Репортаж из Брюсселя
Днем настоящее людское море заполняет многочисленные павильоны, а вечером оно устремляется в поисках зрелищ и развлечений. Одно простое перечисление всего того, что есть на выставке, вероятно, заняло бы несколько страниц, но об этом уже много писалось, поэтому, чтобы не повторяться, остановлюсь только на том, что может представлять интерес для читателей нашего журнала.
В большинстве павильонов имеются хотя бы небольшие (а иногда и достаточно обширные) стенды, на которых показывается работа театров. Но деятельность цирков отражена только в двух павильонах — в советском и французском. Я думаю, что это не случайно. За рубежом до сих пор смотрят на цирк как на зрелище третьего сорта, и только у нас в СССР цирк добился положения высокого искусства. Мне приходилось сопровождать на выставке многих людей — от рядовых рабочих, лидеров профсоюзного движения, политических деятелей и до принцев, и я могу сказать, что, во всяком случае, подавляющее большинство из них, хотя бы понаслышке, знает наш цирк и весьма высоко его оценивает. Чем представлен цирк в советском павильоне? Скульптурами, изображающими В. Г. Дурова, Карандаша, И. Н. Бугримову и М. П. Назарову. Кроме того, на одном из центральных мест зала стоит декоративный круглый щит, украшенный фото номеров: Цовкра, Бубновых, Серж-Александрова, Лолы Ходжаевой и других. Возле щита покачивается на проволоке фигура Олега Попова, а над ним под сделанным цирковым куполом, устремленным вперед, — воздушные гимнасты на вращающемся аппарате. Кроме того, на стенде «Художественное образование» помещена фотография, изображающая арену циркового училища в тот момент, когда там происходят занятия, а на стенде, где изображены зарубежные связи наших деятелей культуры, запечатлен момент приезда а Индию группы цирковых артистов.
Но почему так любят и знают наш советский цирк? На этот вопрос легче всего ответить, сравнивая то, что делается в области цирка у нас, с тем, что делается за границей. Имеются ли среди иностранных артистов подлинно выдающиеся мастера, такие, у которых есть чему поучиться и нашим цирковым деятелям? Бесспорно. Есть ли по-настоящему выдающиеся номера, номера мирового класса? Да, есть. Но, во-первых, у нас выдающихся номеров и артистов гораздо больше. В программе иностранного цирка можно увидеть один-два, максимум три хороших номера, все же остальные ниже среднего уровня. У нас же наоборот: общий уровень программы очень высок и плохие номера встречаются как исключение.
Представление современного зарубежного цирка — это случайное собрание номеров, лишенное всякой режиссерской идеи и художественного оформления. Едва ли кому-нибудь приходит в голову специально для данной программы делать костюмы или, тем более, писать музыку. Теперь все чаще представления идут под граммофонные пластинки, усиливаемые при помощи радио. О каком же художественном единстве здесь можно говорить!
И, наконец, если просто посмотреть на помещения, в которых даются цирковые представления, то легко убедиться, что они лишены даже самых элементарных удобств и возможностей для решения хоть сколько-нибудь сложных постановочных задач.
Сейчас в Бельгии выступает наш цирк, и он имеет очень большой успех. Почему? Да потому, что каждый номер сам по себе — произведение искусства. Но, кроме того, представление в целом имеет ясную мысль и единство художественного решения. В этом немалая заслуга режиссера Н. Зиновьева и художника А. Судакевич. Как заметил один из бельгийских зрителей, публика устает восхищаться и аплодировать нашим артистам.
Мне хочется рассказать и о других цирках.
Как-то проезжая на трамвае через площадь, я заметил, что в ее центре, где утром обычно торгуют цветами, высятся цирковые снаряды, а сбоку стоят вагоны с надписями на стенах: «Международная труппа Боссль». Через несколько дней я отправился на представление. Оно шло в самом центре площади, прямо на брусчатой мостовой, без всякого ковра и даже барьера. Основное освещение для него давали уличные фонари. Оркестр заменял радиорепродуктор. Кругом звенели трамваи, гудели автомобили, в кафе за стаканом пива или оранжада сидели уставшие за день люди. А в центре шло представление. Тот, кто занимал стул, обязан был заплатить двадцать франков; тот, кто стоял за стульями, мог заплатить десять франков. Деньги получали, обходя ряды зрителей, женщины, вероятно, жены артистов.
Что сказать о представлении? В нем были номер» посредственные — укротитель с двумя львами; были и сильные — канатоходцы и исполнители фигурной езды на мотоциклах. О последнем номере стоит сказать несколько слов, тем более что у нас таких номеров нет. Были удачные опыты сначала Ващенко, а потом Маяцких, но они не получили дальнейшего развития. А между тем, наблюдая сейчас мотоциклистов, я еще раз убеждаюсь, как может быть эффектен мотоцикл в цирке и как он еще мало использован. Особенно хороши прыжки на мотоцикле, когда мотоциклист на полном ходу взлетает на трамплин, а потом пролетает по воздуху, прежде чем прийти на землю. Возле трамплина ложатся сначала один, потом два и даже три человека. Впечатление большое, хотя и несколько жуткое. У нас такие прыжки в пантомиме «Трое наших» делал А. Н. Смирнов. Может быть, стоит задуматься о создании специального номера с прыжками на мотоциклах, сняв с него нарочитое подчеркивание опасности, которая присутствует в труппе Боссль.
Канатоходцы делают сложные сольные трюки, но не исполняют пирамид, чем так сильны наши артисты. Любопытно, что, когда один из канатоходцев собирается идти по канату в мешке и с завязанными глазами, по радио передают, что этот трюк очень опасен и что ни одна страховая компания не хочет страховать жизнь этого человека. Так вот есть просьба к зрителям помочь ему своими добровольными пожертвованиями. И, пока артист готовится к своему путешествию, публику обходят с кружками.
Что касается клоунов, то они фальшиво играют на трубах и показывают традиционный бокс. Эквилибристка на проволоке с трудом садится на шпагат, правда, нужно учесть — ведь внизу не мягкий пружинящий манеж, а камни мостовой, здесь срываться нельзя. Гимнаст делает несколько довольно элементарных упражнений на трапеции и ходит вниз головой, цепляясь ногами за петли. Я смотрел на это представление далеко не худшего цирка и думал: «Ну, о каком подлинном развитии искусства можно мечтать в таких условиях! Право, здесь можно заботиться только о том, чтобы прокормиться».
А несколькими днями раньше в специальном разделе выставки, названном «Старая и веселая Бельгия», я увидел двух артистов. Они сидели прямо на земле на корточках, дымя папиросами, отдыхая после очередного сеанса. Орудия их работы — шпаги и цепи — лежали тут же. Но вот началось представление. Сначала одного из артистов, немолодого человека с дряблыми мышцами, заковали в цепи, цепь была засунута у него даже в рот. Он лег на землю и, извиваясь, стал освобождаться от оков. Это было унизительное зрелище. Потом его товарищ стал вставлять себе в пищевод шпаги и кинжалы. Последним шпагоглотателем, которого я видел, был Юстус, выступавший в Москве, в Измайлове, в балагане лет тридцать тому назад. Честно говоря, я думал, что этот отвратительный, антиэстетический жанр умер. И вот в двух шагах от меня стоит человек, откинувший далеко голову, и у него изо рта торчит рукоятка шпаги, в то время как сама шпага, как в ножны, вошла в пищевод. И это происходит в центре Европы, в ста шагах от таких чудес науки и искусства, которые наполняют настоящей гордостью за гений человека. Зто был цирк в самых его низких и отвратительных формах, но ведь он присутствовал на выставке, он позорил высокое и чистое искусство человеческой красоты, силы, смелости и ловкости, и я поспешил отойти, чтобы не видеть подобного представления.
И, наконец, третий цирк — американский. Я имею в виду Родео, своеобразную форму циркового представления. Родео — это праздник ковбоев, на котором молодые люди соревнуются в ловкости, смелости и силе. Вот лучших из ковбоев, среди которых есть чемпионы мира, — Кизей Тиббс, Говард Хилл, Верн Гудрих и другие — собрал Верн Эллиот и привез в Европу.
Представьте себе четырехугольный манеж примерно 25 на 50 метров. Земля на этом манеже хорошо перекопана и очень мягка. Вокруг манежа — трибуны для зрителей. Шапито нет. Рядом с трибунами — индейская деревня, где стоит около двадцати вигвамов.
Начинается и кончается первое отделение инсценировками нападения на дилижансы сначала индейцев, а потом бандитов. Сделаны эти обе сцены в плане ковбойских кинофильмов 20-х годов и, честно говоря, примитивны и не очень интересны. Если же говорить об их идейной стороне, то индейцы показаны разбойниками, ковбои — храбрецами, а в самый ответственный и опасный момент появляется полиция, которая спасает путешественников. Есть в этих сценах несколько трудных и эффектных падений с лошадей, но больше стрельбы из пугачей. Но вот что касается показа спортивных упражнений, то они очень интересны. Первое из них — это умение удержаться на неукрощенной лошади.
В специальном стойле, где лошадь не может повернуться, ее седлают, на нее садится всадник, держащийся одной рукой за узду, а другую руку подняв вверх. И вот лошадь вылетает (буквально вылетает) на манеж. Она бьет задом, вся изворачивается, желая сбросить со спины ношу. Иногда ей это удается, и всадник кубарем летит на манеж, но самые ловкие проскакивают вдоль всего манежа и перелезают на спину другой лошади, на которой едет помощник играющего. То же самое упражнение проделывается и на спине быка. Часто прямо тут же на манеже седлают лошадь и на нее садится всадник. Когда зрители это видят, они очень ясно представляют то поистине высокое мастерство, которое отличает всадников.
Потом всадники гонят стадо коров, одно за другим отделяются от стада животные, но везде их настигает неумолимое лассо, пущенное ловкой рукой ковбоя. С лассо вообще проделываются необыкновенные вещи, вплоть до такой: лассо сильно раскручивается, и в его петлю проскакивает всадник с лошадью.
Изумительно такое упражнение: всадник настигает бегущего быка, хватает его за рога, перескакивает к нему на спину.
и силой своей тяжести и инерции переворачивает быка через голову на спину. Интересны народные танцы и игры на лошадях индейцев, хороши танцы ковбоев, и особенно кадриль на лошадях, когда шесть кавалеров и шесть дам соединяются, разъединяются, образуя причудливые рисунки. А в конце представления все всадники — их более пятидесяти — выезжают с флагами тех стран, которые представлены на выставке, и проделывают маневры. Красивое зрелище!
Однако в представлении удовлетворяет не все, и прежде всего ему не хватает режиссуры: растянуты и не использованы паузы, музыка не только не помогает, но часто мешает зрелищу, не найдены мизансце-нические решения, совсем не использован свет для выделения ударных мест спектакля. И из-за этого многое пропадает. А поучиться у своих американских коллег нашим артистам есть чему — у них своеобразный и интересный репертуар.
И вот, снова сравнивая даже этот яркий цирк с нашим, я отдаю предпочтение последнему. У американцев есть очень хорошие номера, но нет цельного циркового спектакля. У нас — настоящий спектакль, яркий и праздничный, в котором раскрываются все лучшие стороны замечательного народного зрелища — цирка.
Ю. ДМИТРИЕВ,
наш специальный корреспондент БРЮССЕЛЬ
Журнал «Советский цирк» сентябрь 1958 г.