Программу ведет А. Б. Буше
Пробовали вы когда-нибудь пройти во время представления между партером и ареной? Или, задержавшись, остановиться? Нет? Лучше и не пробуйте! Вам сделают замечание рассерженные зрители; к вам поспешат озабоченные контролеры. А Александр Борисович Буше не спеша, идет вдоль барьера, наблюдая за происходящим на арене, временами даже останавливается — и никто не протестует; не просит его не мешать. Это и не удивительно. Отдав цирку более полувека своей жизни, А. Б. Буше как бы стал его частью, такой же органической, как и выступающие на арене артисты. Трудно представить себе залитый светом манеж Московского цирка без знакомой фигуры А. Б, Буше. Несомненно, увидим мы его и сегодня.
...Скаковой мальчик на петербургском ипподроме, берейтор в цирке Чинизели, помощник дрессировщика у знаменитого Труцци. Так начиналась артистическая жизнь Буше.
С 1935 года Александр Борисович Буше — бессменный режиссер-инспектор Московского цирка. Недавно ему исполнилось 75 лет. Завидный юбилей! Особенно, когда отмечаешь его на арене. Дружными аплодисментами зрители присоединились к теплым поздравлениям, которыми товарищи по работе приветствовали нашего старейшего ветерана.
Неискушенному человеку может показаться, что обязанности Буше сводятся к тому, чтобы объявлять номера. Это далеко не так. Обязанности инспектора, ведающего сложным цирковым хозяйством, сочетаются у А. Б. Буше со способностями режиссера, знание специфики цирка — с актерским дарованием.
Каждому приходилось видеть, как быстро униформисты устанавливают на арене нужную аппаратуру и реквизит, как незаметно убирается между номерами манеж. Униформистами руководит режиссер-инспектор манежа. Искусство А. Б. Буше и его помощников-униформистов в том-то и проявляется, что зритель почти не ощущает их вмешательства в происходящее на арене.
Каждому знаком динамический ритм циркового представления, на протяжении которого короткие, стремительно развертывающиеся номера быстро сменяют друг друга. Пауза на манеже не может длиться больше нескольких секунд. Поэтому успех представления в значительной степени определяется оперативностью, чувством ритма и художественным тактом режиссера-инспектора арены. Этими данными А. Б. Буше обладает в полной мере. Он выпускает номера без торопливой поспешности, без суетливости, всегда в хорошем темпе.
Наши комики — Карандаш, Б. Вяткин, К. Берман, О. Попов и другие, связанные с Александром Борисовичем тесной дружбой, могли бы немало рассказать о помощи, которую он оказывает артистам.
Помогая разработать остроумную репризу, Александр Борисович как правило, и сам участвует в исполнении ее на арене, причем говорят, нет лучшего партнера для подыгрывания коверному или клоуну, чем А. Б. Буше. По отношению к партнеру, который пытается его «провести», Буше держится с тончайшей иронией, неуловимым превосходством, будто наперед предвидит его каверзные проделки. Как бы коверный ни пытался «обмануть» его, он никогда не теряет достоинства. И в награду зрители, сочувствующие «хитрому» клоуну, неизменно дарят А. Б. Буше свое уважение.
Впрочем... Слышите? Третий звонок! Займите ваше место — и вы сами все это увидите!
Журнал «Советский цирк» ноябрь 1957 г