Наши интервью
Цирк всегда был моей давней — с самого раннего детства — привязанностью и страстью.
Я любил и сейчас люблю сидеть под освещенным куполом и вместе со всеми восхищаться честными чудесами, которые творят одни из самых терпеливых тружеников.
Когда я вижу партерных гимнастов, я кончаю отчаянно хлопать в ладоши последним.
Я все люблю в цирке: его романтику, специфический запах кулис, обычаи, своеобразие и чудеса без обмана, чудеса, достигнутые иной раз тяжким трудом, тысячами упражнений.
В этом отношении ремесло циркового артиста роднится с моим ремеслом писателя. И мне приходится частенько немало проливать пота, прежде чем я достигаю нужного.
За кажущейся легкостью и миражностью исполнения номера циркового артиста таится всегда тяжелый труд, и я им всегда восторгаюсь.
Цель труда артиста цирка — захватить зрителя, поразить его, вызвать в нем радость восхищения — радость, которую он ожидает получить, платя трудовые деньги за билет на яркое зрелище. Цирк является и призван быть таким общенародным зрелищем. Цирк просто необходим в нашей жизни, как зеленая ветка за окном.
И мне кажется, пора нашим различным вышестоящим инстанциям подумать всерьез о переводе циркового училища, вернее, университета, — у нас нет другого, более высшего учебного заведения, готовящего артистов цирка, — в достойное здание из этой утлой бывшей конюшни.
Успех наших артистов цирка, в том числе и за границей говорит о том, что новое здание будет в руках достойных тружеников.
Наше цирковое училище существующее уже давно, подготовило многие сотни талантливых артистов самых различных жанров. Но долгое время здесь не выпускали мастеров одного из наиболее любимы: народом искусства — искусства клоунады. В нынешнем году наконец преодолен и этот барьер. Важно только, чтобы почин был провозвестников дальнейшего большого поток, артистов клоунады, вносящих в каждое представление его может быть, самый важный элемент цирковой жизни — жизнерадостность, веселье смех.
Мы увидим их еще многих — прошедших цирковой университет — на аренах, посмотрим не раз в их веселые и немного смущенные глаза, увидим их, пронзенных вниманием ис кушенных зрителей, молодых играющих мускулами своих тел.
Я искренне огорчался, когда у наших цирковых артистов отняли мишурность в их именах (2 Гри, 2 Буфалло и пр.) — впрочем, некоторые их сохранили, например Кио,— мишурность, столь присущую артистам цирка, как и блестки, в которых они появляются на освещенной арене.
Мне кажется, эта мишурность в именах и наименованиях, как и блестки, как и все сияющее великолепие артистического наряда, крайне необходима для зрелища — иначе нет и не получится цирка и побледнеет насмерть цирковое искусство.
Те, кто борется с этим, напоминают мне незадачливых торговцев, отпускающих порой добротный товар, в силу вредного и странного отношения в делу, без тары и упаковки или просто в тару потребителя.
Уже на школьной арене должно начаться второе рождение артиста — на этот раз с присвоенным ему мишурным именем, — и оно должно стать его вторым или, может быть, даже его первым «я»
Леонид ЛЕОНОВ
Во время гастролей коллектива венгерского цирка в Москве нам любезно была предоставлена возможность присутствовать на выпускном экзамене в Московском государственном училище циркового искусства.
То, что мы видели, нас глубоко порадовало. Интересно и важно было ознакомиться с училищем потому, что у нас тоже имеется цирковое училище. Мы гордимся тем, что после СССР мы — вторая страна в Европе, располагающая таким учебным заведением. Среди приехавших в СССР артистов есть и молодые артисты, окончившие в этом году училище.
Надо отдать справедливость выпускникам ГУЦИ: они показали хорошую выучку, проявили большие способности. Чувствуется, что с молодежью немало поработали талантливые педагоги, что в училище разумно продумана система обучения и подготовки кадров.
Не все показанное равноценно. Многого оставляет желать жанр клоунады. Впрочем, это уязвимое место вообще. Можно не соглашаться с манерой и формой подачи клоунады, хотя показанное следует считать интересным. Нам кажется, что каждая реприза должна быть острой, предельно лаконичной и метко разящей. Тогда все будет более действенным. Для репризы нужно найти особую форму, и достигаться это должно средствами цирковой специфики.
Судя по просмотру, советская цирковая молодежь достигла многого. Хочется пожелать ей дерзаний, новых художественных открытий, нахождения действенных приемов и форм цирковой выразительности, открытия новых путей.
Училище в Венгрии еще молодое. Тем более важен для нас обмен опытом, постоянное дружеское общение, частые встречи, откровенные беседы по волнующим нас вопросам развития искусства цирка.
В громадном опыте, который накопил советский цирк, много ценного и для нас. Усвоению его могло бы содействовать также взаимное ознакомление с работой, обмен информацией, статьи и дискуссии в советской и венгерской прессе и, в частности, в журнале «Советский цирк», который с интересом читают и наши артисты в Венгрии. Мы от души желаем советским товарищам по профессии больших творческих успехов.
ГЕОРГ СИЛАДИ,
секретарь партийной организации
Венгерского объединения цирков
ВЛАДИСЛАВ ФЕЛЬДМАН,
директор и художественный
руководитель
Государственное училище циркового искусства внесло значительный вклад в дело подготовки новых кадров для советского цирка. Его заслуги и успехи бесспорны.
Вместе с тем, на мой взгляд, система воспитания молодых артистов в ГУЦИ нуждается в дальнейшем совершенствовании.
В настоящее время в училище принимаются юноши и девушки от 14 лет до 21 года. Это довольно критический возраст для воспитания будущего артиста в ряде жанров. И преподавателям и самим студентам приходится затрачивать массу времени и сил, чтобы за четыре года подготовить номер. Особенно сложно готовить «верхних».
Подготовку молодого артиста, по-моему, следует начинать с раннего детства. По примеру балетных школ, в ГУЦИ должны приниматься дети в возрасте 8—9 лет. Необходимо иметь младшие курсы — своеобразную школу-интернат, где детям будут прививать основы циркового искусства уже с первого класса.
Следует подумать и над тем, чтобы из училища выпускались универсальные артисты. Для этого необходимо, чтобы помимо акробатики и жонглирования их обучали в ГУЦИ также верховой езде и балету. Это позволит формировать номера, подбирать состав их участников, особенно «верхних», которые могут привлекаться из числа подготовленных студентов, проявивших способность выполнять именно эту задачу.
Такая подготовка позволит студенту безболезненно и без ошибок выбрать себе основной жанр. Если молодой артист получит в училище разностороннюю жанровую техническую подготовку, будет художественно выразителен и пластичен, он сможет, став профессиональным артистом, разнообразить свой номер и в случае необходимости сменить жанр либо заменить партнера в том жанре, с которым выступают его товарищи.
При приеме в училище следует обращать внимание на фигуру поступающего, которая должна быть красивой. Надо помнить, что от внешнего вида артиста зависит эстетичность самого номера.
Хотелось бы, чтобы режиссеры-педагоги проявляли больше творческой выдумки и оригинальности при подготовке номеров, не копируя уже существующих и не повторяя их. Это хорошо в учебном плане, в период подготовки и воспитания артиста, но выходить из училища на манеж цирка надо с номером, который должен отличаться от уже существующих в конвейере.
Воспитание творческой молодежи должно быть творчеством. В этом залог дальнейших успехов Советского цирка.
В. КАДЫР-ГУЛЯМ,
заслуженный артист РСФСР
Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.