Семь веселых минут Людмилы и Германа Отливаник
Семь минут веселья и музыки. На арене — талантливые цирковые актеры Людмила и Герман Отливаник. Как много знаем мы в цирке отлично тренированных мастеров, работающих безошибочно и четко. Но далеко не все из них могут называться настоящими артистами. Дуэт Отливаник — артистический дуэт.
Техническое совершенство в цирке, как, впрочем, почти в каждом деле, необходимо. Это истина азбучная. И уже пора прекратить восторгаться цирковыми актерами только за технически точное выполнение номера. Цирк — искусство, а оно требует образности, индивидуальности, композиционной стройности.
Артистов Отливаник не спутаешь ни с кем. В их номере безупречная техника (об этом не хочется даже говорить, это само собой разумеется) сочетается с легкостью, свежестью, комедийным блеском. Они — жонглеры и музыкальные эксцентрики. Наверное, их надо называть музыкальными жонглерами.
Передать выступление циркового актера словами трудно. Никакой пересказ не заменит живого впечатления. И все-таки в данном случае это сделать, вероятно, легче, чем в каком-либо ином, потому что выступление Л. и Г. Отливаник имеет свой сюжет и свой стиль. Перед нами миниатюрный спектакль.
...Музыка. На арену уверенно выходит молодая элегантная женщина в платье штраусовских времен и в большой черной шляпе с пером. Позади нее семенит странный мужчина с чемоданом. Черные брюки в белую полоску, визитка, цилиндр. У него испуганное, немножко удивленное лицо. Нелепая походка, почти несгибающиеся, деревянные ноги. Куда он попал? Зачем его сюда привели? Он кладет чемодан на подставку вешалки. Партнерша не может открыть его. Он вынимает большой ключ, стреляет из него в замок. Чемодан раскрывается. Инспектор манежа объявляет номер.
Современное киноискусство уже приучило нас к тому, что название фильма и первые титры мы читаем после просмотра порядочной части ленты. Приемом этим злоупотребляют, он далеко не всегда необходим. Маленькая заставка в номере Отливаник изящна и тонка, она вводит в необычайный и остроумный мир наших героев.
Начинается номер. Артисты жонглируют мячами, которые, попадая в разноцветные квадраты музыкального стола, извлекают из него звуки. Мы слышим старинный романс П. Булахова «Я встретил вас». Меняются аксессуары (костяные шарики попадают то на пластинки вешалки, то в углубления в шляпах), формы жонглирования, звучат разные мелодии. Все так же непринужденна дама, так же скован, бесстрастен и удивлен ее партнер; он сам не понимает, как это у него все так получается.
О комедийном образе, созданном Г. Отливаником, следует сказать особо. Соперник молодого Чаплина, прославленный Бастер Китон, попадая в комические положения, сохранял полную невозмутимость. Такая маска неулыбающегося чудака и шутника давно утвердилась в искусстве. Все дело в том, как ее использовать. А использована она в номере Отливаников органично и смешно. Но послушайте, что происходит дальше. Шарики превращаются в руках артистов в послушных и добрых помощников. Они помогают им в музыкальных номерах, сами залетают в карман и под цилиндр. И вот случилось так, что наш недотепистый герой случайно проглотил один шарик. Он хочет его запить, берет бокал с водой и конечно же опрокидывает бокал в цилиндр, который надевает на голову. Тут происходит каскад чисто цирковых трюков. Вода бьет из ботинка, он надевает галошу — вода бьет из галоши; он ставит ее под стол — вода бьет из стола; он, наконец, добирается до воды, начинает пить — вода бьет из цилиндра. Все это проделывается мягко, артистично, в хорошем темпе. И удивленное, испуганное лицо актера здесь как нельзя кстати.
К. С. Станиславский говорил о чувстве меры в искусстве; с На сцене легко теряешь чувство меры, и потому актеру кажется все время, что он дает мало, что на целую толпу зрителей надо давать значительно больше. Вот он и старается... На самом же деле надо поступить совсем наоборот... - Помните, что на подмостках следует не прибавлять, не усилять то, что делаешь, а напротив, сбавлять...».
Артисты Отливаник обладают чувством меры и тактом, они не прибавляют, не нажимают, не перебарщивают. А как просто было бы что-то прибавить и усилить». Г. Отливаник имел музыкальное образование, он играет на скрипке и кларнете, но артист не демонстрирует этого. В данном номере это не нужно.
Номер Л. и Г. Отливаник существует десять лет; лет пять назад журнал «Советский цирк» писал о развитии и изменении номера. Я могу засвидетельствовать, что и за последние пять лет этот номер вырос. Актеры полны новых планов. Музыкальные эксцентрики и жонглеры, они превратились в дрессировщиков. Скоро в их номере будет участвовать третий партнер — ворона. Не полагается говорить о неподготовленных трюках, но ворона уже выполняет команды, и есть уверенность, что она скоро выйдет на манеж.
Напомню, что в 1966 году в Болгарии состоялся международный фестиваль клоунов и музыкальных эксцентриков. Там было много сильных и талантливых артистов. Первую премию получили Л. и Г. Отливаник.
А. АЛЬТШУЛЛЕР, доктор искусствоведения
Журнал Советский цирк. Март 1968 г.
оставить комментарий