Семь веселых минут Людмилы и Германа Отливаник - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Семь веселых минут Людмилы и Германа Отливаник

На арене — талантливые цирковые актеры Людмила и Герман Отливаник. Семь минут веселья и музыки. На арене — талантливые цирковые актеры Людмила и Герман Отливаник. Как много знаем мы в цирке отлично тренированных мастеров, работающих безошибочно и четко. Но далеко не все из них могут называться настоящими артистами. Дуэт Отливаник — артистический дуэт.

Техническое совершенство в цирке, как, впрочем, почти в каждом деле, необходимо. Это истина азбучная. И уже пора прекратить восторгаться цирковы­ми актерами только за технически точ­ное выполнение номера. Цирк — искус­ство, а оно требует образности, индиви­дуальности, композиционной стройности.

Артистов Отливаник не спутаешь ни с кем. В их номере безупречная тех­ника (об этом не хочется даже говорить, это само собой разумеется) сочетается с легкостью, свежестью, комедийным блеском. Они — жонглеры и музыкальные эксцентрики. Наверное, их надо называть музыкальными жонглерами.

Передать выступление циркового актера словами трудно. Никакой пере­сказ не заменит живого впечатления. И все-таки в данном случае это сделать, вероятно, легче, чем в каком-либо ином, потому что выступление Л. и Г. Отли­ваник имеет свой сюжет и свой стиль. Перед нами миниатюрный спектакль.

...Музыка. На арену уверенно выхо­дит молодая элегантная женщина в платье штраусовских времен и в боль­шой черной шляпе с пером. Позади нее семенит странный мужчина с чемода­ном. Черные брюки в белую полоску, визитка, цилиндр. У него испуганное, немножко удивленное лицо. Нелепая походка, почти несгибающиеся, деревян­ные ноги. Куда он попал? Зачем его сюда привели? Он кладет чемодан на подставку вешалки. Партнерша не может открыть его. Он вынимает большой ключ, стреляет из него в замок. Чемо­дан раскрывается. Инспектор манежа объявляет номер.

Современное киноискусство уже при­учило нас к тому, что название фильма и первые титры мы читаем после про­смотра порядочной части ленты. Приемом этим злоупотребляют, он далеко не всегда необходим. Маленькая застав­ка в номере Отливаник изящна и тон­ка, она вводит в необычайный и остро­умный мир наших героев.

Начинается номер. Артисты жонгли­руют мячами, которые, попадая в разноцветные квадраты музыкального стола, извлекают из него звуки. Мы слышим старинный романс П. Булахова «Я встретил вас». Меняются аксессуары (костяные шарики попадают то на пла­стинки вешалки, то в углубления в шля­пах), формы жонглирования, звучат разные мелодии. Все так же непринуж­денна дама, так же скован, бесстрастен и удивлен ее партнер; он сам не пони­мает, как это у него все так получается.

О комедийном образе, созданном Г. Отливаником, следует сказать особо. Соперник молодого Чаплина, прослав­ленный Бастер Китон, попадая в комические положения, сохранял полную не­возмутимость. Такая маска неулыбаю­щегося чудака и шутника давно утвер­дилась в искусстве. Все дело в том, как ее использовать. А использована она в номере Отливаников органично и смешно. Но послушайте, что происходит дальше. Шарики превращаются в ру­ках артистов в послушных и добрых помощников. Они помогают им в музы­кальных номерах, сами залетают в кар­ман и под цилиндр. И вот случилось так, что наш недотепистый герой слу­чайно проглотил один шарик. Он хочет его запить, берет бокал с водой и конеч­но же опрокидывает бокал в цилиндр, который надевает на голову. Тут происходит каскад чисто цирковых трюков. Вода бьет из ботинка, он надевает гало­шу — вода бьет из галоши; он ставит ее под стол — вода бьет из стола; он, на­конец, добирается до воды, начинает пить — вода бьет из цилиндра. Все это проделывается мягко, артистично, в хо­рошем темпе. И удивленное, испуганное лицо актера здесь как нельзя кстати.

К. С. Станиславский говорил о чув­стве меры в искусстве; с На сцене легко теряешь чувство меры, и потому актеру кажется все время, что он дает мало, что на целую толпу зрителей надо давать значительно больше. Вот он и старается... На самом же деле надо поступить совсем наоборот... - Помните, что на подмостках следует не прибав­лять, не усилять то, что делаешь, а напротив, сбавлять...».

Артисты Отливаник обладают чув­ством меры и тактом, они не прибав­ляют, не нажимают, не перебарщивают. А как просто было бы что-то прибавить и усилить». Г. Отливаник имел музыкальное образование, он играет на скрипке и кларнете, но артист не демон­стрирует этого. В данном номере это не нужно.

Номер Л. и Г. Отливаник существует десять лет; лет пять назад журнал «Со­ветский цирк» писал о развитии и из­менении номера. Я могу засвидетель­ствовать, что и за последние пять лет этот номер вырос. Актеры полны новых планов. Музыкальные эксцентрики и жонглеры, они превратились в дресси­ровщиков. Скоро в их номере будет уча­ствовать третий партнер — ворона. Не полагается говорить о неподготовленных трюках, но ворона уже выполняет команды, и есть уверенность, что она скоро выйдет на манеж.

Напомню, что в 1966 году в Болгарии состоялся международный фестиваль клоунов и музыкальных эксцентриков. Там было много сильных и талантли­вых артистов. Первую премию получи­ли Л. и Г. Отливаник.
 

А. АЛЬТШУЛЛЕР, доктор искусствоведения

Журнал Советский цирк. Март 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования