Развивать национальное искусство
На страницах «Советского цирка» часто публиковались статьи о творческой деятельности национальных коллективов, а в № 7 за 1959 год, в статье А. Георгиева «Больше внимания развитию национальных цирков» предпринята попытка обобщить накопленный опыт.
Оценивая состояние национального искусства, необходимо конкретно проследить процесс его развития в каждой национальной республике.
Нам хотелось бы рассказать об азербайджанском цирковом коллективе, организованном в 1945 году.
В подготовке первой программы коллектива приняли участие народный артист Азербайджана режиссер С. Дадашев, народный артист СССР композитор У. Гаджибеков, заслуженный деятель искусств Азербайджана поэт Сулейман Рустам, балетмейстер (ныне заслуженная артистка Азербайджанской ССР) А. Дильбази и другие.
Первое отделение занимала этнографическая картина «Той» (азербайджанская национальная свадьба). Второе отделение являлось как бы продолжением праздника. Третье — «Зорхана» (азербайджанский силовой жонгляж, завершаемый национальной борьбой «Гюлляш»).
С этой программой азербайджанский коллектив выехал гастрольную поездку по стране.
А. Георгиев утверждает, что национальные коллективы создавались к декадам литературы и искусства республики. Он, в частности, пишет; «Азербайджанский цирковой коллектив, просуществовав после первой Декады азербайджанского искусства в Москве несколько лет, дошел до полного развала. Когда стало известно о второй декаде, срочно приступили к созданию азербайджанского циркового коллектива заново».
По всей вероятности, А. Георгиев недостаточно знаком с историей азербайджанского циркового коллектива, Первая Декада литературы и искусства Азербайджана состоялась в 1939 году, а цирковой коллектив в республике был организован в 1945 году. Вторая Декада азербайджанского искусства состоялась в 1959 году.
Отмечая неточность утверждения А. Георгиева, мы отнюдь не умаляем значения подчеркнутых им недостатков в творческом и организационном руководстве национальными коллективами. Республиканские организации действительно интересуются своими коллективами только в период подготовки к декадам. Так получается главным образом потому, что национальные коллективы непосредственно подчинены Союзгосцирку, осуществляющему как административно-хозяйственное, так и творческое руководство коллективами.
В подготовке новых программ национальных цирков обычно принимают участие творческие работники республик: писатели, режиссеры, композиторы, художники. Их работа внештатная, разовая. Поэтому после выпуска программы они отходят от работы с коллективом.
К тому же, включившись в конвейер Союзгосцирка, национальный коллектив на долгие годы прерывает связь со своей республикой и руководство творческой деятельностью коллектива сосредоточивается в Союзгосцирке. А это руководство, к слову сказать, оставляет желать лучшего.
В портфеле репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка несколько лет хранится сценарий сюжетной пантомимы «Похищение Гюлли», написанный для азербайджанского коллектива. Но меры к постановке пантомимы не принимаются.
В 1957 году для азербайджанского коллектива была написана сюжетная пантомима «Победители смеются последними», приуроченная к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Для ее постановки планировался приезд коллектива в Баку. Но коллектив направили в Казань. Сценарий остался нереализованным.
Думается, что следует найти более совершенные формы руководства национальными коллективами. Необходимо, чтобы национальные столичные цирки стали подлинными творческими центрами и работали в постоянном контакте со своими коллективами. Это позволит успешно готовить новые программы, тематические представления, парады, прологи и создавать злободневный репертуар.
Подготовка национальных артистов требует, знания национальных особенностей. На наш взгляд, студентов из национальных республик было бы целесообразно после прохождения общего курса в ГУЦИ направлять для оформления номера на творческую базу своей республики.
Полноценная организационная и творческая работа Бакинского цирка даст возможность формировать и национальные цирковые труппы для обслуживания сельских районов республики, включая в труппы участников самодеятельности и артистов вновь подготавливаемых национальных номеров.
Нам думается, что эти мероприятия будут содействовать росту творческого и профессионального мастерства национальных цирков.
ВЛ. ЛАРИН
г. Баку
Журнал «Советский цирк» март 1961 г