Слово читателей
Живительным источником для каждого журнала и газеты является их связь с читателями.
Конференции, письма в редакцию, встречи читателей с авторами и сотрудниками журнала, вдумчивое изучение критических замечаний и пожеланий читателей рождают новые темы и жанры, объединяют вокруг журнала и газеты актив — надежную опору в решении высоких и ответственных задач, которые призвана осуществлять наша печать.
Конференции в Таллине, Калинине, Клайпеде, Львове, Сочи, Днепропетровске, Запорожье, на которых артисты цирка с живым интересом обсуждали наш журнал, служат укреплению связи с читателями.
Участники обсуждений называли многочисленные материалы, опубликованные журналом в разное время и популяризирующие успехи советского циркового искусства. Упоминались статьи, заметки, корреспонденции, в которых идет речь об известном улучшении организационно-творческой работы в цирках.
Но в фокусе внимания всех читательских конференций оказались критические статьи, опубликованные в пятом и шестом номерах журнала.
Сочи
Вечерами одна из улиц, выходящих на курортный проспект, заполняется длинной вереницей автобусов. Нет, это не санаторные машины!.. Каждый вечер к окончанию циркового представления здесь подается для зрителей городской транспорт. Цирковое здание органично вписалось с архитектурой ансамбль курорта, а деятельность цирка стала неотъемлемой частью культурной жизни города. И вот в «гостиной» цирка собралось около тридцати артистов, чтобы потолковать о своем журнале. Разговор шел большой и серьезный.
Прежде всего выступающие отметили важность подобной встречи. По мнению некоторых, журнал стоит в стороне от жизни цирковой семьи со всеми ее тяготами и удачами. И. Бугримова предложила чаще практиковать выезды в цирки штатных корреспондентов журнала. По мнению оратора, журнал должен иметь своих специальных корреспондентов. В ходе беседы возник вопрос, на кого же рассчитан журнал — на работников цирка или на массового читателя, для которого излишняя «специфичность» может оказаться ненужной, а порой и непонятной. Так поставил, в частности, вопрос В. Егорин. На это ответили сами артисты, считающие, что журнал должен быть одинаково интересным и для работников цирка и для всех многочисленных любителей циркового искусства. Выступающие выражали пожелание видеть в журнале сообщения об интересных случаях из жизни цирка, больше юмора, сатиры. Они ждут оживления журнала.
Больше всего говорилось о статьях Г. Кадникова «Режиссер не профессия, а высокая должность», К. Константиновского «Почему?», В. Кунина «Это вам не стационар», а также о заметках В. Плинера «Стиль работы», М. Иванова «О перспективном планировании», о письме в редакцию «Творчество без творчества», критикующем работу цирковой студии. Многие (режиссер-инспектор А. Канаев, артисты Ю. Штанге, К. Курбанов и другие), развивая положения, выдвинутые в статье Г. Кадникова, выражали опасение, что практически статья ничего не даст. Все знают о неудовлетворительной работе режиссера В. Миронова, а какие меры принимались?
Журнал не раз ополчался на стандартное построение прологов. А что изменилось? Создана ли за последнее время хоть одна заметная режиссерская работа в цирке, которую можно было бы поставить в пример, рассказать о ней в журнале?
Кстати, разговор о действенности публикуемых материалов на «сочинском совещании» возникал многократно. Выступавшие требовали в каждом номере печатать материалы «По следам выступлений журнала».
Ораторы поддерживают мысль Г. Кадникова о предоставлении постановок в Московском цирке лучшим режиссерам Союзгосцирка. К. Пармакян предлагает вести постоянную информацию о новых номерах и трюках. Он призывает журнал с большим уважением относиться к мастерам цирка и не повторять поспешных и обидных оценок мастеров старшего поколения, допущенных Ю. Дмитриевым в одной из его статей, где говорилось о возрасте воздушных гимнастов. «Никто не пишет, сколько лет Улановой, — замечает Пармакян, — а пишут о том, как она танцует!»
Р. Абакаров считает, что журнал должен внимательнее относиться к молодежи, находить и поощрять людей, пока мало кому известных, но достойных внимания.
Артист Г. Агаронов говорил, что сообщения о новостях зарубежного цирка, о работе наших мастеров за рубежом должны печататься из номера в номер.
Естественно, что разговор вышел за рамки обсуждаемых статей. Сами же статьи оценивались по-разному. И. Тряпицин и некоторые другие считают статью Константиновского саморекламной. Однако с нареканиями автора в адрес отделов Союзгосцирка согласились К. Курбанов и многие артисты.
Артист Я. Шехтман, которому, как и многим, понравилась статья В. Кунина о передвижных цирках, отметил ее оригинальное построение и то, что она правильно сигнализирует о нетерпимом положении в «передвижках». Он дополнил статью рассказом о том, что в передвижных цирках реквизит и костюмы в скверном состоянии и хотел бы, чтоб журнал уделял большее внимание передвижным циркам.
Директор цирка С. А. Пищик высказал пожелание Союзгосцирку создать перспективный план на 5—7 лет, который должен стать достоянием каждого работника цирка. В популяризации этих планов большую роль обязана сыграть редакция. А в том, что журнал найдет поддержку у своих «кадровых читателей», — говорит тов. Пищик, — можно не сомневаться.
Над городом спустился вечер. Началось представление. Артисты и зрители горячо приветствуют дорогих гостей, находящихся в зале — посланцев революционной Кубы. Кубинцы радостно отвечали на приветствия. В праздничной, приподнятой атмосфере шло представление.
Таллин
Темой «номер один» на обсуждении были проблемы, поставленные в статье Г. Кадникова «Режиссер не должность, а высокая профессия», К. Константиновского «Почему?», В. Плинера «Стиль работы».
Почти все участники конференции говорили о том, что у нас мало режиссеров не по званию, а по призванию. А цирк без режиссера, — по образному определению одного из выступавших, — сирота.
Почему руководители Союзгосцирка мирятся с горе-режиссерами, которые годами не выпускают ни одного добротного номера?! — недоумевают артисты. Не раз, например, и на производственных совещаниях и на страницах журнала подвергался критике режиссер Миронов, а главк недавно назначил его художественным руководителем Московской группы «Цирк на сцене».
«Приезжал к нам недавно режиссер Е. Тимошенко, — сказал в своем выступлении и. о. директора цирка А. Л. Колоярский, — он работал с клоунской группой «Семеро веселых» и дал путевку в жизнь плохому дуэту артистов-разговорников — Шадрину и Васильеву. В актив режиссера записана еще одна «палочка», в пассив советского цирка — еще один номер.
— А недавно у нас выступал «сатирик» В. Гурский, — продолжает тов. Колоярский, — в провинциальной манере он исполнял пошлые куплеты про старуху, деда и «Победу».
Только отсутствием необходимого контроля репертуарно-художественного отдела можно объяснить исполнение подобных «перлов».
Режиссер—педагог, наставник, постановщик — действительно очень нужен цирку. Об этом говорилось на конференции, об этом же свидетельствовало и увиденное нами под куполом Таллинского шапито.
Вот на манеже два клоуна. Они готовятся показать фокус с папиросой. Один артист берет у другого изо рта горящую папиросу и, взяв ее в рот, раскуривает. Первый, «обидевшись», отнимает папиросу и.., снова сует ее себе в рот. Это повторяется несколько раз до того, как начинается фокус.
Претензий к художественному отделу (нач. С. П. Семочкин), призванному направлять и стимулировать творческую работу артистов, на конференции высказывается много. «Не отвечают на письма»; «отделываются отписками»; «формально относятся к рассмотрению творческих заявок»; «не поощряют инициативу». Об этом говорили артист Феррару и режиссер-инспектор Н. Марков. Б. Манжелли рассказал о факте, кажущемся невероятным: в художественном отделе затеряли сценарий его нового номера.
«Редакция поступила правильно, напечатав заметку Плинера о невнимании художественного отдела к артистам, создающим новое, — говорит М. Ширвани. — Действительно, своим увлечением совещаниями и заседаниями работники Союзгосцирка напоминают «Прозаседавшихся» Маяковского».
«Люди, которых назначают на руководящие должности в системе Союзгосцирка, — сказал в своем выступлении И. Блейхер, — не пользуются у артистов достаточным авторитетом. Галанцева, например, которого справедливо критикуют в статье В. Кунина «Это вам не стационар» я не обвиняю. Это мы, работники Союзгосцирка, повинны в том, что его назначили директором цирка, да еще передвижного, где работать труднее!
В журнале уже не раз писалось о необходимости профессиональной подготовки наших административных кадров. Однако никаких мер Союзгосцирком до сих пор не принято».
По мнению выступавших статья «Творчество без творчества» верно сигнализирует о неполадках в деятельности Студии циркового искусства. «Зачастую артист находится на репетиционном периоде в Студии полгода, — говорит В. Беляков, — и только перед отъездом ему наспех готовят реквизит, кое-как сколачивают ящики и отправляют на работу со старым репертуаром. Такие факты встречаются сплошь и рядом...».
Артист В. Козловский работает над восстановлением своего прежнего номера «Акробаты-каскадеры с мулом». В номере требуются три каскадера, а репетирует только один. Когда художественный отдел подберет остальных, — в общем, неизвестно. Несколько месяцев назад В. Козловскому прислали акробата, у которого была травма позвоночника. Прежде чем его отозвали из
номера, он с полгода получал зарплату, числясь на репетиции. «Даже мул понимал, что каскадера из этого артиста не получится», — сказал один из участников конференции.
На следующий день после конференции в Таллинском цирке проездом побывал член редколлегии нашего журнала Ю. А. Дмитриев. По окончании представления артисты попросили его высказать свои впечатления. Беседа, возникшая экспромтом, оказалась полезной. Нелицеприятные оценки, деловые замечания, интересные аналогии из практики нашего и зарубежного цирка — все это придало разговору убедительный творческий характер. Жаль, — сказал кто-то из артистов после этой встречи, словно продолжая разговор, начатый на конференции, — что работники главка с нами так не беседуют... А как нужны артисту и добрый отзыв, и дельная критика, и умная подсказка!»
Немало справедливых требований на конференции было предъявлено к журналу.
— Надо радоваться, что в «Советском цирке» стали Появляться принципиальные, критические статьи, — сказал один из участников конференции. — Но этого недостаточно. Журнал станет авторитетнее, если его выступления получат конкретный отклик, будут иметь «отдачу». До сих пор о мерах, которые были приняты по материалам журнала, читать не приходилось. Редколлегия должна бороться за действенность своих выступлений».
Калинин
На читательскую конференцию журнала пришли почти все участники программы.
—Правильно пишет В. Плинер о стиле работы художественного отдела, — говорит В. Зимин. — У артистов нет возможности полностью проявить свою инициативу, а переписка с главком длится годами. Производственные мастерские не выполняют в срок заказов. Все это крайне тормозит создание нового...
Выступающие говорили о неполадках в передвижных цирках, о недостатках в новых, недавно выстроенных цирковых зданиях. Критические замечания были высказаны также в адрес журнала, который по мнению артистов, должен быть более оперативным.
—Мы, артисты, хотим работать так, чтобы приносить своим искусством радость советскому зрителю, — говорит артист А. Цейтлин. — Этим желанием и продиктована критика работы отделов Союзгосцирка, призванного деятельно помогать артистам.
Львов
Груды щебня, досок, развороченная земля вокруг недостроенного цирка... Не верилось, что открытие состоится через два дня. Тем более что один раз оно уже было отложено.
— Может быть и откроемся, но как? — говорили хмурые, расстроенные артисты.
Да, артистам было не безразлично, как выступить. А на служебном дворе, сидя на заколоченных реквизитных ящиках, жонглер В. Викторов и жокей Г. Лапиадо грустно смотрели, как служители в очередь (очень мало места) водили их застоявшихся и уже чуть отвыкших от манежа лошадей. Манеж был окончательно готов лишь в день премьеры.
Здесь следует оговориться, что упрек свой артисты адресовали вовсе не директору. Наоборот, они с уважением говорили о директоре М. Браймайстере, который вместо легкой реконструкции за короткий срок фактически построил новый цирк, красивый и удобный для зрителей. В таком цирке и артистам приятно работать.
Нет, упрек был в другой адрес.
Уже который раз отдел формирования (нач. Л. Г. Зайцев) обрекает артистов на простой. Некоторые из них в срочном порядке» прибыли во Львов 11 июня, тогда как открытие состоялось... 6 июля! На читательской конференции, состоявшейся на следующий день после премьеры, приводились многие факты подобного рода.
Предоставим слово заслуженному артисту РСФСР Евгению Морусу.
—В прошлом году, — рассказывает он, — у нас было 70 дней простоя. Напомню об одном печальном случае. К концу гастролей в Красноярске мы получили разнарядку в Уссурийск. Я позвонил В. Щетинину, который бывал в этом цирке и знает, что воздушный полет там не может работать ни на большой, ни на малой дистанции. И все же разнарядка была подтверждена. Ни телеграммы, ни официальный акт, подписанный директором Жировым о том, что номер не сможет разместиться, не помогли. Мы были отправлены, по существу, на простой и пробыли в Уссурийске почти месяц.
Это в прошлом году. Нынешний год начался не менее «многообещающе». Закончив гастроли в Челябинске 20 февраля, мы приступили к работе в Ростове лишь 14 марта. За май—июнь работали всего 10 дней. И вот Львов. Прибыли сюда по разнарядке 20 июня, открытие — 6 июля. Арифметика, как видите, простая.
(Реплика с места акробата А. Саженева: «Вас хоть направили в город, где есть цирк, а ведь бывают случаи, когда отдел формирования дает разнарядку туда, где и цирка совсем нет: приехали как-то артисты в Орджоникидзе, а там и слыхом не слыхали о цирке»).
—Я рассказываю об этом потому, — продолжает выступающий, — что от подобной практики прежде всего страдает само творчество. В Ростовском цирке нас обещали оставить до конца сезона. Обрадованные, мы приступили к репетиции сложнейшего и красивейшего
в воздушной гимнастике трюка — тройного сальто-мортале. Нам хотелось подготовить его к XXII съезду партии. Казалось, что многолетняя работа и некоторые успехи, достигнутые в цирковом искусстве, дают хоть
минимальное право на внимание со стороны художественного отдела и отдела формирования к моим творческим замыслам. Увы, нас вновь сорвали с места, и вот мы во Львове. 15 дней вынужденного безделья!
Даже аппарат невозможно было установить. О каком же высоком творчестве может идти речь?! Впору все начинать сначала, чтобы обрести элементарную спортивную форму...
О том, что творческие предложения и замыслы не находят у работников художественного отдела активной поддержки говорят заслуженные артисты РСФСР К. Берман, С. Кожевников, артисты В. Маслов, Ю. Морус, режиссер Г. Кадников и другие.
Заметка В. Плинера «Стиль работы» точно отражает положение дел, — подтверждают артисты. — Если так встречают уже подкрепленное делом предложение известного мастера, что же говорить о молодых артистах, еще не успевших завоевать себе имя.
Когда же заговорили о Студии, о ее работе по выпуску номеров разговорного жанра, К. Берман заметил:
—Есть коверные, которые умеют все делать, и есть такие, которые только «разговаривают», и притом плохо. Говорить с манежа нужно уметь. Это — большое искусство. За последние годы появилось слишком много
«клоунов»-разговорщиков, не отмеченных ни единой искоркой таланта, не владеющих ни одним жанром циркового искусства.
Как бы заключая обсуждение и выражая общее мнение, Е. Морус сказал:
—Редакция правильно поступила, начав этот разговор. Мы верим в его пользу.
Клайпеда
Передвижной цирк № 10 раскинул свое двухмачтовое шапито почти в самом центре города. Шапито не новое, но содержится в образцовом порядке. Очень чисто; ковры, дорожки, занавеси (в том числе и на боковых дверях). Удивительно желтые опилки. Все это производит приятное впечатление, хотя многое здесь совсем как в статье «Это вам не стационар»: нет, разумеется, пола; плохое электрооборудование; в артистических гардеробных сквозь щели чувствуется дыхание Балтийского моря (день довольно свежий).
Понятно, что ни один номер журнала не имел у «передвижников» такого успеха, как «Советский цирк» № 6, в котором напечатана статья о передвижных цирках. Не удивительно, что читательская конференция, состоявшаяся здесь, носила бурный характер.
—Мне хочется поделиться своими замыслами, — сказал артист Н. Щеголев. Вот первый. Представьте, что на манеж выносят большой ящик, на нем надпись «Осторожно, не кантовать!» Неловкие униформисты роняют его, и он разбивается. Из ящика достают части большого, в человеческий рост «робота». К пустому туловищу — зрители видят это! — приставляют ноги, руки, голову — робот оживает! Он отвечает на вопросы, курит, самостоятельно передвигается... В финале он падает: внутри —пусто... Подал эту заявку в художественный отдел. Мне ответили, что для аттракциона Сокола делается настоящий робот, действующий при помощи электроники, и что мой «робот» может скомпрометировать (?1) идею Сокола. Второй замысел — это, коротко говоря, «дрессированный» автомобиль. Эффект в данном случае заключается в том, что внутри машины — это показывают зрителям вначале — нет ни водителя,
ни двигателя! Автомобиль пародирует работу «лошадей на свободе»: выезжает в манеж, вальсирует; наклоняясь, едет на Двух боковых колесах; затем делает стойку на передних, а в финале — поднимается на «оф» и так, на задних колесах, уезжает за кулисы. Я демонстрировал в Союзгосцирке маленькую модель такого автомобиля, и она «исполняла» все описанные мной трюки. К сожалению, и этот замысел не получил одобрения...
Н. Щеголев — интересный человек, умеющий придумать новое. На представлении мы видели его оригинальный аппарат — вращающуюся свободную проволоку.
В практике отдела формирования есть и такие факты. «Я три раза за четыре года работал в Ашхабаде, — сказал в своем выступлении П. Рублев. — Отдел формирования снова чуть ли не силой посылает меня из Ижевского цирка в Ашхабад. Приезжаю. Там мне говорят: «Вы здесь не нужны», — и отправляют меня в г. Куйбышев. Переезд в Ашхабад стоил 11 тысяч рублей, из Ашхабада в Куйбышев еще 10 тысяч рублей, а от Ижевска Куйбышев недалеко».
Артисты Д. Шевченко, Н. Стрекалова и другие участники обсуждения с горечью рассказывают о том, что достаточной творческой помощи «передвижкам» Союзгосцирк не оказывает.
Справедливо требуют артисты ускорить создание новых современных конструкций передвижных цирков. «Советские люди расщепили атом, покорили космос, строят чудесные корабли и машины, а теплой конюшни, хорошего передвижного цирка у нас все еще нет», — говорят «передвижники» с возмущением, и они правы.
Общее мнение присутствовавших на собрании выразил артист Л. Петлицкий: «Наш коллектив, обсудив статью В. Кунина «Это вам не стационар», просит, чтобы Управляющий Союзгосцирком тов. Бардиан бывал в передвижных цирках, помогая улучшить условия, в которых мы работаем».
Конференция окончена. Но беседа продолжается. Заходит речь о том, что клоунам Д. Рагозину и Б. Голину, выступающим в программе, крайне нужна помощь режиссера.
—Как раз к нам и приехал режиссер Студии циркового искусства А. Лазарев, — говорит директор цирка В. Штейн.
—И что же?
—Ничего. Посмотрел в воскресенье программу и уехал в Палангу... На пляж. Только его и видели... Десять дней он в цирке не появлялся.
Всем присутствующим делается неловко.
Днепропетровск и Запорожье
Днем состоялась конференция в Днепропетровске, поздним вечером — в Запорожье. И, наверное, скорая днепровская волна принесла в Запорожье вопрос, с которым к нам уже обращались днем:
— Да, критические статьи журнала справедливы. То, о чем пишут авторы верно. Обо всем этом и мы говорили не раз. А будет ли какой результат?
Выступление журнала воспринято артистами как обнадеживающее начало. «Отрадное явление, — говорит тов. В. Тихонов, — что редакция журнала «Советский цирк» избрала новое направление в своей работе». С этой оценкой соглашается главный режиссер Харьковского и Днепропетровского цирка Е. Зискинд: «...наконец, появляются статьи, — говорит он, — которые задевают нас за живое, потому что они связаны с самым насущным в нашей работе».
Участники читательских конференций в Днепропетровске и Запорожье с болью говорили о том, что они не раз оставались один на один со своими замыслами. Никто не препятствовал их желанию создавать новые номера, но Никто и не помогал. «Надо поддерживать артистов, создающих новые номера без отрыва от производства, — говорит Л. Жирнова. — Ведь создавать номер трудно: переезды, перерывы в репетиционной работе, снова переезды, и опять все приходится начинать сначала».
Один из популярных мастеров цирка А. Корнилов поведал историю своего организационно-творческого общения с художественным отделом. Кажется парадоксальным ее сюжет, хотя опыт артиста мог служить достаточной гарантией успеха творческого замысла. «В свое время я предложил пантомиму «Доктор Айболит». Работал над нею пять лет. Многие режиссеры хотели помочь мне. Но не нашлось в художественном руководстве людей, которые по-настоящему поддержали бы творческую мысль. Я предложил новый номер «Тигры на слонах». Идею подхватили, сказали, что осуществить ее можно. Но потом, почему-то все отпало». О репертуаре клоунов говорил на конференции в Днепропетровске Н. Скалов. «Всесоюзное совещание клоунов — это прозвучало громко. А что клоуны показали?.. Не было по-настоящему остроумных, интересных реприз, клоунад, буффонад».
О репертуаре для клоунов, коверных, сатириков говорил и артист Я. Гофтман. Он отмечал, что нет еще нужных связей с авторами, пишущими для цирка.
Если об этом говорят артисты-сатирики резных поколений, — необходимо обновить методы работы с авторами и артистами-исполнителями. «Мне кажется, — говорит А. Фурманов, — что сатириков и артистов разговорного жанра в Студию посылать не нужно, их лучше всего направлять в цирки, где есть режиссеры». Это не единственное решение. Надо экспериментировать. Активно, последовательно, проявляя творческое беспокойство.
Вспоминая опыт прошлых лет, участники конференции говорят, что настало время возродить конкурсы новых номеров и аттракционов, которые обогащали репертуар советского цирка, выдвинули интересных исполнителей, активизировали творчество артистов.
Пожалуй, нигде так остро не ощущается необходимость обновления репертуара и создания нового, как в национальных коллективах. Артист Ташкенбаев, вспоминая недавнюю практику, дающую себя знать и сейчас, говорит, что «у нас активно занимались оформлением национальных коллективов, когда готовилась декада. Тогда создавались необходимые условия для работы, У нас, например, после декады половину программы отцепили и мы поехали в периферийные цирки. Но программа уже не та, которую видел московский зритель. Коллектив, созданный а 1959 году, мог показать полноценную программу из двух отделений. Сейчас у нас одно отделение, да и то с натяжкой. Вывели одного партнера, мы просили взамен другого. Не дали. Просили дать новый номер — не дали. Просили жонглера, сказали: вам не нужен».
И в передвижных цирках выступал коллектив узбекских артистов. Испытав на себе неустроенность быта и производства, артисты живо реагировали на статью В. Кунина, называя новые имена - факты, схожие с теми, о которых рассказывает автор.
Завершая конференцию читателей, директор Днепропетровского цирка Ф. Д. Яшинов сказал: «Думаю, что все ценное из сказанного участниками конференции редакция журнала положит в основу своих будущих выступлений, чтобы шире освещать деятельность цирков, их производственную и творческую практику».
Конференция артистов-читателей, участников программы Днепропетровского цирка проходила в красном уголке. Это — крытая терраса, примыкающая к закулисной части. Цирк здесь новый и построен он быстро, дешево с хорошим знанием дела. В нем удобно артистам и зрителям. Внутренний дворик, опоясывающий круглое здание — это открытое летнее фойе, которое не угадывается со стороны фасада. На улицу выходят двери, расположенные, как и полагается в каждом театральном здании. И вот, войдя в одну из них, снова оказываешься на улице. Это неожиданно хорошо и зрители с удовольствием прохаживаются здесь до начала представления и во время антрактов. Когда летним вечером очутились мы в этом дворике, будто попали на площадку парка. Фойе под открытым небом — остроумное решение. По-южному хорошо и в Запорожском цирке, расположенном в парке. Правда, здание здесь во всех отношениях уступает Днепропетровскому, и одинаковые программы смотрятся по-разному: здесь — в Запорожье они бледнее, чем в Днепропетровске.
Города-соседи на Днепре радушно встречают зрителей. И мы готовы были настроиться на лирический лад, вспомнив слова великого классика: «Чуден Днепр при тихой погоде»... Да, Днепр был чуден. Но погоду, цирковую погоду, как убедился читатель из нашего краткого рассказа о конференциях, тихой назвать было бы опрометчиво.
На читательских конференциях, состоявшихся в первую декаду июля, присутствовало около 300 человек. В обсуждении материалов журнала приняло активное участие более 50 человек. Не было среди присутствующих нейтральных, пассивных слушателей. Не только выступления, но и реплики, возникавшие во время речи оратора или в паузах между выступлениями, придавали конференциям характер оживленной и откровенной беседы.
Любовь к цирку, к своей профессии, понимание высокой ответственности перед зрителем сделали выступления боевыми, страстными.
Участники конференций гордятся успехами и достижениями нашего цирка. Они полны решимости добиваться новых высот, устраняя все мешающее осуществлению творческих замыслов. Этим и объясняется горячность, с которой критиковали они журнал отделы Союзгосцирка.
Журнал ”Советский цирк” август 1961г.