Оркестр в цирке
За последние годы возросло значение оркестра в цирковых представлениях. Еще в 30—40 годы редко встречались номера, органически связанные с музыкой. Тогда музыка была лишь фоном и артисты работали под привычные звуки независимо от нее.
Теперь редко встретишь номер, не связанный с музыкой. Многие актеры говорят, что от оркестра зависит половина их успеха. Не будем уточнять. Бесспорно, что сыгранный, дисциплинированный оркестр, с хорошим репертуаром украшает программу, способствует восприятию идейной и художественной сущности представления. К сожалению, мы не часто встречаем такие оркестры в цирке. Почему?
В большинстве цирков оркестры сезонные, музыканты приглашаются на зиму или на лето, а по окончании сезона увольняются. Сезонность не дает возможности пригласить солидного музыканта. Хорошие музыканты находятся на постоянной работе. В цирк же идут совместители (руководители художественной самодеятельности, военнослужащие, преподаватели, ученики музучилищ или пенсионеры). Вот оркестр сформирован, надо готовить программу. Тут и начинает сказываться вред совместительства! Одному необходимо сдавать, а другому — принимать экзамены, у третьего ответственный вечер художественной самодеятельности, и он не может присутствовать на репетиции в цирке. Это отрицательно сказывается на качестве исполнения и на трудовой дисциплине оркестра.
В цирках, надо иметь постоянные оркестры, если не целиком, то хотя бы постоянную небольшую группу музыкантов. Это улучшит положение.
Теперь о репертуаре. Ноты цирковых библиотек приходят в негодность, так как эксплуатируются уже много лет. Если принять во внимание бедность нотных библиотек, станет понятно, почему исполняется ограниченное количество произведений. Это, как правило, галопы Грачева, выходы и уходы Вайнберга, некоторые произведения Дунаевского, Машкова и другие. Некоторые произведения не исполняются потому, что написаны в расчете на большой состав и не звучат в наших оркестрах. Есть ноты и у артистов. Но не всегда они приемлемы. Так, талантливый коллектив акробатов-прыгунов под руководством артиста Оболонского заявил, что они могут работать только в сопровождении фокстрота «Черная пантера». Есть и повторяющееся музыкальное оформление. В г. Кемерово румба Баклицкого исполнялась в течение сезона 5 раз, из них 3 раза в одной программе (для номера эквилибриста Сафонова, дрессировщика собачек Дэмко и жонглеров с колпачками Гусевых. Ни один актер не захотел взять другую музыку, да и предложить достойную замену было трудно из-за ограниченности цирковой библиотеки).
Нет музыки для антрактов. Все, что было, давно издано, часто исполняется. А ведь есть много яркой, веселой музыки. Хорошо бы подготовить и издать сборники антрактовых пьес для цирковых оркестров, как издавались серии нот такого плана для военных оркестров, только партитура должна быть рассчитана на оркестр, состоящий из 12—14 музыкантов. Нотное хозяйство в цирке надо приводить в порядок и срочно пополнять библиотеки новой литературой.
Сейчас дирижер пользуется нотами из собственной библиотеки, за которые, к слову сказать, не только не получает амортизационных, но и возит их за свой счет. Бывают программы, когда нотами дирижера пользуются 50% работающих актеров.
Плохо и то, что актеры, особенно коллективы, не возят с собой нот, а отправляют их багажом, который часто запаздывает. Так, в г. Кемерово должен был начать работу азербайджанский коллектив. Весь состав приехал за несколько дней до начала работы, а багаж и ноты запоздали на неделю. В спешке оркестр разучивал сложную музыку. Участники номера «гуцульский танцевально-акробатический коллектив» умудрились раздать ноты 15 артистам. Те, кто приехал раньше, привезли, как на грех, ненуялныя партии (для валторны, альта). Так почти в каждой программе.
Для повышения художественного уровня музыкального сопровождения и унификации составов оркестров был издан приказ Союзгосцирка. Хотелось бы внести поправку: надо увеличить количество труб с двух до трех. Один первый трубач не в состоянии выдержать нагрузки. Предлагаю также увеличить оркестр из 15 человек на одну единицу — трубача-регулятора.
Чтобы улучшить работу, следует закрепить дирижеров за двумя цирками (летним и зимним), так как система дирижеров-гастролеров не оправдывает себя. Надо разрешить циркам постоянный оркестр в количестве пяти-семи человек (рояль, скрипка, труба, кларнет-саксофон, ударник). К этому постоянному костяку, являющемуся прочной основой, почти в любом городе можно подобрать недостающие голоса. Полезно ввести должность скрипача-концертмейстера и узаконить концертмейстерскую работу пианиста, оплачивая ему хотя бы 50% ставки в дни, когда он занят на репетициях с актерами, и в дни выступлений на манеже. Необходимо приобрести некоторые дефицитные музыкальные инструменты (саксофон-тенор, саксофон-альт). Музыканта-кларнетиста найти можно, но саксофон не у каждого из них есть. Следует упорядочить заработную плату артистов оркестра цирка, а также норму выступлений дирижеров и музыкантов.
Упорядочение этих вопросов улучшит работу цирковых оркестров, и они смогут решать возросшие художественные задачи, выдвинутые жизнью перед советским цирковым искусством.
М. МУРАТОВ,
дирижер оркестров Кемеровского и Воронежского цирков
Журнал Советский цирк декабрь 1959 год