Школе нужно помочь
Внешне она неприметна. На фронтоне здания скромная вывеска «Клуб». Крутой лестничный спуск. Длинный узкий коридор в подвальном помещении со множеством комнат.
Одну из них занимает учебная часть Народной певческой школы, организованной на общественных началах. Эта школа существует три года. В первые же дни, едва успели развесить объявления о приеме, было подано около пятисот заявлений. Приняли девяносто человек. Нелегко было отобрать их. В состав приемной комиссии вошли видные деятели искусства: ректор школы композитор А. Новиков, проректоры Л. Алемасова и К. Серебряков, декан М. Максакова, консультанты И. Козловский, М. Рейзен.
Сегодня в школе шестьдесят квалифицированных преподавателей. Что заставило их взять на себя «дополнительную нагрузку»? Наверное, беспокойный характер и горячее желание помочь людям, поделиться с ними своим опытом, знаниями. «Испытываешь огромную радость, — говорили мне педагоги, — когда видишь, с какой жадностью впитывают наши слушатели каждое слово, как тянутся они к искусству, к музыке».
В учебной части школы я познакомилась с расписанием уроков: сольфеджио и теория музыки, гармония и музыкальная литература, итальянский язык, ритмика и танец, фонетика и сценическое мастерство. Посещают учащиеся и класс ансамбля и, естественно, I класс сольного пения. Возле меня склонился над книгой молодой человек. Это студент ГИТИСа, один из преподавателей школы, Николай Кузнецов. Он торопился на урок сценического мастерства. Пойдемте за ним. В зале теснятся ряды стульев. И хотя зал полон, стоит внимательная тишина. Педагог читает сцену Гурмыж-ской и Улиты из «Леса» Островского. «Ну, а теперь, — говорит он, — попробуем передать в действии то, что мы только что прочитали»...
Идет обычный урок. В середине его, стараясь не шуметь, кто-то пробирается к выходу. Ничего не поделаешь: пора на работу. А те, кому сегодня спешить не надо, задерживаются и после занятий. Радиотехник Эмиль Шефлян спрашивает преподавателя, как лучше использовать знания, полученные на уроке сценического мастерства, при работе над романсом «Растворил я окно». Завтра ему на урок к Максаковой...
Что же это за школа? Как и почему возникла она?
С давних пор мастера Большого театра выступали с шефскими концертами, вели самодеятельные коллективы. «Но в последнее время, — говорит Максакова, — тяга к искусству особенно возросла. И нередко видишь, что самодеятельным певцам не хватает знаний, общемузыкальной подготовки. Захотелось помочь им в меру своих сил и возможностей. Так возникла мысль о создании певческой школы на общественных началах. Трехгодичный курс обучения дает знания в объеме среднего музыкального учебного заведения.
— Занятия в певческой школе помогли мне поступить в институт имени Гнесиных, — сказала мне Светлана Лукашева, художница по образованию.
Но, разумеется, не только желание стать артистом привлекает сюда людей: петь на профессиональной сцене дано не каждому. Окончив школу, учащиеся смогут стать руководителями кружков художественной самодеятельности. И уж, конечно, они навсегда сохранят привязанность и любовь к музыке, к искусству. В работе школы немало трудностей, многое мешает правильной организации учебного процесса. Не хватает музыкальных инструментов, а те, которые имеются, находятся в очень плохом состоянии. Само помещение оставляет желать много лучшего. Экзамены приходится проводить в Доме народного творчества, а педсоветы — нередко на квартирах у педагогов. Планировать в таких условиях учебный процесс нелегко.
Нужны концертмейстеры — их тоже не хватает. Что бы делала школа, если бы педагог вокала Н. Харлампиева, к примеру, не владела фортепиано — сколько раз выручала она на ответственных концертах! Проректор Л. Алемасова частенько благодарит судьбу, что в свое время освоила машинопись: ведь всю документацию, материалы различных собеседований и семинаров нужно перепечатывать, а машинистки нет. Я побывала на многих занятиях народной певческой школы. Проходят они интересно, содержательно. Учащиеся успешно осваивают музыкальную грамоту и теорию музыки, пишут музыкальные диктанты, учатся читать партитуру, дирижировать. А не так давно со сцены музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко прозвучали в их исполнении «Песня о Ленине» А. Холминова и кантата С. Прокофьева «Вставайте, люди русские». Появление многоголосого хорового коллектива (его участники — восемьдесят лучших учеников) — большое и радостное событие в жизни школы.
Энтузиасты, создавшие бескорыстно, по собственной инициативе такое учреждение эстетического и музыкального воспитания, достойны всяческих похвал. Сами они вполне удовлетворены признательностью и любовью, которыми дарят их учащиеся школы. Но их огорчает, ох как огорчает, что творческие усилия приходится нередко тратить на преодоление трудностей, которых могло бы и не быть. Певческой школе надо помочь. Начато дело полезное, нужное, и его необходимо всячески поддержать. И, может быть, стоит подумать о том, чтобы организовать такие школы не только в Москве, но и в других городах страны.
Н. ЗАСЛАВСКАЯ
Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.
оставить комментарий