Премьера молодых
«Праздник юности» — так названа премьера Московского ордена Ленина цирка.
«Праздник юности» посвящен 40-летию Ленинского комсомола. Подавляющее большинство исполнителей программы молодежь и комсомольцы.
Представление начинается парадом-прологом, в котором интересно задуманные скульптурные группы олицетворяют отдельные этапы деятельности комсомола с первых дней революции и до наших дней.
Совсем юные участники и дебютанты, участвующие в представлении, не уступают в мастерстве уже знакомым москвичам, признанным талантам. Выступает не только юная смена, но и второе поколение советских цирковых семейств.
Артисты Г. Белякова, Ирина Шестуа, Э. и Е. Рогальские, В. Мозель, В. Феррони, юная Марина Волжанская — это дети цирковых артистов. Молодежь внесла в программу элементы подлинного новаторства и демонстрирует не только высокую технику, но и профессиональную артистичность.
Номер Б. и В. Исаевых и И. Шестуа является, вне сомнения, новым в области акробатики. Исаевы исполняют роль «живого трамплина» и роли ловиторов, принимающих свою партнершу на столь неудобный аппарат, как два шеста. Номер тем ценнее, что роль верхнего в такой требующей высокой квалификации работе исполняет юная девушка! Номер имеет большой успех у зрителей, и по заслугам.
Оригинальный номер исполняет артистка В. Бирина. Основой ее работы является сложный баланс. На кончике кинжала, который артистке держит в зубах, поставлен длинный «меч», а на его ручке стеклянный поднос с бокалами. Балансируя этим неустойчивым сооружением, артистка взбирается на высокую металлическую лестницу и проделывает там несколько акробатических трюков. Мастерство баланса у молодой артистки достаточно высокое, хотя вряд ли художественно оправдано оформление ее реквизита в виду «холодного оружия».
Интересный номер демонстрируют артисты Ю. Логинов, И. Толкачев и В. Феррони. Это — жонглирование, эксцентрическая акробатика с китайским столом и каскадные прыжки. Номер идет в быстром темпе, жонглируют артисты в самых невероятных положениях: на ходу, в акробатических пирамидах и даже в прыжках! Эксцентрика — жанр очень трудный, требующий не только техники, но и артистических данных. Номеров эксцентрики у нас недостаточно. Похвально, что молодые артисты создали такой веселый и оригинальный номер — он «желанный гость» в любой программе.
Под куполом цирка работают четыре девушки: А. Хазова, Н. Бондарева, Н. Травина, Г. Степанова. Их аппарат — комбинация групповой трапеции и четырех «бамбуков» (шестов) — дает возможность молодым артисткам показать свое мастерство и смелость. Красива их синхронная работа на трапеции и оригинальны трюки на «бамбуках». Очень эффектен финал номера, когда бамбуки превращаются в «лоппинги» и тела артисток образуют два вращающихся пропеллера.
Некоторое возражение может вызвать то, что молодые гимнастки работают без всяких предохранительных средств. Если работа на трапеции при высокой квалификации не представляет опасности, то трюки на бамбуках явно играют на нервах зрителей и не безопасны, так как артистки в сложной комбинации из четырех исполнительниц демонстрируют переход с рук в ноги и обратно, и повторяют его несколько раз. Нужно помнить, что опасность воздушной работы не в самих артистах или в исполняемых ими трюках, а в непредвиденных случайностях: может внезапно погаснуть свет, вспотеют от духоты или от волнения руки и т. п. Лонжа в данном случае не годится. Она будет мешать, но сетка никак не снизит художественной ценности номера и не отразится на его успехе.
Гимнастика на кольцах — номер в принципе групповой, и чем меньше в нем участников, тем труднее сделать его интересным, но артисты 3. Благодарская и В. Филатов нашли оригинальные трюки и комбинации, и зрители смотрят их номер с удовольствием.
Пожалуй, самый сильный жанр в советских цирках — это жанр «партерных прыгунов». Русские прыгуны славились и в дореволюционное время. Впервые в мире двойное сальто в партере сделали русские артисты (И. и А. Сосины). В первых рядах мастеров находятся и молодые прыгуны, выступающие в данной программе под руководством Ивана Федосова. Еще совсем недавно исполнение «двойного сальто» обставлялось некоторой «церемонией». Появлялся инспектор манежа, останавливал оркестр и объявлял зрителям о том, что такой-то артист исполнит рекордный прыжок — «двойное сальто»! И, правда, артистов этих было очень мало — единицы. В номере Федосова этот трюк исполняют неоднократно и без всяких церемоний. Группа работает на предельно высоком темпе, четко и слаженно. Калейдоскоп самых трудных прыжков и комбинаций, необычайная легкость исполнения, говорящая об очень высоком классе «прыгучести» и школы, оригинально составленная композиция номера, точный метраж – не больше, ни меньше, чтобы показать все лучшее и «вовремя» уйти с манежа.
В цирке принято называть выступления артистов работой, но «работа» Федосовых скорее напоминает непринужденную, веселую игру, так как они довели спортивные прыжки до уровня подлинного искусства. В этой группе нет премьеров, и зрители одинаково аплодируют и Ивану Федосову, и Н. Кусакиной, и Л. Пересторонину, А. Щеголькову, В. Грецову, А. Бонциенко, Н. Светлорусову, Ю. Степанову, В. Кондратову и Б. Птицыну.
Что такое наездник в цирке? Специалисты вам скажут, что наездники в цирке бывают разные. Есть «жокеи», есть «джигиты», есть «высшая школа», «гротеск» и так далее... Наездники всегда воевали за «чистоту жанра», и никогда эти разновидности конной езды не смешивались в одном номере.
Традиция? — Да.
Артисты Рогальские решили нарушить вековую традицию. Что в ней, в этой традиции, если она заставляет цирковой номер десятками лет оставаться неизменным? Во-первых, артисты внесли в номер элементы определенного сюжета и поставили его в своеобразном национальном оформлении. Отказавшись от «чистого» стиля, они демонстрируют в номере трюки и из «высшей школы верховой езды» и из народной джигитовки, ввели дрессуру и даже музыку и танцы!
Не знаем, каково мнение специалистов конного жанра, но зрители, по всем признакам — «за». Успех номера, а следовательно и эксперимента, очевиден. Номер идет в хорошем темпе, полон динамики. Красивые артисты. Красивые лошади, костюмы, музыка.... Интересен замысел и отличная подача номера.
Нужно только, чтобы игровые моменты не шли в ущерб номеру. Номер цирковой и в отведенном для него определенном метраже должно хватать места и игровым и, главное, трюковым моментам конной езды.
Интересный номер с профессиональным мастерством показывает группа под руководством Я. Хоменко. Это усложненный резиновым трамплином-столом жанр «ручного вольтижа.» и так называемой «плечевой работы», то есть прыжков сальто в плечи. Артисты мастерски исполняют «двойное сальто», «встречные пассажи», перелеты через стол от партнера к партнеру. Этот номер требует высокой квалификации и в «ручной работе» и в прыжках. Артисты придумали много оригинальных комбинаций. Особенно интересна концовка номера — беспрерывное сальто в плечи двух верхних, с непрерывным движением ловиторов вокруг стола!
В жанре эквилибристов на канате выступает семейство артистов Волжанских. Волжанских московский зритель хорошо знает и любит. «Родоначальники» этой династии — братья Волжанские — первые выпускники первой в мире цирковой школы, — впервые дебютировали на этом же манеже. Они тогда сами были совсем юными и еще не собирались обзаводиться семьями. Сейчас уже пройден порядочный творческий путь, полный и радостью побед и горечью неудач, и в номере, который показывает семья Волжанских, на амплуа ведущих выдвинулось уже новое молодое поколение.
Братья Волжанские — неутомимые новаторы. Их одинаково интересуют и новые трюки и новые аппараты. Их последний аппарат — «канат» — механизирован и модернизирован. Обычный, параллельный земле канат в середине номера вдруг превращается в наклонный, над канатом появляется «ножной лоппинг», к концу номера канат становится под таким углом, какого мы в цирке еще не видели. Отличный и интересный трюк проделывает Владимир Волжанский — прыжок на роликовых коньках с оригинального «трамплина», пристраиваемого к канату.
Выступают эквилибристы на канате Волжанские
Сложный баланс на лестнице демонстрирует молодая артистка В. Бирина.
Акробаты-вольтижеры с ручными брусьями Б. и В. Исаевы и И. Шестуа
Нам кажется только, что номер несколько затянут. В нем есть повторения похожих трюков, и более сильные трюки исполняются раньше более легких. Вряд ли нужен в номере трюк с лоппингом.
Финальный трюк желательно было бы видеть в исполнении всей группы — это неписанный закон композиции цирковых номеров, и Волжанским с их квалификацией придумать его не трудно.
Тысячи лет существует жанр «канатоходцев», и тысячи лет как аппарат, так и репертуар этого номера был почти во всех странах похожим, и очень приятно, что советские артисты внесли в этот жанр «оживление». В наших цирках мы видим «канаты» самой разнообразной конфигурации и самую разнообразную трюковую работу. В этом новаторстве сказали свое слово и артисты Волжанские.
Как указано в программе, в представлении принимает участие «группа клоунов» во главе с В. Мозелем и О. Савичем. Думается, что в программе, названной «Праздник юности», следовало бы опубликовать фамилии юных клоунов, раскрыв тайну «группы», тем более, что эта «группа» показала себя очень хорошо. Разыгрываемая ими клоунада-пародия на публикуемые еще у нас подчас приключенческо-детективные романы, по-настоящему смешна и остра. В ней отлично играют юные, начинающие сегодня свой актерский путь клоуны — М. Капитанова, В. Костеренко, А. Николаев, Г. Афанасьев и уже не молодые, но талантливые клоуны Н. Антонов и В. Бартеньев.
Весь вечер на манеже Мозель и Савич. Это, вне сомнения, талантливые цирковые артисты. Они отлично владеют всеми элементами цирковой акробатики, эксцентрики, жонгляжа и т. д. Они полны молодой энергии и сил. Как жаль, что возраст их репертуара не соответствует их собственному возрасту. В данной программе Мозель и Савич несколько злоупотребляют акробатикой — ее и так немало.
Нам кажется, что О. Савичу стоит подумать и над своим гримом. То, что он делает в манеже в образе такого наивного дурачка с искусственным тоненьким голоском, никак не вяжется с его красивым и умным лицом. С таким лицом нужно одеть костюм «белого» и произносить «положительные» монологи или пожертвовать красотой и найти для себя грим, соответствующий стилю работы.
Как всегда отлично и до предела четко работает сложный аттракцион под руководством народного артиста РСФСР Кио.
Здание цирка после очередного ремонта стало еще нарядней, освещение более ослепительно. Оркестр (дирижер Б. Осипов) действительно помогает артистам. Униформа цирка, как всегда, на очень высоком уровне, и в успехе программы есть и ее большая доля. Оформление зрительного зала, манежа, форганга, сцены — красочно; пожалуй, даже слишком красочно, так как некоторые костюмы теряются на фоне орнаментов ковра и дорожек на барьере.
К сожалению только несмотря на высочайшую технику нашего времени, основной инструмент для чистки ковра в манеже — все та же дворницкая метла, и униформисты поднимают такую же пыль, как и 78 лет назад. Возможно, что администрация цирка ждет к сорокалетию цирка подарок от зрителей первых рядов — пылесос.
Творческий коллектив очередной премьеры сделал интересную программу. Молодежь выдержала серьезный экзамен. Доказательство этому успех программы, с которым и можно поздравить постановщика М. Местечкина, художников А. Судакевич, Л. Окуня и всех помогавших им.
Дрессировщица с собачками Г. Белякова
Коверные клоуны В. Мозель и О. Савич
Акробаты-прыгуны под руководством Н. Федосова
Жонглеры-каскадеры Ю. Логинов, И. Толкачев и В. Феррони
Гимнасты на кольцах Э. Благодарская и В. Филатов
Акробаты с батудом под руководством Л. Хоменко
Наездники Э. и Е. Рогальские
Журнал «Советский цирк» ноябрь 1958 г.