Комсомол цирка
Искусство цирка — искусство молодых. А лучшая, передовая молодежь в советском цирке, как и на любом заводе, а колхозе и вузе, — это комсомольцы. Много комсомольцев в цирке. Есть среди них и большие мастера арены, и ассистенты, и администраторы, и униформисты, и служители по уходу за животными, и работники мастерских. Каждый из них выполняет свой долг перед народом — несет искусство советского цирка в широкие массы трудящихся.
Секретарь Днепропетровского горкома ВЛКСМ т. Д. Иванов вручает почетные грамоты молодым артистам-комсомольцам А. Корчагиной, Л. Боровиковой, Р. Ратуевой, награжденным за творческие успехи.
Празднуя 40-летие славного Ленинского комсомола, мы отмечаем также роль передового отряда советской молодежи в истории советского цирка.
С именами многих комсомольцев — юношей и девушек — связано становление нашего цирка в 20—30-х годах, его первые успехи и достижения. Только настойчивость и страстная романтическая мечта стать артистами советского цирка помогли им преодолеть все препятствия, овладеть сложными цирковыми жанрами и выработать свой, советский стиль работы.
Такими пионерами строительства советского цирка были М. Румянцев (Карандаш), С. Кожевников, И. Нелипович, М. Егоров и десятки других артистов, ставших в настоящее время большими мастерами цирка.
Много славных имен молодых артистов было также вписано в историю советского цирка в годы Великой Отечественной войны. Одни из них покинули временно манеж, чтобы с оружием в руках защищать на фронте завоевания Октября, другие в трудных условиях войны продолжали развивать дальше цирковое искусство, выступали перед бойцами на переднем крае и в госпиталях, проводили большую работу по культурному обслуживанию населения.
Но особенно заметную роль сыграли комсомольцы и молодежь в послевоенный период, по праву считающийся периодом расцвета отечественного циркового искусства.
Именно в это время на манеже советского цирка появилась плеяда молодых мастеров арены, обогащающая своими достижениями жизнеутверждающее искусство нашего цирка. Благодаря неустанной заботе партии и правительства были созданы кадры в союзных и автономных республиках, положившие начало национальным цирковым коллективам.
Высоко несут знамя советского цирка молодые артисты в многочисленных зарубежных поездках. Артистам Быковским, Лукьянову, Владимировым аплодировали Дели, Калькутта, Джакарта и Рангун. Это Хазовым, Довейко, Попову рукоплескали посетители советского цирка в Люксембурге и Брюсселе.
Значительную роль сыграли комсомольцы и молодежь цирка в успешном претворении в жизнь таких новых форм культурно-просветительной работы, как цирковые кавалькады по стране. Шесть кавалькад было успешно проведено в этом году, и в подавляющем большинстве их участниками была артистическая молодежь.
Много молодежи участвовало в посвященных 40-летию комсомола выступлениях на стадионах. Среди них — артисты Э. Кукушкина, Т. и Т. Осташенко, Р. и Ю. Матвеевы, Э. Коченов, Г. Григорян и С. Минасян. Это им аплодировали Вильнюс, Ростов, Харьков, Сталино, Луганск и Ставрополь.
Большими творческими успехами встречает молодежь советского цирка славное 40-летие родного комсомола. Десятки молодых артистов приготовили к этой знаменательной дате новые номера и значительно улучшили технику их исполнения. Многих из них можно сейчас увидеть в праздничных комсомольских программах в Московском, Ленинградском и других цирках страны.
За последнее время в цирках оживилась работа комсомольских организаций. Созданы комсомольские группы в украинском, армянском, грузинском цирках, цыганском коллективе и в аттракционе «Цирк на льду».
В центре комсомольской работы этих групп стоят вопросы идейного воспитания артистической молодежи, производства, трудовой дисциплины, быта. Комсомольцы и молодежь цирка принимают активное участие в шефстве над воинами Советской Армии, тружениками целинных земель и строителями новых промышленных предприятий. Молодые артисты также участвуют в комсомольском походе за культуру. Несмотря на трудности, связанные с частыми переездами, многие молодые артисты работают над повышением своего культурного и идейного уровня, учатся на заочных отделениях ГИТИСа, институтов физической культуры и в университетах марксизма-ленинизма.
Успехи, с которыми приходят молодые мастера арены к юбилею комсомола, бесспорны. Но у нас есть немало недостатков и в воспитании артистической молодежи и в организации комсомольской работы.
Ведь ни для кого не секрет, что некоторые молодые артисты забывают о высоком звании артиста советского цирка, совершают аморальные поступки, нарушают трудовую дисциплину, не по-товарищески относятся к девушкам-партнершам. К сожалению, в нашей среде есть еще комсомольцы, которые легкомысленно относятся к комсомольским поручениям, не проявляют инициативы и только уплату членских взносов считают своей обязанностью.
Молодым артистам нужно использовать все предоставленные Советской властью возможности для творческого роста, неустанно повышать свой идейный уровень, проявлять творческую смелость и находчивость, создавать новые номера и трюки, находить новые формы цирковых представлений.
В. ШИРОКОВА,
секретарь комитета комсомола Союзгосцирка
Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.