Сцена - манеж
Цирк на сцене — это выступление в условиях, не схожих с манежем, но, несмотря на иное производственное пространство, цирковой характер номеров на сценической площадке сохраняется.
В Древней Греции и Риме цирками назывались большие стадионы. Когда возникли цирковые стационары современного типа, это слово, исчезнув, было из обихода, обрело новую жизнь. Основателем первого цирка историки называют Филиппа Астлея. В 1772 году в Лондоне он давал цирковые представления в «Школе верховой езды», называвшейся позднее в афишах «Амфитеатром Астлея». Лишь в 1807 году на здании, построенном в Париже братьями Лоренцо и Энрико Франкони, появилось название «Олимпийский цирк». Словом «цирк» стали называть и цирковые здания и само искусство арены.
Цирковым зрелищем наслаждались тысячи людей, заполнявших народные ярмарочные театры. Отличие этих представлений от демонстрировавшихся в стационарах заключалось в том, что основной репертуар в зданиях с манежем строился на конных номерах. А на сцене выступали канатоходцы, акробаты, гимнасты, жонглеры. Близость цирка и театра была столь естественной, что в цирковых зданиях соседствовали манеж и сценическая площадка. Цирки Европы и Америки постепенно уступают свое место варьете и кабаре. В отличие от них в Советском Союзе искусство цирка широко представлено и в стационарах и на сцене. Существует специальная организация «Цирк на сцене», руководящая деятельностью передвижных коллективов. Успешно работают «народные цирки», в которых объединены талантливые участники художественной цирковой самодеятельности. Преимущества групп «Цирк на сцене» — в их мобильности, портативной аппаратуре и легком реквизите. Цирки на сцене — и профессиональные и самодеятельные — обслуживают миллионы зрителей, выступая в самых отдаленных уголках нашей страны.
Ограничивая показ масштабных номеров, сцена создает для некоторых цирковых жанров условия лучшие, чем на манеже. Сцену можно разделить занавесами и закрывать любой ее участок, что удобно для построения программы, смены номеров, подготовки новых и т. п. Кроме того, сцена отделена от зрительного зала оркестровой ямой. Для некоторых номеров такое удаление выигрышно. Да и техническое оснащение современных сцен дает возможность быстро менять декорации, использовать в представлении кинопроекцию, вращающийся круг — то есть усиливать эффектность, театральность подачи номеров. Для велофигуристов и роликобежцев на сцене не нужен специальный пол. Здесь легче работать иллюзионистам, манипуляторам, значительно выигрышнее проходит демонстрация номеров на черном бархате (в прошлом — «черные кабинеты»).
Конечно, даже самое красочное оформление циркового представления на сцене может не удовлетворить некоторых любителей цирка — для них на манеже интересно все: и выступления артистов, и работа униформистов, и установка аппаратуры, и игра света в зрительном зале. Для таких зрителей цирк только там, где есть манеж и купол. Замечательное искусство цирка может хорошо смотреться и на манеже и на сцене. Многое здесь зависит от режиссеров и исполнителей.
В настоящее время артисты цирка, стремясь к усложнению и новизне номеров, часто вводят в них трюки разных жанров. Поэтому иногда довольно трудно бывает определить, к какому именно жанру относится данный номер. Да, в общем, это и не очень важно — слияние жанров вполне закономерное явление. Главное, чтобы номер был цирковым и чтобы он заинтересовал зрителей. Сейчас в цирке стало модным называть номера не по признакам жанра, а «Романтики», «Мечтатели», «Галактика» и т. п. В лучших таких номерах уже, сказываются традиции советского цирка, хотя он и совсем молодой. И эти традиции будут развиваться талантливыми исполнителями, не только профессиональными, но и самодеятельными. Итак, цирк на сцене.
Из книги "Цирк на сцене" Александра Ширай
оставить комментарий