Обаятельное искусство - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Обаятельное искусство

 

Прекрасной традицией дружбы явля­ются частые гастроли артистов Китай­ского цирка в СССР. В этой, все крепну­щей культурной связи артистов цирка — залог творческого роста циркового искус­ства обеих стран.

Мы помним яркие по краскам, жизне­радостные по содержанию первые гастро­ли наших китайских друзей в Москве. Это были поистине блистательные выступ­ления артистов цирка братского китай­ского народа... Впечатление от них до сих пор не изгладилось из памяти советских зрителей.

Недавние ответные гастроли артистов советского цирка в Китае в свою очередь способствовали развитию культуры наших народов, углублению связей и дружбы между   нашими  странами.

Иных результатов и не могло быть, ибо эти встречи были по-настоящему искрен­ними.

В июле-августе Москва принимала ар­тистов цирка как посланцев великого ки­тайского народа, прибывших в качестве делегатов на VI  Всемирный фестиваль мо­лодежи и студентов.

Радостно было видеть не только ста­рых знакомых по прежним гастролям, но и молодых артистов, впервые выступав­ших за пределами своей родины. Мы ис­кренне радовались неиссякаемому моло­дому задору, смелости и необычайному темпу исполнения многих сложнейших, самобытных, ярких по национальному ко­лориту   номеров.

Познакомим читателей с основными участниками представления, которое с большим интересом смотрели зрители, приехавшие в Москву из различных стран мира.

Вот номер сестер Ван Гуй-ин и Ван Шу-ин. Он представляет собой своеобраз­ную, широко распространенную в Китае игру «кунчжу», у нас ее часто называют «диаболо». Искусно разыгранная юными артистками игра эта пленила всех своей виртуозностью. Какие причудливые фи­гурные движения описывали в воздухе облегченные гантели и другие предметы. Полет их сопровождался все нараста­ющим жужжанием, как бы акцентиро­вавшим динамику движения. Исполнитель­ницы работали легко и непринужденно. Какая нужна точность расчета, а следова­тельно, и подготовка, чтобы достичь тако­го   художественного   эффекта!

Номер гимнастов на вертикально вися­щих ремнях связан с лучшими традици­ями народных китайских зрелищ. Этот жанр имеет многовековую историю и яв­ляется непременной составной частью любой программы китайского цирка. Ар­тисты Вэй Го-ю, Чжан Цзэ-мин, Жень Фу-цзен продемонстрировали высокую техни­ку исполнения сложных трюков и, глав­ное, блеснули новыми достижениями. Но­мер прозвучал молодо, свежо и подтвер­дил неувядаемость самого жанра. Стреми­тельные взлеты и сходы, сольные и парные комбинации   —   свидетельство   незаурядных способностей силовых гимнастов.

воздушные    гимнастки   под   руководством    Кати Райновой  жонглер-эквилибрист  Ангел Божилов клоун-дрессировщик Петр Порванов

Артисты   болгарского   цирка:   жонглер-эквилибрист  Анге­л Божилов,  воздушные    гимнастки   под   руководством    Кати Райновой , клоун-дрессировщик Петр Порванов

Пахятна великолепная фигурная пирамида трех участников, построенная по вер­тикали.

Артистка Вал Юй-хуа своим маленьким номером — баланс на велосипеде — также доставила зрителям эстетическое удовольствие. Она обладает остро разви­тым чувством баланса, исполнение чет­кое, номер оставляет впечатление закон­ченности, запоминается целостностью рисунка.

Жанр, в котором выступал артист Ван Инк-юань — «Летающее копье с трезубцем»,— достояние артистов Китая, и мно­гочисленные попытки артистов других страз овладеть им почти всегда кончались неудачей. С легкостью, быстротой и в то же время большой четкостью артист бро­сает копье вверх, ловит его рукой, шеей, спиной, плечами, ногами, ни на минуту не прерывая стремительного вихревого вращения сверкающего и звенящего тре­зубца.

Художественно-пластическая акроба­тика была представлена артисткой Ся Цзюй-хуа. Обладая пластичностью и мяг­кой манерой исполнения, артистка суме­ла выявить красоту линий человеческого тела в различных, подчас необычных по­ложениях.

Разносторонность своего дарования Ся Цзюй-хуа показала также в исполненном ею втором номере — «Башня из чаш». Сложный баланс с «пагодой» из чаш, воздвигаемых партнером на голове артистки, осуществлялся ею легко и изящно. Ни на секунду не прекращая пластических дви­жений, артистка сохраняла этот хрупкий груз в полной неподвижности. Успеху ис­полнительницы способствовал ее партнер, артист Чэн Хуань-бэнь.

Оригинальный номер «Баланс на ка­тушке» был показан артистами Чисан Хуа, Ся Ин-у и Ся Инся. Быстрое по­строение разнообразных пирамид на не­прерывно движущейся площадке произ­водилось артистами непринужденно. Увле­кал быстрый темп работы, трудно дости­жимый в данном жанре.

Высокое мастерство показал жонглер с вазами Мэн Лин-куань. Это также традиционный для китайского цирка жанр. Артист с большой ловкостью жонглирует тяжелыми фарфоровыми вазами (весом до 10 килограмм в каждой). Виртуозная ра­бота жонглера заставляла зрителей с на­пряженным вниманием следить за поле­том хрупких предметов. Но опасения зри­телей были напрасны — ни одна из ваз не ушла  из рук  артиста.

Аналогичную работу — жонглирование с вазами — показала в другом номере ар­тистка Ян Чжун-ин. Разница состояла в том, что всеми предметами она жонглировала в антиподнятом положении — нога­ми. Безукоризненная по четкости работа со столом, который артистка вращала, подталкивая его попеременно коленями и ступнями, заслуживает высокой похвалы.

Необычное, поразившее всех мастер­ство продемонстрировал один из старей­ших китайских артистов — имитатор и звукоподражатель Сун Тхай. Очень точно и тонко он имитировал пение птиц, шум приближающегося поезда, цокот лошади­ных копыт и т. д. Слушая артиста, зри­тель буквально «видел» все, что изобра­жалось звуками.

Была показана веселая затейливая сценка «Прыжки через кольца» в испол­нении юных артистов Пань Лянь-чжун и Тянь Вэй-нун. Этот номер превращался в своеобразную игру, вызывающую непре­рывно нарастающий интерес.

Сложный баланс со стульями на им­провизированных подставках из бутылок мы увидели в исполнении артиста Дзинь Шу-цин. Его все возрастающая пирамида из стульев достигала значительной высо­ты, на которой он смело демонстрировал всевозможные стойки, с постепенным ус­ложнением технических  заданий.

Оригинальный номер показал артист Цяо Пин-хай. Вращение двумя руками тарелочек на концах бамбуковых тростей сочеталось с балансированием сложной пирамиды бокалов, установленной на лбу. Вершиной технического мастерства явил­ся финальный эпизод, в котором артист, продолжая вращать тарелочки на тростях и удерживая на лбу пирамиду бокалов, перегибался назад, касался затылком зем­ли и снова принимал исходное положе­ние.

Интересными комбинациями приятно поразили нас гимнасты на шесте — артисты Жень Фу-цзен, Лю Бао-чэн, Чжан Цзэ-мин и Вэй Го-юй. Их оригинальная работа на воздвигнутом в центре манежа шесте состояла из красивых сольных и групповых фигурных построений. Номер радовал своей слаженностью и высокой техничностью.

Традиционные номера с фокусами ув­лекательно, в мягкой манере представил юный артист Чэнь Сяо-лин.

Сюрпризом для зрителей был номер «Полет на стреле».   Это   воздушный гимнастический номер, основанный на вращательном движении, который хорошо исполняли артисты Хан Пэй-шэн и Чэн Шао-лин. Возникновение номера связано с пребыванием на гастролях в Китае в составе труппы советского цирка заслу­женных артистов РСФСР П. Чернеги и С. Разумова. Они сами исполняли этот но­мер в прошлом и подготовили его с ки­тайскими  молодыми  артистами.

К сожалению, нам не удалось видеть «Танцы на проволоке». Их исполнитель­ница Чжоу Фэнь-сянь по болезни не мог­ла показать свое искусство в тот вечер. Номер так же подготовлен заслуженной артисткой РСФСР Верой Сербиной.

Москва не впервые аплодировала вы­дающемуся мастеру жанра велофигуристов Цзинь Е-цин, который заключал про грамму. Молодой артист поражал зрите­лей своей виртуозной, неподражаемой по трюкам и темпераменту исполнения рабо­той. Трудно описать легкость, мягкость а красоту всех исполняемых им сложней­ших трюков на веломашине. Всеобщее вос­хищение вызвал финальный кульбит на велосипеде через стол. Надо отдать долж­ное участникам номера: они — первоклас­сные мастера своего жанра. Следует от­метить талантливого артиста Чжан Хуа, который своими шутками вносил в номер элементы веселости и комизма.

Мы увидели группу клоунов у ковра, в которой участвует также и Цзинь Е-цин. Он и здесь выделяется разносторонними способностями, выступая в содружестве с партнерами-комиками Ван Цзин-юанем и Чжан Хуа. В старые пародийные сцены клоуны вносят новое. Этот жанр ранее не развивался в китайском цирке, и его воз­никновение — результат творческих свя­зей между артистами Китая и СССР.

Нельзя не отметить хорошо слажен­ное музыкальное сопровождение нацио­нального китайского оркестра под руко­водством дирижера Хэ Чан-шэна.

Китайский цирк показал несомненную зрелость, значительно расширив традици­онный репертуар и состав исполнителей, привлек в свой коллектив молодых, та­лантливых  артистов.

Надеемся еще не раз испытать радость встречи с талантливыми артистами ки­тайского   цирка.

 

А.    Александров

 Журнал «Советский цирк» октябрь 1957 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования