остаются все-таки жанры чисто цирковые — воздушные и партерные акробаты, дрессированные животные и особенно клоунада и конный цирк. И в дальнейшем, несмотря на продолжающееся усиление влияния буржуазного развлекательного театра, истинно цирковые жанры не сдают своих позиций и продолжают занимать ведущее положение в некоторых видах цирковых пантомим. Такими пантомимами были возникшие на базе синтеза новой цирковой техники, высокой художественно-оформительской культуры и мастерства цирковых артистов водяная и историко-этнографическая пантомимы. Этими постановками завоевывают себе большой успех и петербургский цирк Чинезелли, и цирк братьев Труцци, и немецкий цирки Шумана и Буша, и открытый в 1911 году в Москве цирк братьев Никитиных.
4.
Октябрьская революция поставила перед русским цирком новые громадные задачи. И совершенно естественно, что решение этих задач цирк начал искать прежде всего на путях создания пантомимы — жанра, способного, как никакой другой жанр цирка, стать выразителем новых идей. Но, к сожалению, люди, возглавившие в то время поиски нового в цирке, были далекими от понимания специфики и задач, поставленных перед новым цирком. Заполнив манеж балетно-карнавальными постановками, постановками отвлеченно сказочного характера и различного рода стилизациями, в форму которых делались попытки вложить революционное содержание, они вновь повторили вековую ошибку, поведя цирк по пути уничтожения его специфики и замены ее спецификой театральной. Такими постановками были «Шахматы» И. Рукавишникова, «Пьерро и Коломбина» К. Голейзовского, «Рыцарь золотого льва» и др. После многих ошибок правильный курс был найден на пути возрождения традиций цирковой пантомимы. Этот путь шел от постановки «Черного пирата» (1928 г.), через «Махновщину» (1929 г.), в которой впервые прозвучала современная тематика, к классической «Москва горит» В. Маяковского — великолепному образцу, намечавшему новые пути в области цирковой пантомимы, единственному до сих пор произведению большой драматургии для цирка. К сожалению, после этих постановок, казалось бы, прочно наметивших пути развития советской цирковой пантомимы, начали опять повторяться ошибки прошлого. Нужно отметить, что за прошедшие 20 лет наш цирк не может похвалиться успехами в области пантомимы. Из трех наиболее крупных пантомим две — «Трое наших» (1942 г.) и «Приключения поводыря с медведем» (1955 г.) — при всем успехе не являлись новым словом в своей области, а пантомима «Выстрел в пещере» (1954 г.), повторяя ошибки прошлого, эклектически объединяла театральные и цирковые постановочные приемы.
Теснейшим образом связано с влиянием театральной культуры на советский цирк и широкое распространение, начиная с первых же лет революции, парадов-прологов и апофеозов, имевших самую разнообразную форму,— ораторий, интермедий, маленьких пантомим и др. Эти парады-прологи сыграли едва ли не главенствующую роль в становлении стиля советского циркового представления.
Из сказанного ясно, что влияние театра на цирковое искусство носило постоянный, но двойственный характер. Несомненно, положительными результатами этого влияния является привнесение в цирк высокоразвитой художественно-оформительской театральной культуры, культуры слова и широкое восприятие цирком элементов хореографии, музыки — всего того, что поднимает искусство цирка как синтетическое искусство на высшую ступень развития. Несомненно, что театр оказал большое влияние на формирование современных форм циркового номера и всего спектакля в их строгой архитектонике, подчиненной единому режиссерскому замыслу. Но случалось, что влияние театра на цирк приводило к разложению циркового искусства. Легко заметить, что особенно бурно процессы «поглощения» цирка театром протекали в переломные эпохи. И происходило это оттого, «то в эти эпохи цирку начинали предъявлять новые для него требования, удовлетворить которые сразу в силу своих форм цирк не мог. Но это, так сказать, историческое объяснение. Методологическая же ошибка заключалась в непонимании того, что у цирка, как и любого другого самостоятельного вида искусства, есть своя специфика как в сфере содержания, так и в сфере формы.
5.
Как же шел обратный процесс влияния цирка на театральное искусство?
Явления, родственные природе циркового искусства, наблюдаемые в театре вплоть до конца XVIII века, как уже замечалось, были следствием общности их происхождения. Это относится к творчеству фарсовых актеров площадных театров и театра Бургундского Отеля, к комическим персонажам театров бульвара, к «дедам» и зазывалам русского балагана, к комическим персонажам устной народной драмы и городского демократического театра. Бросается в глаза то обстоятельство, что творческие принципы построения художественного образа этих персонажей являются по нашим теперешним понятиям в основном принципами цирковыми. И действительно, эти принципы не находят себе широкого применения на театральной сцене, но начинают определять все дальнейшие процессы формирования комического образа на манеже цирка.
Дальнейшее развитие буржуазного театра почти исключало восприятие им здоровых начал народного циркового искусства. Цирковые средства привлекались лишь в развлекательный театр, да и там часто извращались привнесением в них элементов эротики или гиньоля. Исключения лишь подчеркивают это правило. Таким исключением являлось творчество знаменитого Дебюрро-старшего — актера-мима. Фактически это явление равно близко к театру и цирку и уходит своими корнями прямо в древнейшие традиции французских мимов. «Глубокое знание жизни и тесная связь с народной аудиторией позволила ему (Дебюрро — Н. Е.) совершить революцию в образе героя комической пантомимы... Дебюрро соединил буффонаду с лиризмом... Он создал образ великого неудачника» (Готье). Здесь прямо напрашивается аналогия с творчеством нашего современника — Ч. Чаплина, комический образ которого построен на эксцентрике поведения, соединенной с широко развитыми мимическими, зачастую трюковыми средствами выразительности.
В советское время в поисках новых форм, могущих выразить новые идеи, театр часто обращался к цирковым средствам, черпая в них яркую броскость образов, остроту и напряженность действия. Одной из первых таких попыток была организация Петроградского театра народной комедии — смешанного театра драматических и цирковых артистов. Для этого театра Горьким был написан «Работяга Словотеков» (см. А. Лебедев а, А. М. Горький в цирке, журн. «Советский цирк», 1958, № 11). Мысль об организации этого театра дали успешно прошедшие на манеже ленинградского цирка злободневные пантомимы — обозрения «За красный Петроград» и «Мертвецы на пружинах», автором которых был поэт В. Воинов.
Великолепные примеры привлечения цирковых средств в театр мы наблюдаем в драматургии В. Маяковского, своеобразно сочетающей патетику с буффонадой, насыщенной гротесковыми характерами. Не случайно именно на манеже цирка впервые ставится в 1921 году «Мистерия-Буфф» — пьеса, для которой Маяковский заимствовал принцип площадного русского балагана. Сам Маяковский неоднократно подчеркивал свое стремление к форме ясной, яркой, доходчивой, к форме цирковой. В подзаголовке пьесы «Баня» он прямо ставит: «драма с цирком и фейерверком».
Но не всегда стремление оплодотворить театр традициями циркового искусства приводило к положительным результатам. Когда акцент ставился не на идейном звучании спектакля, а на формалистическом наполнении театрального спектакля цирковыми приемами, то результат, естественно, оказывался отрицательным. Однако нужно заметить, что театру принесло несомненную пользу освоение некоторых формальных навыков мастерства цирковых артистов. В этом смысле достаточно упомянуть имя Станиславского, призывавшего драматических актеров учиться мастерству — точности жеста, тренингу тела, даже сценическому вниманию — у артистов цирка.
Сатирическое отношение к действительности и пантомимная форма выражения есть те пункты, в которых наиболее тесно соседствуют и взаимодействуют театральное и цирковое искусство. Это совершенно естественно, ибо сатирическое отношение к действительности является одной из основных, исторически обусловленных форм освоения этой действительности как одним, так и другим видом искусства.
Правильное использование возможностей, заложенных в сюжетных постановках большого масштаба,— цирковых пантомимах и театральных трюковых спектаклях, которые по самой своей природе являются синтезом театрального и циркового искусства, всегда были благотворны как для цирка, так и для театра.
Рожденные из единого чрева народных игрищ, театральное и цирковое искусства на протяжении всей истории своего развития находятся в тесной взаимосвязи, оказывая постоянное влияние друг на друга. Практика советского театра и цирка, достигших громадных успехов на основе расцвета культуры социалистического общества, ставит все новые и новые задачи. Вероятно, в скором будущем развитие таких форм зрелища, как кавалькады,
представления на стадионах, массовые действа на площадях и улицах городов, равно как и дальнейшее совершенствование циркового спектакля в манеже, потребуют новых способов использования опыта, накопленного и советским театром и советским цирком.
Н. ЕЛЬШЕВСКИЙ,
артист цирка
Журнал Советский цирк декабрь 1959 год