Цирковой акробат Игорь Акифьев
Еще в цирковом училище Игорь Акифьев зарекомендовал себя жонглером, гимнастом, турнистом и эквилибристом. Однако своей цирковой специальностью Акифьев избрал акробатику.
В акробатическом номере, с которым он вышел из училища, Игорь исполнял сложные трюки, выступая в качестве вольтижера на подкидной доске, батуде и на рамке.
Делая с подкидной доски двойное переднее сальто в руки к своему ловитору Владимиру Максимову, Акифьев с необычайной легкостью и мастерством завершал этот трюк красивой комбинацией, исполняя в руках ловитора полтора задних и передних сальто-мортале. Он делал и такой рекордный трюк, как двойное переднее сальто в руках у ловитора.
В репертуаре молодого артиста большое место занимали также разнообразные акробатические прыжки в партере. Увлечение Акифьева цирком началось в детстве, когда, попав на новогоднюю елку в районном Доме пионеров, он впервые увидел там акробатов. Впечатление было сильным. Через несколько дней Игорь поступил в детскую акробатическую секцию. Вел занятия Сергей Петрович Сергеев. Замечательный педагог, большой знаток цирка, он воспитал немало хороших акробатов.
1942 год. Часто в московской программе принимают участие воспитанники Сергея Петровича. «Пятнадцать малолетних прыгунов» — так обычно объявляли их номер. Из них при ГУЦИ была создана детская группа.
Участник детской акробатической группы Игорь Акифьев стал студентом циркового училища. В 1950 году по окончании училища Игорь служил в Советской Армии. Он несколько раз занимал призовые места на первенстве вооруженных сил, а в 1952 году на Всесоюзных соревнованиях занял первое место, став чемпионом СССР по акробатике. В номере Юрия Быковского, куда пришел Акифьев после армии, его знали еще по училищу как хорошего акробата и отзывчивого товарища. Помимо основной работы верхнего, Игорю пришлось выступать в номере и в качестве нижнего. Он бросает и принимает в четыре руки партнеров, которые в свою очередь исполняют сальто-мортале и пируэты. Будучи верхним, Акифьев делает также различные вольтижные комбинации. Курбеты, переметы, полуфлик-фляки, которые он делает, отличаются легкостью исполнения и профессиональной законченностью.
Особенно четко исполняет И. Акифьев с четырех рук — двойное сальто-мортале прогнувшись на сход. Создается впечатление, будто артист прыгает не с рук, а с подкидной доски.
Из его прыжковых комбинаций особенно интересно смотрится серия флик-фляков в партере, причем последний флик-фляк Игорь Акифьев заканчивает красивым полу-флик-фляком в руки к партнеру Владимиру Слабову. Здесь элементы вольтижа логично вплетаются в прыжки. В этом номере Игорь Акифьев с большим мастерством исполняет также такие прыжки, как рундат, полтора пируэта в переход на рундат, двойной пируэт и двойное сальто в партере. Нужно сказать, что двойное сальто в нашем цирке делают многие прыгуны. Однако у Игоря Акифьева имеется свой стиль исполнения этого трюка. Так, делая рундат, флик-фляк, двойное сальто-мортале, он один из немногих выкручивает второе сальто выше первого.
Хочется также отметить его профессиональное чувство как верхнего. Он настолько хорошо чувствует себя и партнеров, что даже в самых трудных условиях сохраняет спокойствие и уверенность в своих движениях. Разносторонняя способность, профессионализм, исключительное чувство партнера — вот основные качества Игоря Акифьева, которые характеризуют его как одного из лучших наших акробатов.
В. Виктас
Журнал «Советский цирк» июнь 1961 г