Рассказывает заслуженный артист РСФСЗ Л. Кара-Дмитриев. На трапеции Л. Лапиадо
Впервые на режиссерскую работу я был приглашен в 1928 году. Мне позвонила Анна Александровна Луначарская и попросила меня преподавать клоунаду в Цирковом училище.
С тех пор прошло много лет. И вот спустя тридцать лет ко мне домой пришли молодые артисты Борис Романов и Викентий Масловский.
В одном из столов репертуарного отдела они нашли два довольно остроумных скетча: «Горе-рыболовы» и «Острое дарование». Артисты обратились ко мне за помощью — поставить им скетчи.
За эту работу я взялся с большим удовольствием, хотя и с некоторым сомнением. Ведь столько лет прошло! Но стоило мне во время репетиции вступить на манеж, как снова ко мне возвращалась знакомая цирковая жизнерадостность и я обретал режиссерскую смелость. Я вспоминал свою актерскую работу в цирках: изображая Деда Мороза, я плясал вприсядку; играя на балалайке, вместе с Леонидом Утесовым выступал в сложном номере музыкальных эксцентриков.
Романов и Масловский оказались способными людьми с большой творческой инициативой. Мои указания они, дополняли собственной изобретав. цельностью, оригинальными трюками. Наша тройка работала дружно, получая от работы истинное удовольствие и моральное удовлетворение.
Почему актеры легко и правильно все воспринимали?
Вилентин Масловский бывший драматический актер. Несмотря на свой тяжелый вес, молодой артист легко танцует, хорошо двигается, поет, играет на многих музыкальных инструментах. Он артист большого внутреннего темперамента.
Борис Романов — резкая противоположность своему партнеру, он лирический комик. Обладает богатой мимикой, очень чутко понимает психологическую сторону образа. Вместе они дополняют друг друга, и я от души желаю, чтобы они навсегда остались творческим дуэтом и сохранили, кроме своего творческого союза, интеллектуальную дружбу, которую я наблюдал в их личных взаимоотношениях во время нашей репетиционной работы.
На трапеции - Лапиадо
Людмила Лапиадо только год назад окончила цирковое училище, но уже убедительно зарекомендовала себя как одна из сильнейших исполнительниц в области воздушной гимнастики. Еще в училище Люся с увлечением занималась гимнастикой. Ежедневно репетировала она на различных снарядах, особенно на трапеции и кольцах. Хорошо сложенная, способная девушка упорно осваивала все новые и новые упражнения, сложные комбинации. Помногу раз повторяла и отшлифовывала их.
И вот мечты ее сбылись. Упорство и труд не пропали даром. Заслуженным успехом пользуется у зрителей ее новый номер «Воздушная гимнастика на трапеции», в создании и постановке которого большую помощь оказали молодой гимнастке артист К. П. Авъерино и народный артист РСФСР Б. Л. Эдэр.
На большой высоте легко исполняет она сложный номер, и всегда красота и смелость отличают каждую ее комбинацию: будь то вращение в петлях, обрыв в носки или исключительно сложный и отважный трюк — вис на пятках на перекладине трапеции (в большом каче).
Сейчас, после успешных гастролей в цирках Японии, артистка вновь демонстрирует свое замечательное искусство на аренах страны.
Журнал «Советский цирк» декабрь 1958 г.