Заметки директора - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Заметки директора

Как-то довелось мне выехать с одним из коллективов в Чутовский район Полтавской области, в сельский клуб. Артисты цирка — желанные гости в рабочих и колхозных Домах культуры, и, чем отдаленнее место, тем с большей теплотой встречают артистов. У афиши толпилась стайка энтузиастов, решался вопрос: идти или не идти на представление. Нашлись и скептики. Один из них безнадежно махнул рукой и процедил сквозь зубы: «Халтура!»
Нам удалось разговориться. Оказалось, что это тракторист местной МТС Александр Загоруйко. Недоверие его к приезжим артистам было не лишено оснований. Не далее как три недели назад, рассказывал Загоруйко, у них выступал «коллектив» в составе трех халтурщиков. Один из них поднимал «дутые» (пустые) гири, прокалывал руки иглой, препротивно пел и «делал лягушку на перекладине». В общем, появлялся на сцене семь раз, и все с разными «номерами»... Пока мы беседовали, подъехали артисты. Собравшиеся встретили их внимательными взглядами: каковы собой, как одеты, какой привезли багаж.
Последними из автобуса вылезли два товарища. Небритые, в неопрятных, неглаженых костюмах, они с мрачным видом продолжали переругиваться из-за какого-то пустяка, вызывая насмешливую ухмылку ребятни, как всегда, на редкость наблюдательной. Но общее впечатление было, по-видимому, благоприятным. Выглянув перед открытием занавеса в зал, я был приятно удивлен: в первом ряду сидел Александр Загоруйко. Вскоре послышались разрозненные хлопки, и мы еще раз убедились, как важно все-таки начинать представление вовремя. Шестиминутное опоздание вызвало уже ропот; в результате первый номер, сам по себе вполне удовлетворительный, встретил слабый отклик зала. И только после того, как зритель успокоился, между артистами и зрителями возник невидимый, но ясно ощущаемый контакт, неизменно сопутствующий успешно идущему представлению. Когда кончилось представление, шел дождь. Автобуса уже не было, пришлось возвращаться на открытой грузовой машине. Однако никто из артистов не жаловался—все находились под впечатлением теплого приема.

 В прошлом году минуло семь лет со дня организации киевской группы «Цирк не сцене». Вначале в ее состав входили аттракцион автомотогонки и две небольшие бригады. Ныне киевская группа «Цирк на
сцене» состоит из двенадцати передвижных коллективов и четырех аттракционов автомотогонок.
Коверный клоун Н. Кашпур
Коверный клоун Н. Кашпур

Она объединяет значительные артистические силы. За эти годы изменились характеры и взаимоотношения людей, выросли дружные, спаянные коллективы, у многих артистов повысилась взыскательность к себе и выявилось желание повышать свое актерское мастерство.
Важнейшей задачей передвижных коллективов является обслуживание жителей новостроек и целинных земель. Более 750. цирковых представлений дали артисты киевской группы в районах освоения целины. В Кустанайской, Актюбинском, Павлодарской, Новосибирской областях, на необъятных целинных просторах, начиная с 1954 года и по сей день трудятся коллективы под руководством М. И. Сироты, И. Д. Ниринберга, В. И. Инце, В. Д. Вовси. Артисты, работавшие на целине становились в необходимый момент и плотниками, и декораторами, и осветителями, и художниками. Они научились быстро превращать просторные сараи и амбары в зрительные залы, завешивая «сцену» сшитыми простынями, оборудовать освещение.
В погожие летние вечера бригада под руководством В. Д. Вовси, обслуживая колхозников непосредственно в поле и на фермах, выступала на площадке, составленной из двух автомашин. Этот же коллектив ухитрялся превращать в зрительные залы узкие переулки, перегораживая их фанерными щитами. Такие импровизированные залы вмещали восемьсот-тысячу зрителей. Все это позволило коллективу, преодолевая трудности, связанные с передвижной работой, обслужить тридцать три тысячи зрителей непосредственно на целине Новосибирской области.
 Энтузиастами работы на целинных землях явились инспектор М. И. Сирота, артисты Л. Огородникова, С. Лысый и Н. Кашпур. Заслуженной популярностью у зрителя пользовались артисты В. Бартеньев, И. Кащеев, Л. Дардан, коверный Н. Карпенко, исполнительница пластического этюда Т. Доляницкая и многие другие. Артисты Н. Кулик и Л. Грин оказывали помощь участникам художественной самодеятельности. Живой отклик зрителей вызывали фельетоны и куплеты артистки Н. Кулик, насыщенные злободневным материалом, который она черпала на месте, связываясь с партийными и комсомольскими организациями совхозов и колхозов. За десять месяцев 1957 года коллективами киевской группы (без аттракционов мотогонки) было дано 3713 цирковых представлений, главным образом в сельских местностях, рабочих поселках, парках, садах.
Наши представления посетило свыше восьмисот пятидесяти тысяч зрителей, купивших билеты на четыре миллиона триста тысяч рублей. Если к этому прибавить триста тысяч зрителей, побывавших на наших представлениях в парках, садах и на стадионах, то нетрудно представить масштабы работы киевской группы «Цирк на сцене», вступившей в новую полосу своего развития. Наряду с достижениями в работе наших — да и не только наших! — коллективов имеются серьезные недостатки. Именно сегодня, когда передвижные коллективы окрепли организационно, нужно со всей остротой поднять вопросы художественного мастерства, творческого совершенствования, повышения качества нашей работы. Для этого нужно сосредоточить внимание на том, что нам мешает, на наших недостатках. Вот о них-то и хотелось бы поговорить.
Немало приходилось видеть цирковых представлений на сцене. Всякие они бывают. Думается, что правильнее всего остановиться на так называемом рядовом представлении, имеющем типичные недостатки, устранение которых, кстати говоря, не требует капитальных затрат и больших репетиционных периодов. В таком представлении участвуют восемь-десять артистов, программа его состоит из восьми-девяти номеров. Серьезным недостатком его является то, что такое представление, как правило, не имеет сколько-нибудь законченной формы и целенаправленности. После открытия занавеса на сцену выходят артисты, объявленные ведущим, проделывают свой номер и уходят. Аморфность постановочного замысла, художественная рыхлость программы становятся особенно заметными в тех случаях, когда в процессе представления обнаруживаются отсутствие актерской культуры, низкий уровень исполнения номеров, недостатки трюковой работы. Эквилибрист не «тянет» носки, у него «ватные» колени, нет фиксации трюка.
У жонглеров стандартный набор реквизита. Причем, многие из них ошибочно полагают, будто мастерство, классность жонглера всецело определяется количеством выбрасываемых предметов.
Шефский концерт на корабле. Выступают акробаты И. Кащеев, Л. Дардан и А. Подгорный
Шефский концерт на корабле. Выступают акробаты И. Кащеев, Л. Дардан и А. Подгорный

В погоне за количеством жонглер теряет непринужденность, легкость, изящество, с его лица сходит улыбка. Исчезает искусство, остается плохое ремесло. Если к тому же жонглер еще и роняет свой реквизит и снова повторяет трюк, зритель начинает испытывать раздражение.
В количестве ли выбрасываемых предметов смысл искусства жонглирования? Вряд ли. Можно жонглировать тремя — четырьмя предметами, поражая чистотой работы, оригинальностью комбинаций, темпом и умением держаться. Ведь ценно не только техническое исполнение, но и артистичность, ибо нельзя смешивать ремесло с эмоционально воздействующим искусством. Выступающие на периферии музыкальные эксцентрики — в большинстве своем самоучки, не имеющие необходимой подготовки, — нередко вызывают справедливые нарекания со стороны зрителей примитивностью исполнительского мастерства и репертуара. В представлении нередко участвует артист так называемого оригинального жанра.
К сожалению, название жанра, как правило, противоречит шаблонному содержанию номеров. Вот перед нами иллюзионист-манипулятор, в смокинге или во фраке. Каким трюком он начнет свое выступление? Угадать нетрудно. Он подергивает правой рукой — на лацкане желтая розочка сменяет белую, красная — желтую... Затем следуют манипуляции с папиросами, картами, бумажными цветами, с газетой, свернутой кульком, в которую льют воду, и — непременно! — избитые манипуляции с шариками. Причем некоторые манипуляторы, создавая иллюзию проглатывания шариков, стараются особенно натуралистично имитировать извлечение шариков из своего чрева, полагая, видимо, что в этом-то и заключается «фокус».
Этот дежурный набор стандартных трюков зрители хорошо знают и нередко «отгадывают» фокус еще до того, как иллюзионист приступил к его демонстрации. Некоторые иллюзионисты, не обладая достаточной культурой речи, сопровождают исполнение трюков разглагольствованиями на тему, что «магия»-де является наукой. В паузах между номерами выступает коверный комик. Нередко он тянет время, разочаровывая зрителя своей вялостью, несобранностью и старыми, давно известными репризами. Он подчас коверкает язык уродлизыми «неологизмами»: «чибуреточка», «чичас», «свистю» и т. п.
Неизменно повторяется фразочка: «Осторожней с вещами обращайтесь»,— это когда ведущий берет за ворот надоедливого «комика» и выдворяет его за кулисы. Но времена таковы, что на длинноносых ботинках, затупившихся каламбурах и рыжем парике, под которым недостает собственного ума, сегодня далеко не уедешь. Зритель требует от коверного большой профессиональной культуры, находчивости и остроумия. В творчестве козерного он ищет живой наблюдательности, связи с жизнью, смелости и новизны. Как часто мы обманываем его ожидания!.. Можно продолжить перечень «болезней» обыкновенного представления, но и сказанного довольно, чтобы установить недостаточность режиссерской работы в передвижных цирковых коллективах. Критический взгляд режиссера на «рядовое» цирковое представление вызовет немало творческих мыслей о том, как очистить искусство от дурных наслоений. Улучшение художественно-творческой работы поможет устранить многие имеющиеся недостатки.
Больной вопрос, вызывающий во многих случаях споры, обиды и недоразумения, — это вопрос о выступлениях артистов в двух номерах. Отказываться от включения в программу вторых номеров во всех случаях было бы нецелесообразно. Тут нужно исходить, прежде всего, из интересов дела. Но если основной номер артиста профессионально недоделан, еще полностью не завершен, то об использовании второго номера не должно быть и речи. Необходимо также, чтобы второй номер по жанру отличался от первого, чтобы зритель смог проявить должный интерес и к номеру и к исполнителям, которых только что видел. Мы остановились на этом вопросе, поскольку в практике встречаются случаи, когда артисты, исполнявшие, скажем, жонглерский номер, осваивают новый трюк — игру с китайскими тарелочками — и заявляют, будто создали второй номер, добиваясь включения его в программу.
Бывают и такие случаи, когда артист, не владея в совершенстве своим основным номером, настойчиво домогается разрешения ввести в программу второй и даже третий номер, каждый из которых, недостаточно отработан. Дальнейший рост артистического мастерства невозможен и без решительной борьбы против широко распространившегося плагиаторства. Многие артисты, вместо того чтобы работать над созданием оригинального номера, заимствуют у своих коллег отдельные трюки и даже целые номера. У артиста Н. Ермакова есть номер «Собачья школа». Этот номер копируют другие артисты того же жанра. А сколько дрессировщиков перехватили сценку «Собачка-сторож» у М. Золло? С поразительной легкостью, без всякого учета творческих индивидуальностей и актерского мастерства происходит заимствование реприз среди коверных комиков. В этих случаях рассуждают так: «У Мусина смешно получается — значит, и у меня выйдет не хуже». На деле же выходит совсем не так.
То, что показал К. Мусин, было действительно интересно и смешно, а у копировщиков выходит плохо и пошло. Нужно надежнее охранять новое и оригинальное от посягательств плагиаторов, охочих до плодов чужого труда. Необходимо на оригинальные номера выдавать авторские свидетельства, записывать содержание номера в репертуарную книжку артиста. Это заставит многих артистов призадуматься над улучшением своих номеров, разбудит их творческую инициативу. Обновлению программ мешает, в частности, и задержка утверждения репертуара, написанного на местах. Бывает, что куплеты и фельетоны подолгу лежат в репертуарном отделе, затем не разрешаются ввиду устарелости материала. Нам кажется, было бы целесообразно руководству Союзгосцирка разрешить утверждение на местах репертуара, написанного периферийными авторами, оставив за собой право последующего контроля.
Умение оперативно откликаться на злободневные местные темы составляет одну из основных задач артистов разговорного жанра, В этом отношении мы явно отстаем. И последнее, о чем бы хотелось сказать, это о стабилизации состава цирковых коллективов. Нет необходимости доказывать, что у артистов, работающих в одном и том же коллективе, появляется большая сработанность, взаимопонимание, что значительно облегчает постановку тематических цирковых представлений и проведение учебно-тренировочных занятий. В стабильном коллективе, как правило, реже случаи нарушения трудовой дисциплины; лучше поставлена общественная работа.
Со всем этим иногда до обидного мало считаются, требуя немедленной отправки того или иного артиста в конвейер или в передвижной цирк. Чтобы коллективы, лишившиеся лучших номеров, не простаивали, мы вынуждены приглашать артистов со стороны по трудовым соглашениям. Несомненно, что после закрытия летних цирков часть артистов должна переводиться на работу в бригадах. Однако Союзгосцирку необходимо заботиться о присылке в группу вполне укомплектованных бригад без громоздкого реквизита. Это позволило бы весной без ломки коллективов отправлять временные бригады обратно в летние цирки. В одной статье, разумеется, не представляется возможным исчерпать все наши маленькие и большие оперативные и проблемные вопросы. Работники советского цирка, по-видимому, выскажутся еще о многом существенном, что мешает развитию нашего искусства. Ведь жизнь, которая ставит перед нами новые задачи, не ждет!

Б. КОРОТКОВ,
директор киевской группы «Цирк на сцене» г. Киев
Журнал « Советский цирк» март 1958 год
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования