Обаятельное искусство
Прекрасной традицией дружбы являются частые гастроли артистов Китайского цирка в СССР. В этой, все крепнущей культурной связи артистов цирка — залог творческого роста циркового искусства обеих стран.
Мы помним яркие по краскам, жизнерадостные по содержанию первые гастроли наших китайских друзей в Москве. Это были поистине блистательные выступления артистов цирка братского китайского народа... Впечатление от них до сих пор не изгладилось из памяти советских зрителей.
Недавние ответные гастроли артистов советского цирка в Китае в свою очередь способствовали развитию культуры наших народов, углублению связей и дружбы между нашими странами.
Иных результатов и не могло быть, ибо эти встречи были по-настоящему искренними.
В июле-августе Москва принимала артистов цирка как посланцев великого китайского народа, прибывших в качестве делегатов на VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
Радостно было видеть не только старых знакомых по прежним гастролям, но и молодых артистов, впервые выступавших за пределами своей родины. Мы искренне радовались неиссякаемому молодому задору, смелости и необычайному темпу исполнения многих сложнейших, самобытных, ярких по национальному колориту номеров.
Познакомим читателей с основными участниками представления, которое с большим интересом смотрели зрители, приехавшие в Москву из различных стран мира.
Вот номер сестер Ван Гуй-ин и Ван Шу-ин. Он представляет собой своеобразную, широко распространенную в Китае игру «кунчжу», у нас ее часто называют «диаболо». Искусно разыгранная юными артистками игра эта пленила всех своей виртуозностью. Какие причудливые фигурные движения описывали в воздухе облегченные гантели и другие предметы. Полет их сопровождался все нарастающим жужжанием, как бы акцентировавшим динамику движения. Исполнительницы работали легко и непринужденно. Какая нужна точность расчета, а следовательно, и подготовка, чтобы достичь такого художественного эффекта!
Номер гимнастов на вертикально висящих ремнях связан с лучшими традициями народных китайских зрелищ. Этот жанр имеет многовековую историю и является непременной составной частью любой программы китайского цирка. Артисты Вэй Го-ю, Чжан Цзэ-мин, Жень Фу-цзен продемонстрировали высокую технику исполнения сложных трюков и, главное, блеснули новыми достижениями. Номер прозвучал молодо, свежо и подтвердил неувядаемость самого жанра. Стремительные взлеты и сходы, сольные и парные комбинации — свидетельство незаурядных способностей силовых гимнастов.
Артисты болгарского цирка: жонглер-эквилибрист Ангел Божилов, воздушные гимнастки под руководством Кати Райновой , клоун-дрессировщик Петр Порванов
Пахятна великолепная фигурная пирамида трех участников, построенная по вертикали.
Артистка Вал Юй-хуа своим маленьким номером — баланс на велосипеде — также доставила зрителям эстетическое удовольствие. Она обладает остро развитым чувством баланса, исполнение четкое, номер оставляет впечатление законченности, запоминается целостностью рисунка.
Жанр, в котором выступал артист Ван Инк-юань — «Летающее копье с трезубцем»,— достояние артистов Китая, и многочисленные попытки артистов других страз овладеть им почти всегда кончались неудачей. С легкостью, быстротой и в то же время большой четкостью артист бросает копье вверх, ловит его рукой, шеей, спиной, плечами, ногами, ни на минуту не прерывая стремительного вихревого вращения сверкающего и звенящего трезубца.
Художественно-пластическая акробатика была представлена артисткой Ся Цзюй-хуа. Обладая пластичностью и мягкой манерой исполнения, артистка сумела выявить красоту линий человеческого тела в различных, подчас необычных положениях.
Разносторонность своего дарования Ся Цзюй-хуа показала также в исполненном ею втором номере — «Башня из чаш». Сложный баланс с «пагодой» из чаш, воздвигаемых партнером на голове артистки, осуществлялся ею легко и изящно. Ни на секунду не прекращая пластических движений, артистка сохраняла этот хрупкий груз в полной неподвижности. Успеху исполнительницы способствовал ее партнер, артист Чэн Хуань-бэнь.
Оригинальный номер «Баланс на катушке» был показан артистами Чисан Хуа, Ся Ин-у и Ся Инся. Быстрое построение разнообразных пирамид на непрерывно движущейся площадке производилось артистами непринужденно. Увлекал быстрый темп работы, трудно достижимый в данном жанре.
Высокое мастерство показал жонглер с вазами Мэн Лин-куань. Это также традиционный для китайского цирка жанр. Артист с большой ловкостью жонглирует тяжелыми фарфоровыми вазами (весом до 10 килограмм в каждой). Виртуозная работа жонглера заставляла зрителей с напряженным вниманием следить за полетом хрупких предметов. Но опасения зрителей были напрасны — ни одна из ваз не ушла из рук артиста.
Аналогичную работу — жонглирование с вазами — показала в другом номере артистка Ян Чжун-ин. Разница состояла в том, что всеми предметами она жонглировала в антиподнятом положении — ногами. Безукоризненная по четкости работа со столом, который артистка вращала, подталкивая его попеременно коленями и ступнями, заслуживает высокой похвалы.
Необычное, поразившее всех мастерство продемонстрировал один из старейших китайских артистов — имитатор и звукоподражатель Сун Тхай. Очень точно и тонко он имитировал пение птиц, шум приближающегося поезда, цокот лошадиных копыт и т. д. Слушая артиста, зритель буквально «видел» все, что изображалось звуками.
Была показана веселая затейливая сценка «Прыжки через кольца» в исполнении юных артистов Пань Лянь-чжун и Тянь Вэй-нун. Этот номер превращался в своеобразную игру, вызывающую непрерывно нарастающий интерес.
Сложный баланс со стульями на импровизированных подставках из бутылок мы увидели в исполнении артиста Дзинь Шу-цин. Его все возрастающая пирамида из стульев достигала значительной высоты, на которой он смело демонстрировал всевозможные стойки, с постепенным усложнением технических заданий.
Оригинальный номер показал артист Цяо Пин-хай. Вращение двумя руками тарелочек на концах бамбуковых тростей сочеталось с балансированием сложной пирамиды бокалов, установленной на лбу. Вершиной технического мастерства явился финальный эпизод, в котором артист, продолжая вращать тарелочки на тростях и удерживая на лбу пирамиду бокалов, перегибался назад, касался затылком земли и снова принимал исходное положение.
Интересными комбинациями приятно поразили нас гимнасты на шесте — артисты Жень Фу-цзен, Лю Бао-чэн, Чжан Цзэ-мин и Вэй Го-юй. Их оригинальная работа на воздвигнутом в центре манежа шесте состояла из красивых сольных и групповых фигурных построений. Номер радовал своей слаженностью и высокой техничностью.
Традиционные номера с фокусами увлекательно, в мягкой манере представил юный артист Чэнь Сяо-лин.
Сюрпризом для зрителей был номер «Полет на стреле». Это воздушный гимнастический номер, основанный на вращательном движении, который хорошо исполняли артисты Хан Пэй-шэн и Чэн Шао-лин. Возникновение номера связано с пребыванием на гастролях в Китае в составе труппы советского цирка заслуженных артистов РСФСР П. Чернеги и С. Разумова. Они сами исполняли этот номер в прошлом и подготовили его с китайскими молодыми артистами.
К сожалению, нам не удалось видеть «Танцы на проволоке». Их исполнительница Чжоу Фэнь-сянь по болезни не могла показать свое искусство в тот вечер. Номер так же подготовлен заслуженной артисткой РСФСР Верой Сербиной.
Москва не впервые аплодировала выдающемуся мастеру жанра велофигуристов Цзинь Е-цин, который заключал про грамму. Молодой артист поражал зрителей своей виртуозной, неподражаемой по трюкам и темпераменту исполнения работой. Трудно описать легкость, мягкость а красоту всех исполняемых им сложнейших трюков на веломашине. Всеобщее восхищение вызвал финальный кульбит на велосипеде через стол. Надо отдать должное участникам номера: они — первоклассные мастера своего жанра. Следует отметить талантливого артиста Чжан Хуа, который своими шутками вносил в номер элементы веселости и комизма.
Мы увидели группу клоунов у ковра, в которой участвует также и Цзинь Е-цин. Он и здесь выделяется разносторонними способностями, выступая в содружестве с партнерами-комиками Ван Цзин-юанем и Чжан Хуа. В старые пародийные сцены клоуны вносят новое. Этот жанр ранее не развивался в китайском цирке, и его возникновение — результат творческих связей между артистами Китая и СССР.
Нельзя не отметить хорошо слаженное музыкальное сопровождение национального китайского оркестра под руководством дирижера Хэ Чан-шэна.
Китайский цирк показал несомненную зрелость, значительно расширив традиционный репертуар и состав исполнителей, привлек в свой коллектив молодых, талантливых артистов.
Надеемся еще не раз испытать радость встречи с талантливыми артистами китайского цирка.
А. Александров
Журнал «Советский цирк» октябрь 1957 г.