Шла народная война
Пройдут годы, быть может, десятилетия, когда мир, осознав всю меру; подвига народов, спасших человечество от фашизма, сумеет оценить в полной мере их роль в формировании политики, морали, эстетики будущего.
Солдаты Советской Армии не только освобождали земли. Они переделывали психологию мира, жизнью и бессмертием своим доказывая превосходство идей и духа человека коммунизма.
Пройдут годы. Будет написана история этой войны. И история ее влияния на жизнь двадцатого века. Трудно сказать, сколько страниц займет здесь рассказ об искусстве того времени. Кино. Театре. Эстраде. Поможем же будущим историкам, пока живы в памяти факты, а колонки цифр еще не сданы в архив. Только одна эстрада.
В ФОНД ОБОРОНЫ
Многим деятелям эстрады, зрителям памятна эта короткая строчка афиши (типографской или написанной от руки, а то и просто устной), свидетельствовавшая о том, что весь сбор от концерта поступает на нужды фронта. Свыше 100 миллионов рублей, воплотившихся в танки, самолеты, подводные лодки, — таков итог этих лаконичных слов: в фонд обороны. Это был вклад существенный, нужный стране.
Надо ли говорить об условиях работы? Концертными залами в те годы нередко становились лесные поляны, грузовые машины, землянки, палаты госпиталей, бомбоубежища, палубы кораблей. Концерты не отменялись из-за артобстрелов и бомбежек, лишь временно прерывались по сигналу боевой тревоги. Артисты работали на открытом воздухе — ив жару и в сорокаградусную стужу. Бывало, что одна и та же бригада давала в день по десять-двенадцать концертов. И вот итог этой огромной самоотверженной работы: за годы войны было дано 1 350 000 художественных выступлений (в том числе 473 000 — в условиях боевой обстановки). В тяжелое для страны время артисты несли людям свое живое, действенное, бодрое и умное искусство.
На фронте работало 3685 артистических бригад, эстрадных ансамблей, фронтовых театров (а в их составе свыше 42 000 творческих работников — артистов, режиссеров, писателей). Свыше 700 бригад сформировала Москва, 508 — Ленинград, 108 — Украина, 102 — Грузия. 500 000 концертов было дано в госпиталях. Фронтовые агитбригады формировались в самом начале войны. Уже в октябре 1941 года Ленгосэстрада передала в ведение Дома Красной Армии и Дома Краснознаменного Балтийского флота несколько фронтовых бригад. В них работали такие популярные актеры, как К. Шульженко и В. Коралли с джаз-оркестром, П. Муравский, А. Егорова, Д. Лузанов, Н. Персиянинов, П. Курзнер, С. Честноков, Т. Птицина, Л. Маслюков и многие другие.
А вот география военной эстрады. Каждый театральный город послал своих артистов на передовые огромного, растянувшегося на тысячи километров фронта. Большой отряд мастеров советской эстрады закончил свою фронтовую работу в Берлине, куда они вошли с войсками в те часы, когда над рейхстагом было поднято красное знамя!
96 тысяч километров трудной дороги на счету театра миниатюр под руководством А. Райкина. Сегодня уже трудно восстановить географию маршрутов всех фронтовых театров. И тем не менее ко многим фронтовым коллективам может быть отнесена оценка писателя Бориса Горбатова, которую он дал фронтовому театру миниатюр «Веселый десант», руководимому Вл. Поляковым. «Мы привыкли видеть этот театр на фронте, — писал Горбатов. — Через Кубань и Черноморье, от средней излучины Дона до Северного Донца, от Калача до Изюма прошли с войсками Красной Армии артисты «Веселого десанта» и пронесли свои радостные шутки, лукавые и умные миниатюры, лирические монологи и пламенные агитки, рожденные, проверенные и отточенные тут же, на фронте. Поистине «десантники» были честными и веселыми товарищами фронтовика». Честный и веселый товарищ фронтовика — не это ли стало главнейшим вкладом советской эстрады в фонд обороны страны!
Журнал Советский цирк. Август 1967 г.
оставить комментарий