О некоторых весьма важных цирка делах
Художественный совет Союзгосцирка рассмотрел план мероприятий, которые намечено осуществить в 1961 году*. План большой, интересный, и хочется верить, что он будет выполнен, Но в связи с планом позволю себе высказать несколько мыслей.
цирковой артист и режиссер
Кто является главным действующим лицом в цирковом представлении? Бесспорно, артист. Как бы ни была оригинальна и совершенна аппаратура, какие бы ухищрения ни придумывал режиссер, все равно качество номера определяется прежде всего мастерством его исполнителей. Но что понимать под мастерством артиста цирка? Существует формула, ставшая почти стандартной: цирк — искусство силы и ловкости. Но, право, эта формула раскрывает существо циркового искусства весьма односторонне и даже примитивно. Разве сила и ловкость отсутствуют на стадионе или в спортивном зале? А с другой. стороны, может ли быть цирк без отваги, без веселья и смеха, без показа человеческой красоты? Совсем не во всех цирковых номерах сила и ловкость являются доминирующими качествами. Но главное даже и не это. В цирке артисты создают художественные образы, если угодно, играют роли, иногда смельчаков, потрясающих зрителей бесстрашными полетами под куполом цирка, а иногда странных чудаков, делающих все невпопад.
Своими специфическими средствами цирковые артисты воздействуют на публику, воспитывая ее в определенном направлении. Артистом может быть назван не тот, кто единственно, что умеет, так это исполнять трюки, в лучшем случае — он хороший спортсмен. Артист — это тот, кто при помощи трюков, но используя и игровые паузы, и мизансцены, и костюм, и свет, и свой сценический темперамент, умея раскрыть свое отношение к происходящему, создает определенный цирковой образ. И здесь артисту очень нужен режиссер.
Присмотритесь к номеру воздушного полета, исполняемому артистами Коневыми. Когда в лучах прожекторов под звуки вальса, взлетев на тонкой, почти невидимой трапеции под самый купол и там оттолкнувшись от нее, артист проделывает в воздухе какие-то невероятные круги, чтобы через секунду уже раскачиваться в руках своего товарища, находящегося на другом конце купола, это не может не трогать, не восхищать, не поражать, ибо в воздухе мы видим все великолепие человеческого тела: его пластичность, гармоничность, выразительность, его умение подчиняться приказаниям разума. И мы невольно гордимся человеком, сумевшим добиться того, что его тело стало инструментом, послушным приказаниям человеческой воли, и от этого еще более прекрасным. Исполняя подобный номер, артист создает художественный образ.
_______________________________________________________________
* Основные положения плана были изложены в журнале «Советский цирк», № 12 за 1960 г. Статья «Свершения и планы».
Хороший фокусник не просто демонстрирует свои трюки, он проводит свое выступление, как своеобразную игру с публикой. Смотрите, как бы говорят, обращаясь к зрителям, Ларионовы, вот здесь находятся совсем прозаические предметы: стол и стулья, но стоит нам до них дотронуться, как тут же распустятся букеты цветов. И вот уже вся арена превращается в цветущий сад.
До войны славились акробаты Александр и Владимир Макеевы. И хотя были и есть акробаты, проделывающие более сложные упражнения, братья Макеевы по праву могут быть причислены к лучшим цирковым артистам. Они проводили свой номер как своеобразный акробатический диалог. Исполняя трюки, артисты разговаривали друг с другом и с публикой языком жестов и мимикой. Зрители видели в их глазах испуг, восхищение, торжество, иронию, и все это зависело от того, какие упражнения исполнялись и как они удавались артистам.
И хотя давно уже нет этого номера, любители цирка помнят о нем, и это потому, что Макеевы были настоящими артистами.
Присмотритесь к номеру, руководимому В. Довейко. Это не просто исполнение акробатических трюков, даже самых сложных: это акробатическая игра, азартная и веселая, и все в «ей участвующие стремятся перепрыгать, если можно так сказать, один другого. И этот хороший азарт увлекает и зрителей. И когда А. Саженев исполняет действительно рекордный трюк — сальто-мортале с подкидной доски на двухметровых ходулях, но исполняет его легко и элегантно, это не только удивляет, но и восхищает весь зрительный зал.
В. Глозман и О. Шибанов — молодые артисты. Их номер состоит из акробатических падений или, как их называют в цирке, каскадов. Но они разыгрывают целую веселую пантомиму, в их номере очевиден импровизационный момент, кажется, что они сами поражены теми удивительными каскадами, которые исполняют.
Каждый хороший цирковой номер — это сценка, пускай бессюжетная, но имеющая начало, кульминацию и логически вытекающий финал. Хорошо, когда в такой сценке сочетается героическое и комическое, высокое и обыденное; такой сценке могут быть присущи гротеск и буффонада.
Конечно, теперь есть немало хороших и очень хороших номеров, их стало гораздо больше, чем было в тридцатые годы. Но, к сожалению, есть и немало номеров, исполнители которых совсем не думают об актерском мастерстве и о режиссерском решении. Такие номера представляют собой случайное сочетание пускай даже сильных (и это бывает не всегда) трюков. Артист как бы говорит: «Смотрите, я умею делать и то, и другое, и пятое, и десятое». Но самоцельный показ трюков, как хотите, — не цирк, ибо в этом случае отсутствуют и художественная гармония и образное начало.
Самое обидное, что такие лишенные подлинной режиссуры номера исполняют и молодые артисты и даже выпускники Училища циркового искусства. Бесспорно, одна из главных причин подобного положения заключается в том, что мало цирковых режиссеров. Нет тренеров, умеющих держать лонжу. Не хватает подлинных цирковых режиссеров — режиссеров-педагогов и режиссеров — организаторов номера, добивающихся, чтобы все компоненты номера помогали раскрыть определенную идею.
Такой режиссер должен быть человеком большого таланта, культуры, вкуса, отлично знать специфику цирка. Конечно, такие режиссеры в цирках есть, но их недостаточно.
Для того чтобы с полным правом называться цирковым режиссером, мало в прошлом быть профессиональным артистом, даже первоклассным. С другой стороны, мало быть режиссером драматического или музыкального театра. Одним часто недостает широты теоретического кругозора, другим — глубины цирковых познаний. Так не стоит ли серьезно задуматься о том, чтобы начать организованную подготовку и переподготовку цирковых режиссеров?
Успехи советского цирка так велики, что он заслужил право иметь квалифицированную режиссуру.
цирковые представления на стадионах
В плане Художественного отдела Союзгосцирка на 1961 год предусмотрены выступления артистов на стадионах. Это, разумеется, очень хорошо. Цирк — народное, рожденное на площади искусство — снова возвращается на площадь, к массовому зрителю. Вероятно, число цирковых представлений на стадионах будет год от года увеличиваться. Но тут возникает весьма важный вопрос: а что, собственно, будет показываться на стадионах? Конечно, представления на стадионах обязательно должны быть торжественны, иметь прологи и эпилоги, Удачны были тематические представления «Зимняя сказка», «Последний заомок». В них могут участвовать сотни артистов и десятки дрессированных животных. Для этих представлений нужно использовать самую разнообразную и новую технику. В условиях огромного поля, на котором развертывается действие, цирковые номера, рассчитанные на тринадцатиметровую арену, обычно много теряют. И это касается не только так называемых камерных номеров: различных акробатических этюдов, одиночных и парных жонглеров, номеров с дрессированными собачками, но и групповых номеров. Акробатическая группа в составе десяти-двенадцати артистов на цирковой арене кажется даже излишне громоздкой, а на стадионе она теряет добрую половину своего успеха, так как прыжки и пирамиды плохо воспринимаются зрителями, особенно сидящими на задних скамьях трибун. Да и прыгать на твердом грунте стадиона весьма затруднительно.
И если мы стремимся все чаще занимать стадионы для цирковых представлений, стоило бы подумать о труппе, а может быть, и нескольких, готовящих специальный репертуар для стадионных представлений. Конечно, эта труппа наряду с производственной должна вести и экспериментальную работу. При этом, несомненно, для стадионов немало может быть использовано из традиционного циркового репертуара. Так, очень эффектны выступления гимнастов, чья аппаратура подвешивается на высоком подъемном кране. И эквилибристика на канате впечатляет на фоне синего вечернего неба, когда особенно очевидны высота, на которой производятся упражнения, и какая-то невесомость артистов. Но, вспоминая традиционные цирковые номера, следует подумать и о некоторых новинках, специально для стадионов предназначаемых.
Именно на стадионах стоило бы возродить, конечно, театрализовав их, национальные конные игры, особенно распространенные у народов Кавказа и Средней Азии. Опыты в этом направлении артистов Кантемировых и Коченовых заслуживают самой горячей поддержки.
А разве не были бы впечатляющи на стадионах конные маневры (кадрили) с участием двадцати-тридцати, а может быть, и более всадников и лошадей? Почему бы не возродить некоторые конные соревнования, известные еще со времен средневековья, но теперь основательно забытые, — например карусели? Итак, конные ристания в разных формах могут и должны найти свое место на стадионах.
Ну а машины? Разве не интересно посмотреть прыжки автомобилей или мотоциклов через препятствия? Или даже фигурную езду на автомобилях? Газета «Советский спорт» печатает сообщения о новых спортивных соревнованиях, осваиваемых «нашими физкультурниками, — мотоболе и автоболе. А что, если, используя принципы этих соревнований, поставить спортивно-цирковые номера, соединяющие хороший азарт, образцовое владение машиной, спортивную закалку с комическими элементами.
Здесь названы только некоторые примеры того, что было бы интересно показать на стадионе. Но нет сомнений, как только будет решен вопрос о создании коллектива для выступлений на стадионах, окажутся выдвинутыми и другие, весьма вероятно, более интересные предложения.
со стадиона, из парка — в цирк
Цирк всегда был связан со спортом, а развивался он в окружении всякого рода развлечений: тиров, зверинцев, кривых зеркал, каруселей, гор и так далее. Хотелось, чтобы и в дальнейшем он не терял связи с теми народными игрищами, которые всегда питали его живительными соками. Известно, что сейчас широкое распространение получили гонки мотоциклистов по вертикальной стене. Так не стоит ли, несколько изменив конструкцию стены, сделав ее из металлических прутьев, перенести их на цирковой манеж? Тем более что из числа молодежи выдвинулись подлинные мастера такой езды. А в цирке они могли бы добиться прямо-таки фантастических результатов. Правда, подобный номер, но в шаре, демонстрируют в цирке Н. и П. Маяцкие. Их работа и доказывает как раз, насколько такие номера могут быть увлекательны, конечно, при условии, что каждый из них будет иметь и свой профиль и свои трюки. А, например, футбол или баскетбол на велосипедах? Кстати, на советских аренах подобный номер в тридцатью годы с большим успехом демонстрировали иностранцы Брустонс и наши соотечественники Юнгер. Артист Алексеенко, выступающий сейчас в жанре музыкальной эксцентрики, ранее был участником труппы, проводившей игру в баскетбол на велосипедах, и он мог бы стать консультантом, если понадобится восстановить номер, а участвовать в нем могли бы молодью артисты — отличные велосипедисты и талантливые комики.
не забывать об уже выступающих артистах
В Челябинске мне довелось увидеть дрессировщика медведей Чжан Хай-тина. Это отличный дрессировщик, медведи у него катаются на роликах, велосипедах и мотоциклетах, делают стойки, жонглируют. А он сам, обычно находясь у артистического выхода, только координирует работу животных. Но реквизит у артиста убогий и одет он не особенно презентабельно. И трюки у него те же, что и у других артистов, дрессирующих медведей. Так не стоит ли Чжан Хай-тину помочь, привлечь для его номера режиссера и художника, изготовить новый реквизит, а главное — разработать своеобразные трюки. И нет сомнения, что в этом случае советский цирк может обогатиться интересным аттракционом.
клоуны и еще раз клоуны
Наконец-то свершается большое дело: клоуны прикрепляются к циркам на целый сезон. Это будет суровым испытанием для многих клоунов. Посмотрим, кто сделается любимцем публики в том или ином городе. Но при новых условиях особенно важно, чтобы цирки наладили контакт с местными литературными силами, иначе клоуны могут остаться без репертуара. А это может оказаться испытанием для директоров и главных режиссеров. Но хочется верить, что экзамен для всех пройдет благополучно и в цирках укрепится и выдвинется большая группа талантливых артистов разговорного жанра.
Приближается XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Все лучшие люди труда стремятся встретить его достойно, своими новыми успехами. Стремятся к этому и деятели цирка. И в этих условиях общего подъема особенно важно направить творческую энергию на создание значительных произведений циркового искусства, таких, которые могли бы удовлетворить требовательного и доброжелательного советского зрителя.
Ю. ДМИТРИЕВ
Журнал «Советский цирк» май 1961 год