Семь конкурсных дней
Сцена Театра эстрады выглядела в тот заключительный вечер состязания необычайно торжественно.
Справа расположились победители второго Всесоюзного конкурса новых хореографических номеров — те, кого мы видели только в гримах и костюмах, и те, кто целую неделю волновался за кулисами, — постановщики, композиторы, художники. Слева — жюри. Председатель — народный артист СССР Игорь Моисеев, подводя итоги соревнования, отметил значительность события, посвященного 50-летию Великого Октября. Сожалея, говорил о малочисленности сочинений оптимистичных, посвященных нашим дням, нашей молодежи...
Игорь Александрович привел цифры чрезвычайно внушительные: 62 балетмейстера из тридцати городов тринадцати республик; 242 исполнителя в восьмидесяти двух номерах. Вручены премии хореографам (правда, первую премию жюри не сочло возможным присудить), авторам музыки, костюмов, исполнителям... Вот самый юный среди лауреатов-исполнителей — воспитанник ленинградского хореографического училища А. Ирсалиев. Он получил первую премию. Вот известный мастер В. Преображенский, премированный вместе с В. Копыловым за постановку обозрения по карикатурам Кукрыниксов.
...Голубые дипломы. Алые гвоздики. Радостные улыбки. Дружные аплодисменты в честь награжденных. Начинается заключительный концерт. Все номера связаны для нас с воспоминаниями о конкурсе. Давайте вернемся, читатель, вспять и попытаемся восстановить картину этого «форума балетмейстеров».
23 января. В первый день конкурса в центре оказался цикл по рисункам Кукрыниксов. Оно и понятно: материал еще никем ранее не использован. Все коротко, броско, образно. Принцип танцевального развития, неизменно завершаемый воспроизведением «мизансцены», знакомой по карикатурам Кукрыниксов, выдержан очень последовательно. Музыка композитора Б. Троцюка талантлива, эстрадна и остра, как и замысел постановщиков. Исполнителям — и в элегантном танцевальном конферансе и в любой зарисовке («Генерал с восточного фронта на приеме у бесноватого фюрера», «Последний раунд», «Мечты — вальс современного Штрауса», «Двуликий», «На свою шею») — явно нравится необычность их сценических задач. Идейная, политическая направленность каждого номера ясна и доходчива.
Остальные десять произведений, показанных в первый день конкурса, вряд ли назовешь вполне оригинальными. Скорее, тут стоит говорить о встрече с даровитыми юными исполнителями. Начнем с Ю. Вилемаа. Солист знаменитого театра «Ванемуйне» из Тарту продемонстрировал слияние отличной, столь редкой в наши дни, вышколенности с превосходными данными. В его исполнительской манере динамизм соединен с мягкостью, а им самим сочиненный номер на музыку «Бассо Остинато» Р. Щедрина подчинен демонстрации возможностей по-современному стремительного, спортивно тренированного тела.
Из танцовщиц хорошо показалась солистка Казанского балета Р. Новицкая в партии Марютки из дуэта, поставленного К. Есауловой, по мотивам повести «Сорок первый». Балетмейстер обладает отличным «чувством масштаба»: она знает, какой сюжет следует использовать для целого балета, а какой — для концертного номера. Подчеркиваем данное качество потому, что оно очень важно для любого хореографа. Мы помним целый спектакль на тот же сюжет Б. Лавренева: «Выстрел» в Ленинграде (Малый оперный театр) казался невероятно растянутым и потому «не о том». А вот поставлен небольшой дуэт, и все прояснилось: и танец, и мысль, которую он выражает, и чувства героев — любовь, долг, патриотизм...
И, наконец, танцевальное трио из Воронежа — Н. Валитова, Я. Лифшиц, Б. Гофман — в хореографической поэме «Помни!» воссоздало трагическую картину концлагеря. Контрасты любви и смерти, жизни человеческого духа и бездушия, лирической темы двух влюбленных и злой, мрачной темы фашистского изуверства переданы искренне и горячо. Не раз использованная тема обрела неожиданную свежесть...
24 января. Моисеев заметил, что просмотренные вчера номера говорят о двух направлениях — сатирическом («Обозрение по карикатурам Кукрыниксов») и народном. Последнее, представленное на открытии танцами «Досуг табунщиков» и «Туркестанцы», дополнено сейчас «Молодежным Джайляу».
Но ведь право на сценическую жизнь народный подлинник получает лишь благодаря фантазии и самобытности балетмейстера (классический тому пример — деятельность самого Моисеева). Вот почему хотелось бы видеть большую хореографическую изобретательность и меньше цитат: например, было бы хорошо автору «Туркестанцев» предложить решение свое, а не моисеевское, отлично всем известное по женскому соло в «Партизанах». Да, трудно, оказывается, сочинять танцы талантливо и совершенно самостоятельно.
К отрадным встречам с талантом сильным и самобытным принадлежит показанная театром «Эстония» трехчастная композиция «Юность» на музыку струнного квартета Ряатса. Балетмейстер Май Мурдмаа еще раньше снискала признание москвичей своими работами «Любовь-волшебница». Третья соната С. Прокофьева, «Балет-симфония» Э. Тамберга. Последний спектакль-чем-то напоминает увиденное ныне произведение. Быть может, тем, что тоже посвящен молодежи наших дней, или тем, что удачно сочетает образ коллектива с индивидуальностями главных персонажей.
В «Юности» из общего выхода, построенного в бурных, напористых и заразительно-веселых ритмах, «само собой» возникает адажио одной из трех пар. Необычайно тонко — в характере поддержек, в целомудренной и сдержанной красоте поз, в ясности и подвижности перестроений — во всем хореографическом вкладе сочинения выражена та трудно уловимая возрастная грань, когда увлечение подростка вдруг превращается в юношески сильное, юношески чистое и неодолимое чувство. Недаром в тревожной, порывистой коде эти двое существуют уже в своем, лишь им доступном мире. Они еще связаны общим рисунком танца со сверстниками. Но уже отделены от них особым настроением, особой проникновенно-лирической нотой общения друг с другом... Отрадна и примечательна связь композиции Мурдмаа с традициями русского классического балета.
25 января. Итак, половина конкурса позади. Увы, далеко не все радует. Закономерный и повсеместный интерес к темам гражданской войны и революции порой подменяется спекуляцией на святой теме. Высокие идеи вместо того, чтобы вызывать у балетмейстеров чувство творческой ответственности, иногда безмерно принижаются той стереотипной, не всегда даже профессиональной формой, в которую облечены намерения постановщика.
Подумать только — всего три дня прошло, а какое несчетное количество номеров, где все надежды возложены на красный флаг, продефилировало перед членами жюри и публикой! Между тем столь прекрасный символ, как алое знамя, требует и прекрасной, романтически приподнятой хореографии. Но она, к сожалению, редкая гостья на конкурсе.
Склонность к иллюстративности, как некоему суррогату образности, приводит к трагикомическим происшествиям: один постановщик пользуется в своем номере прославленной некогда «Тачанкой» Варковицкого, другой показывает фольклорный номер, где якуты пляшут вокруг знамени. Право, наша современность не заслуживает столь обидно-поверхностных аллегорий. И уж совсем странно и оскорбительно, когда на подмостках появляются номера самого низкого пошиба, где исполнитель— «и швец, и жнец, и в дуду игрец» — читает безвкусный, пошлый конферанс, перемежая текст странно изуродованными па матросского «Яблочка» — дорогого любому из нас еще по первому советскому балету «Красный мак».
26 января. День богатый пестрыми и сложными впечатлениями. Среди них много комических номеров, которые так необходимы зрителю! К исполненному ранее литовскому комическому дуэту «Святоша» — юмореске о ханже-богомолке, соблазняемой бесом, к веселой, очаровательно одетой «Польке» из Эстонии, сегодня прибавились показанные ленинградцами танцевальные шутки: «Встреча в космосе», где господь бог отплясывает твист с нашим спутником; «Не типично, но бывает» (о любителях лавров, добытых чужими трудами) и трио «Веселые музыканты». Последняя вещь очень потешна и отлично исполнена В. Сырковским, Л. Муравьевым, Б. Васильевым. Все эти и некоторые другие работы удачно «эксплуатируют» поистине золотую жилу комического балета — жанра по непонятным причинам почти вовсе у нас забытого: на эстраде очень мало танцев — шуточных, юмористичных, веселых. А между тем не следует забывать, что грядущее 50-летие — праздник не только торжественно-героический, но самый радостный. И надо, чтобы людям, празднующим такой юбилей, было по-настоящему весело!
Нинель Петрова—известная балерина Ленинградского театра имени С. Кирова — показывает своеобразный сольный реквием в постановке Н. Маркарянца — «Мать», а солисты Малого театра оперы и балета Г. Замуэль, Н. Бельчевичин, Б. Лебедев — динамичное, построенное на классике трио Г. Замуэля «Будущие летчики». У этих миниатюр своя предыстория. Старейший советский балетмейстер Федор Лопухов сочинил прекрасную экспликацию спектакля «Страна мажорная» на музыку Д. Шостаковича и отдал ученикам свои замыслы. То, что осуществили Н. Маркарянц и Г. Замуэль, лишь фрагменты спектакля, который задумал Лопухов по картинам советских художников. Но картины эти требуют единства, «галерейности». Врозь они не смотрятся.
И уж совсем непонятно, как мог возникнуть у А. Лившица, даровитого танцовщика, мыслящего человека, претенциозный номер, где А. Миронов — один из лучших исполнителей кировского театра — вынужден сам (!?) читать стихи Вознесенского, сопровождая декламацию вычурными, изломанными телодвижениями. Как могло случиться, что И. Есаулов, лауреат первого конкурса, поставил для Ленинграда, Перми, Москвы под различными названиями и на различную, весьма обязывающую музыку (вроде «Наваждения» С. Прокофьева) номера, отмеченные не только однообразием, но явной приверженностью к тому модерну, который советский балет изжил еще в конце 20-х годов? Как могло прийти к В. Катаеву в его «Молодежной сюите» решение, чуждое национальной природе русского балета, решение к тому же не свободное от заимствований у западных балетмейстеров? То, что выглядит, скажем, у Д. Роббинса органично, талантливо — будь то балет «Игры» или «Вестсайдская история», — у нас оборачивается «модными», но по существу пустыми и формальными приемами.
28 января. Второй тур конкурса. Его проводят, как открытый концерт — с полным зрительным залом. Это очень правильно. Во-первых, совсем иной тонус у исполнителей. Во-вторых, реакция зрителей позволяет проверить свои впечатления. В этом приеме многое закономерно. Например, поразительный, шумный успех «Патриотического этюда». Поставленный и исполненный солистом Минского театра Н. Красовским монолог задуман как повесть о советском человеке — борце за свободу, сеятеле, труженике и ратнике. Попытка выразить в таком соло судьбу целого народа вызывает невероятную взволнованность и благодарный отклик зала. А вот этюд, навеянный подвигом Маресьева, «Школа мужества», казалось бы не менее героический по теме, не вызывает и тени такой реакции. Причина проста: «Патриотический этюд» выстроен по законам пластической образности, а в «Школе мужества» преобладает какое-то антибалетное воспроизведение «клиники». Танцовщику в качестве лейтмотив-ного движения предлагается изображать человека... на протезах. Особенно тревожно, что подобный номер появился в ленинградской школе, где обычно считаются и со спецификой балетного жанра и с педагогическими задачами.
Великолепный образец такого понимания — танцевальная новелла «Рикша», поставленная А. Обрантом и блистательно исполненная А. Ирсалиевым. Знаток и мастер эстрадной хореографии А. Обрант смог лаконичными и экспрессивными пластическими средствами передать всю трогательность, все очарование характера — еще детского, но уже омраченного жестокостью жизни, еще полного сил, но уже подтачиваемого страшным трудом, еще ребячески-наивного, но уже осознающего все зло и несправедливость мира... Кроме того, в «Рикше» есть та лирическая нота, которая вообще принимается залом с необычайной благодарностью. Чем, как не потребностью в лирике, объяснить успех «Неспетой песни» — печальной и возвышенной истории, где торжествует сила крылатой любви, где грозная, мстящая за гибель подруги Птица оказывается сильнее вооруженного человека. Чем, как не исключительной расположенностью публики к номерам красивым, понятным, построенным на придуманном художником К. Ефимовым и постановщиком С. Власовым трюке, объяснишь успех «Березки» (Большой театр), где танцовщик Н. Грошиков изображает белый ствол, а его партнерша Л. Власова — крону, вдруг сбрасывающую свой летний зеленый убор. Да, за такими номерами всегда останется массовый успех, успех общепонятности и доходчивости!
29 января. Идет, по сути дела, генеральная репетиция заключительного торжества. И когда вспоминаешь номера, показанные на конкурсе, возникает один, пожалуй, главный вывод. Эксперименты в области концертных сочинений могли бы стать почвой интереснейших хореографических открытий, могли бы стать той лабораторией, где ведутся поиски новых выразительных средств, небезразличных и балетному театру.
Между тем мы убедились в обратной зависимости: малые формы живут за счет накоплений балетного театра. И решительно не может порадовать такой момент, когда отличные балерины бакинской труппы танцуют на фоне... таблицы Менделеева (номер «Элементы»), где Железо, Медь, Алюминий, Золото, Серебро и Уран по странному совпадению охарактеризованы приемами хореографии «Легенды о любви»...
А в «Заре навстречу» вся пластика танцующих строится на приемах, уже опробованных несколько лет назад в балете «Тропою грома». Подобных примеров много, слишком много.
30 января. Итак, торжественное закрытие второго Всесоюзного конкурса хореографов. Премии, дипломы, похвалы. И не менее важные, серьезные уроки. 50-летие Великого Октября — праздник радостный, и не стоит ограничиваться сочинениями лишь монументального плана. Пусть на сцене цветет улыбка, пусть торжествует оптимизм — все, что так ценит советское искусство и так любит советский зритель.
Пусть осознают, наконец, уникальность балетмейстерской профессии, которая не терпит ни эпигонства, ни попыток скрыть несостоятельность постановщика за актуальностью темы. Быть может, главная польза конкурса в том и состоит, чтобы посмотреть правде в глаза и сделать соответствующие творческие выводы из увиденного.
А. ИЛУПИНА, Е. ЛУЦКАЯ
Журнал Советский цирк. Май 1967 г.
оставить комментарий