Гастроли артистов чехословацкого цирка
В третий раз советские зрители встречаются с артистами чехословацкого цирка. После гастролей во Львове нашим друзьям была гостеприимно предоставлена арена цирка города-курорта Сочи.
До недавнего времени цирки стран народной демократии не знали амплуа коверного клоуна. Участник ныне гастролирующей труппы комик-пародист Вацлав Мрскоч является зачинателем этого жанра в Чехословацком цирке. Работая на одном из заводов Праги, Вацлав был участником коллектива художественной самодеятельности. Любовь к искусству сделала его профессиональным исполнителем сатирических песенок на эстраде и в варьете. А вот уже два года Мрскоч клоун в цирке. Еще рано говорить о прочно закрепившейся маске и образе артиста как коверного клоуна, но можно с уверенностью отметить, что выбранный им путь комика-пародиста — правильный и верный. Пародирование цирковых жанров дает артисту возможность проявлять свои разносторонние способности.
Вообще, в программе большое место уделено смеху. Комическими элементами насыщены многие номера программы. Присутствие на манеже вместе с Вацлавом Мрскочем клоунов, Карела Дворжака, Ярослава Яничека, Венци и Вики вносит в представление большое оживление.
В плане пародии на игры гладиаторов поставлен номер Ромулус. Три эксцентрика Густони забавно обыгрывают несложный реквизит — стол, лестницу, бутылку на подносе, — чтобы показать целую серию хороших акробатических трюков. Изобретательно найденными веселыми деталями изобилует выступление музыкальных эксцентриков и акробатов Венци и Вики. В финале номера, делая стойку «голова в голову», Вики играет на скрипке, а Венц, держа его на голове, одновременно играет на двух трубах. Много веселых минут доставляет зрителям сценка с непослушным мулом артистов Павлата и «футбольный матч» между группой клоунов и зрителями. Щедро насыщено шутками выступление Патинас, разыгрывающих забавную сценку у телефонной будки.
Приветствуя создаваемую на арене веселую атмосферу, нельзя не посетовать на некоторый архаизм приемов, которыми пользуются артисты. Слишком уж много пощечин, падений, ударов, обливания водой, бесконечного раздевания и других безвкусных деталей.
Представленные в программе «воздушные» номера гимнастов на кольцах Гантиг, выполняющих двойной копфштейн на двух трапециях, артистов на штейн-трапе Тонис, и наконец работающей под куполом воздушной гимнастки Геды исполняются с большой смелостью.
Следует отметить номер гимнастки на трапеции Геды. Дочь известных в Чехословакии артистов цирка, Геда с 13 лет самостоятельно работает под куполом. С каждым годом усложняя свои трюки, совершенствуя мастерство, артистка овладела искусством баланса и равновесия, легко удерживаясь на подвижной трапеции. Смелая гимнастка в какой-то мере отдает дань традициям буржуазного цирка, используя трюки с «обрывами», играя на нервах зрителей. В заключение своего выступления Геда, сидя на стуле, установленном двумя ножками на тонкой перекладине трапеции, читает книгу. Затем делает неожиданный «обрыв», задерживаясь в последнюю секунду за трапецию ногами.
Так же, как и Геда, выросла в цирке способная танцовщица на проволоке Эмилия Енечкова (Долорес). Представительница третьего поколения старейшей чехословацкой цирковой династии Кнокс, Эмилия кроме своего основного номера на проволоке, выступает с отцом и матерью с комическим балансированием на катушке: 3. Кнокс 3. Разностороннее дарование молодой артистки позволяет ей участвовать еще и в номере жонглирования, где она выступает со своим партнером Еничеком — лучшим прыгуном Чехословацкого цирка.
Участие в течение одного вечера в нескольких номерах программы, владение многими цирковыми жанрами характерно для артистов чехословацкого цирка. Большинство из них выступают в двух-трех номерах программы не только в качестве ассистентов, но и как ведущие исполнители.
Порой трудно отдать предпочтение одному номеру перед другим, исполняемым теми же артистами. Муж и жена Гантиг показывают незаурядное мастерство гимнастов на кольцах. В номере «Четыре Ферко» они же выступают со своими детьми —восьмилетней Оличкой и девятилетним Фердинандом, как партерные акробаты-вольтижеры. Зрителей пленяет увлечение, с которым работает на манеже дружная семья Ферко-Гантиг.
Дрессировщик лошадей Антонин Шупка до цирка работал на частном конном заводе в Моравии, поставляющем скаковых лошадей на ипподромы Европы. Любовь к цирку и к животным, знание привычек и повадок лошадей привели Антонина Шупку на манеж.
На гастроли в СССР Шупка привез чистокровных племенных лошадей: светлосерых лепезанцев и вороных питомцев старейшего в Европе Кладрупского конного завода, основанного еще в 1562 году. Лошади появляются на манеже попарно, с нарядными султанами, в сбруе, украшенной национальным орнаментом. Сам дрессировщик, чаще всего, выходит на манеж в богато вышитом национальном костюме родного Моравского края; реже — во фраке. Его движения шамбарьером совсем незаметны и кажется, что дрессировщик только наблюдает, а лошади сами выполняют сложные эволюции. Несмотря на большой успех номера, думается, что ускоренный темп и некоторая горячность темпераментных животных мешают зрителям уловить всю сложность их работы.
Во втором отделении Антонин Шупка появляется на белоснежном чистокровном лепезанском жеребце «Плуто», демонстрируя ряд аллюров высшей школы.
Был показан и конный номер, сочетающий в себе классическое па-де-де (артистов Франтишка и Иозефы Урбановых) с комическим выступлением «девушка из публики». Артистка Мария Фиалова с большой непосредственностью исполняет роль незадачливой наездницы, но к сожалению, в некоторых частностях ей изменяет чувство хорошего вкуса.
Большой успех имеет у зрителя жонглер на проволоке Толан Ревинок. В финале артист одновременно приводит в движение 10 белых колец.
Блеснула своим незаурядным, прекрасно отрепетированным номером группа пяти жонглеров Бремловых, номер которых отличается выдумкой и мастерством.
Завершает программу аттракцион с сенгальскими львами укротителя Яна Валашека. В прошлом рабочий, выходец из рабочей семьи. Ян Валашек стал одним из лучших укротителей в чехословацком цирке. Он выступает со смешанной группой пятилетних хищников — рыжегривым красавцем львом «Мадридом» и пятью его подругами.
Традиционные прыжки в обруч, хождение по перекладине, «живой ковер» и построение четырех пирамид выполняются хищниками очень четко, красиво. А непринужденная манера держаться на манеже Яна Валашека, его артистическое обаяние еще больше способствуют хорошему впечатлению от аттракциона.
Успех гастролей Чехословацкого цирка несомненен. Мы радуемся достижениям наших друзей.
Евг. Жарова
Журнал «Советский цирк» ноябрь 1957 г