Музыка в цирке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Савина Валентина Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. МУЗЫКА В ЦИРКЕ КАК АККОМПАНИМЕНТ
Глава 2. "МАНЕЖНАЯ" МУЗЫКА
Заключение
Список литературы
ОПИСАНИЕ
Предметом исследования данной работы является - музыка в цирке.
Известно, что цирк - искусство синтетическое, включающее в себя музыку, как равноправный компонент. Функции музыки в создании циркового зрелища огромны. Она создает эмоциональный настрой, она еще до появления артиста на манеже утверждает нужную атмосферу, от нее в значительной степени зависит раскрытие образа, который стремится создать исполнитель. Сливаясь воедино с музыкальным развитием, четче, доступнее для восприятия становится драматургия номера, его ритмическая и пластическая основа. Занимая особое место в общем музыкальном мире, к цирковой музыке предъявляются специфические требования, она рождается и звучит в своеобразных условиях, она призвана служить особому виду народного творчества.
Музыка и цирк, каждое из этих искусств, подчиняясь своим законам, развиваются своими путями. Но с полной уверенностью можно сказать, что они были и остаются, неразлучны с самого своего рождения.
Ушли в прошлое те времена, когда музыка в нашем цирке играла второстепенную роль. Уже в советский период композиторы, ломая старые каноны и создавая произведения, полные игрового блеска, юмора и веселья, вместе с лучшими дирижерами цирковых оркестров заложили основы нового музыкального оформления спектаклей на арене цирка. Сейчас музыка стала одним из основных и полноправных средств для раскрытия художественного образа. Не случайно, что наибольшим успехом у зрителей пользуются те номера, аттракционы и пантомимы, в постановке которых наряду с режиссерами, художниками и писателями, принимали участие и композиторы. Достижения советского цирка неразрывно связаны с именами И.Дунаевского, Б.Мокроусова, С.Туликова, Ю.Милютина, Б.Мошкова. За последнее время много сотрудничают с мастермами арены композиторы А.Бабаджанян, В.Белинский, Ю.Саульский, А.Долуханян, О.Фельцман, А.Лепин, В.Владимирцев, Т.Ходорковский и В.Гарбулькис.
Но было бы неверно утверждать, что с музыкой в цирке все обстоит идеально. На манеже еще немало номеров, в которых музыка является чем-то подсобным, случайным.
Необходимо сказать о том, что в ряде научных работ, посвященных проблемам искусства цирка, проведены исследования по таким важным вопросам, как "Народные традиции клоунады" С.М.Макарова, "Некоторые проблемы развития искусства клоунады" Н.М.Румянцевой, "Драматургия коверной клоунады" А.З.Житницкого. Проблемам художесвенного образа в цирке посвящены диссертационные работы М.И.Немчинского "Постановочный цирк: образное осмысление циркового номера", В.Н.Сергунина "Актуальные проблемы создания образа на манеже советского цирка" и Е.П.Чернова "Проблемы создания художественного образа на примере советской клоунады". Проблеме режиссуры в цирке посвятил свою диссертацию "Режиссер в советском цирке" Е.М.Зискинд.
В этих, и в ряде других научных работах, посвященных проблемам литературоведения, киноведения, музыковедения, так или иначе в различных аспектах затрагивается проблема музыки в цирке. Такими книгами являются "Театр скоморохов на Руси" А.А.Белкина, "Смеховая зрелищная культура средневековья" А.Г.Баканурского, "История западноевропейского театра" под общей редакцией профессора С.С.Мокульского, "О пантомиме" А.Румнева и др. Авторы касаются вопросов генезиса, специфики и выразительных средств, влияния музыки на образную структуру циркового творчества.
Однако работ, специально посвященных проблеме музыки в цирке, до сих пор нет. Это определяет научную новизну данного исследования и ставит перед автором следующие задачи: целенаправленный анализ практического и теоретического материала по проблемам музыки в цирке; выявление и определение специфики цирковой музыки; рассмотрение основных аспектов по проблеме диссертации.
Анализ и оценка используемой литературы имеет целью выведение собственной концепции, а стало быть, конкретизацию основных направлений исследования.
Проблемы специфики художественного образа в искусстве цирка и роли музыки в нем так или иначе рассматривались в статьях и книгах Е.М.Кузнецова, И.А.Уразова, Ю.А.Дмитриева, И.М.Черненко, М.С.Местечкина, С.М.Макарова, Е.П.Чернова, А.З.Житницкого, В.Н.Сергунина и др.
Ю.А.Дмитриев "Цирк в России" стр.6-7
"Артист, выступающий на арене, создает художественный образ, обычно обобщенный и по преимуществу героический. Созданию такого образа помогают костюм, грим, музыка, аксессуары."
"Если первоосновой литературы является слово, музыки - звук, театра - действие, танца - движение (па), то первоосновой цирка является трюк, то есть физическое действие." "Сам по себе трюк, взятый отдельно, вне контекста номера и всего представления, находится вне искусства, он асоциален, как асоциальны отдельное слово или жест. Художественную и социальную сущность трюки приобретают, когда они определенным образом организованы и эмоционально окрашены, когда они подчинены определенной идее и служат средством раскрытия характеров и взаимоотношений людей. При помощи трюков или, точнее, через трюки цирковые артисты создают художественные образы."
Преимущество "героического" направления в образной структуре циркового искусства обнаружил и А.В.Луначарский. "Возьмем главнейшие элементы цирка, - писал он в статье "Задачи обновленного цирка", - Первым и самым значительным является демонстрация физической силы и ловкости, физической красоты человеческого организма... Вторым элементом цирка является тот род комического, который переходит в фарс, шарж, буффонаду" (Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке.С.308-309) Действительно, рассматривая жанровое многообразие цирка, можно выделить две ведущие тенденции: первая - проявление в искусстве цирка категории возвышенного, которая выражается героико-романтической образностью; вторая - проявление категории комического, выражающейся комической образностью. В соответствии с этими тенденциями искусство цирка включает две главные формы отражения действительности - героико-романтическую и комическую. Поэтому любое произведение в цирке может решаться как в героико-романтической образности, так и в комической, то есть в клоунаде, которая является специфическим выражением комического в искусстве цирка.
Историческая взаимосвязь музыки и цирка так или иначе рассматривалась в статьях и книгах.......
Так, например, доктор искусствоведения Ю.А.Дмитриев на страницах книги "Цирк в России. От истоков до 1917 года", дает глубокий анализ творчества скоморохов на Руси. Описывая известные фрески Софийского собора, заложенным в 1037 году в Киеве, Ю.А.Дмитриев обращается наше внимание на национальность изображенных гистрионов. "Выступали ли в Киевском амфитеатре русские артисты? На этот вопрос при современном состоянии науки ответить трудно, но можно предположить, что выступали. Вот косвенное тому свидетельство. Византийский хронист Феофан (составитель исторических хроник...) Таким образом, уже в 6 веке на Руси известны были музыкальные инструменты и исполнители, как известны с незапамятных времен драматизированные игры и обряды... Существовали различные песни и танцы."
Правильное решение проблемы специфики циркового искусства имеет для данного научного исследования громадное значение. Анализ и выявление структуры цирковой образности позволяет рассмотрение проблемы музыки в цирке от рождения цивилизации. На это обратил внимание Н.Ельшевский в статье "Художественный образ в цирке" (1964,№1,с.10-11) "Основные черты специфики образной структуры цирка идут от самой глубокой древности. Значительную роль специфически цирковая структура образности сыграла в процессе развития всех театрально-исполнительских искусств. Во-первых, обращает на себя внимание то, что из первоначальных игрищ в качестве самостоятельных зрелищ выделялись прежде других элементы, положившие начало жанрам циркового искусства." Дальше Н.Ельшевский дает краткую историческую характеристику деятельности русских скоморохов и западноевропейских гистрионов, актеров западноевропейского фарса, итальянской народной комедии, русского демократического театра 17-18вв., французского ярмарочного театра. И везде в большей или меньшей мере ученый со всей очевидностью доказывает, что "структура театральной культуры в очень многих своих элементах близка структуре образности цирковой." Такого мнения и другие исследователи. Весьма интересно, что в итальянской народной комедии - и в этом первом, бесспорно театральном явлении, оказавшем громадное влияние на дальнейшее развитие всей европейской театральной культуры, Г.Н.Бояджиев находит много элементов, близких структуре цирковой образности. "В том-то и дело, - замечал по этому поводу Г.Н.Бояджиев, - что комедия дель арте не знала этого деления и клоунада такое же родное детище народного театра, как и драматическая игра".
Изучение книг по истории искусств дает право рассматривать взаимосвязь музыки и цирка с древнейших времен, с самого зарождения цивилизации, когда все виды народного творчества носили культовый характер и представляли собой единое целое.
Особую ценность для данного исследования представляют те примеры, когда в проявлениях ранней культуры, видна специфика именно цирковой музыки. Информацией по этому вопросу могут служить наглядные изображения древних цивилизаций: фрески, амфоры и их описание.
Тщательное изучение исторической литературы по истории искусств, позволяет автору данного исследования анализировать теснейшую взаимосвязь музыки и цирковго действия. Эта связь обнаруживается даже в этимологии таких слов, как "скоморох". Так, например, (Ю.Дмитриев "Цирк в России, стр.11") Скоморох - "бродячий музыкант".)
За более подробной информацией обращайтесь по телефону: 8 (495) 645 70 54
или электронной почте: info@ruscircus.ru