Цирковые коллективы Прибалтики - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковые коллективы Прибалтики

 

Эквилибристка В. СтанкутеС самого высокого места древнего Вильнюса — с горы Геди-минаса — виден как на ладони весь город — его древние башни, парки, новые  здания.

У моста виднеется незнакомое сооружение. Это приехал гос­цирк.

На двух высоких мачтах поднят огромный полотняный шатер передвижного цирка, ежедневно принимающего более тысячи зрителей. На мачтах развеваются флажки, ярко светятся гирлян­ды разноцветных электрических лампочек.

В дни 40-летия Великой Октябрьской революции с творческим отчетом перед своими земляками выступят артисты Литовского циркового коллектива.

В его составе опытные мастера и талантливая молодежь. По-разному складывались их артистические судьбы, разными путями шли они к успеху, но все они постигли радость творчества после Великой Отечественной войны. В Советской Литве стало бурно раз­виваться экономическое и культурное строительство. Изменилась и судьба литовских цирковых артистов. На смену частным цир­кам пришел цирк государственный. Закончилось бродяжничество, постоянная нужда, поиски контрактов у   владельцев цирков.

По инициативе артистов А. Гинейка и И. Романаускас был организован коллектив, немногочисленный, но очень дружный в своем стремлении положить начало созданию хорошего литовского цирка. За семь последних лет литовские артисты выступили на аренах сорока городов нашей страны. В Кишиневе и Алма-Ате, Севастополе и Караганде, Сочи и Таллине, где бы ни проходили гастроли, посланцев из братской Литвы сопровождал большой успех и гостеприимный, сердечный прием.

Серьезной школой для артистов Литовского цирка явилась подготовка к Декаде литовской литературы и искусства в Москве в 1954 году. И надо сказать, что коллектив хорошо использовал эти возможности, придя к декаде творчески зрелым, с разнообраз­ной программой. Большую помощь оказали артистам режиссеры

А. Ширай и А. Арнольд, композитор И. Навакаускас, написав­ший выразительную музыку, основанную на литовских националь­ных мелодиях, художник О. Даукантас, создавший красочное оформление, в котором широко использованы литовские нацио­нальные орнаменты.

...На манеж под звуки марша выходит вся труппа в литовских народных костюмах и начинает увлекательный хоровод. Останав­ливая товарищей, в центр арены проходит одна из артисток и от имени коллектива в кратком четверостишии передает зрителям братский привет из Вильнюса. Так всегда начинается программа, большинство номеров которой исполняется легко и непринужденно.

Высокое мастерство демонстрируют велофигуристки Ядвига Романаускене и Владислава Станкутэ. Трудно уследить за стреми­тельно мчащимися велосипедистами, на которых талантливые фигуристки прыгают, танцуют, висят, образуя сложные изящные группы.

Большим чувством баланса обладает эквилибрист Альфонсас Гинейка. Поддерживая на плечах или на голове, в стойке, в руках партнершу, Гинейка проделывает сложные упражнения, баланси­руя на катушках. Вот на стол поперек одной катушки кладется вторая, на вторую катушку — доска. По свободно стоящей лест­нице, установленной на этом шатком сооружении, взбирается Гинейка с партнершей на плечах. Это, пожалуй, одно из лучших достижений балансеров-эквилибристов советского цирка. Гинейка проделывает все с кажущейся легкостью и уверенностью, всегда вызывающими восторженные аплодисменты зрителей.

В этих номерах, как и в последующих, — в выступлениях воздушных гимнастов Калушавичус, танцовщицы на канате Альбины Гинейкене, силового жонглера И. Раманаускас, молодых эквилибристов Виты и Зигмунда Черняускас — очень трудно найти эле­менты национальной интерпретации традиционных цирковых жанров. Как в других национальных коллективах, так и в ли­товском такие творческие поиски должны вестись более активно. Пока литовские артисты стараются подчеркнуть национальную принадлежность главным образом при посредстве национального костюма и с помощью музыкального сопровождения к номеру. Хороший колорит придает программе мягкий приятный национальный акцент Ядвиги Романаускене, объявляющей номера.

Большие возможности для выявления национальной характе­ристики дает жанр клоунады — юмор и сатира в цирке. Никто не станет оспаривать, что Олег Попов — явление русское, прису­щее только советскому цирку. В литовском коллективе такую роль призваны играть клоуны Ричардо и Барнабас (артисты И. Романаускас и Р. Чепурна). Барнабас появляется в манеже в несколько утрированном костюме литовского крестьянина, в больших дере­вянных ботинках. Образ деревенского увальня из литовских ска­зок дает немалые возможности для показа на манеже интересных комедийных, сатирических сценок, однако слабый литературный материал, и не всегда удачные формы его подачи снижают уро­вень клоунады в программе литовского цирка. Работа над повы­шением идейного и художественного уровня клоунады, поиски национальных форм ее выражения — Основная задача, стоящая перед коллективом литовских артистов.

Жонглер А. Виркаус

Мастерство и труд литовских цирковых артистов получили вы­сокую оценку.

А. и А. Гинейка, О. Калюжевичене, Я. Романаускас и В. Станкуте награждены орденами и медалями Советского Союза, ряду артистов присвоено почетное звание заслуженных артистов республики.

 

В Латвии были свои способные артисты цирка, но они входи­ли в общий «цирковой конвейер» и в течение ряда лет выступали в различных цирках Советского Союза. В числе их можно выде­лить клоунов Антонио и Шлискевича, Ролланда, роликобежца К. Хельманис.

В 1955 году было решено организовать Латвийский цирковой коллектив, основу которого должны были составить опытные ма­стера и специально подготовленные молодые кадры. Большой и упорный труд увенчался успехом. Латвийский цирк успел завоевать популярность у зрителей Риги, Баку, Еревана, Севастополя, Тулы, Киева и других  городов.

Хочется прежде всего сказать о большом мастере Альфонсе Виркаусе. После ряда интересных упражнений с ножами и мяча­ми он балансирует на лбу многоярусным стеклянным столиком, на котором умудряется установить множество чашечек с блюдцами и вазочек с цветами. В результате упорной тренировки Виркаус создал оригинальнейший трюк, построенный на абсолютной точ­ности баланса и ритма. Едва заметно приседая на пружинистых ногах, он быстро вращает тридцать больших колец на специаль­ном штативе, балансируемом на лбу. Этот своеобразный красивый танец обручей завершает номер и обеспечивает ему отличный прием.

Очень хороша группа роликобежцев, руководимая Карлом Хельманис Слаженно, изящно исполняются ими номера фигурно­го катания. Вот они плавно парами кружатся в вальсе; вот на площадке осталась одна пара, темп танца ускоряется, партнер легким, красивым движением подхватывает девушку и вихрем кружит ее. Быстро, сменяя друг друга, партнеры демонстрируют сложнейшие упражнения, а в финале вся труппа завершает свой номер в головокружительном темпе,

Заслуженный артист Литовской ССР А. Гинейка и артистка А. ГинейкенеИ сейчас же под куполом появляются исполнители следующе­го номера — две молодые воздушные гимнастки. У них крепкие, хорошо развитые спортивные фигуры. Альдона Беркис жила в латвийской деревне. Алина Билля ра­ботала чертежницей в рижском проектном институте и, отдавая досуг спорту, получила первый разряд по гимнастике. Любовь к цирку привела их обеих на арену. Внешние данные партнерш удачно сочетаются — получилась хорошая пара. Они выступают в распространенном жанре «гимнасты на бамбуке», но вносят в не­го элементы новаторства, особенно в финале. Выступление бес­страшных гимнасток отличается слаженностью, четкостью, изя­ществом.

На мгновение цирк погружается в темноту, и когда прожектора вспыхивают вновь, зрители видят как бы плывущую по манежу белоснежную яхту, парусами которой управляют два юных мат­роса. Это самые молодые артистки Латвийского цирка — сестры Регина и Анна  Козловские. Они еще учатся в школе — Регина в девятом, Анна в восьмом классе. Репетиции и выступления в цирке не мешают им отлично успевать в школе. Девочек трени­ровал и готовил с ними номер их отец, в прошлом цирковой актер. И каждый вечер, когда на манеже выступают его дочери, он в скромном костюме униформиста стоит около яхты. Мало ли какой случай! Малейшая ошибка не пройдет мимо внимания опытного мастера, который всегда готов в нужное мгновение «спассиро-вать». Но уверенная и безупречная работа дочерей редко достав­ляет ему беспокойство. Чаще он наслаждается аплодисментами, которыми зритель награждает его детей после каждого трюка, исполняемого с пленительной пластичностью и грациозностью. А в щелочку занавеса смотрит костюмерша цирка. Бй нельзя выхо­дить на арену, но она пристально наблюдает — ведь на арене вы­ступают ее дочери Регина и Анна.

Даже беглое описание отдельных номеров латвийского кол­лектива говорит о том, что он имеет все возможности для даль­нейшего  роста.

Значительными успехами отмечает большая семья советских цирковых артистов Великий праздник 40-летия своей Родины. Отрадно, что в многонациональном коллективе артистов советского цирка занимают достойное место представители Латвии и Литвы.

 

Г.  Георгиев

Журнал «Советский цирк» ноябрь 1957 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования