Советы начинающему конферансье
Если у вас располагающая внешность, хороший костюм, умение говорить не задумываясь, если у вас есть небольшой, но проверенный запас реприз — экспромтов убойной силы, вы с полным основанием можете считать себя конферансье.
Начиная концерт, вы обязаны сразу же найти общий язык с публикой или, как говорится, перебросить мостик через рампу. С многообещающей улыбкой вглядываясь в зрительный зал, вы произносите:
— Добрый вечер, здрассте! На улице идет дождь (зимой — снег), а у нас идет концерт. Артисты поручили вести его именно мне потому, что среди них я самый красивый...
Услышав в зале несколько смешков, вы спрашиваете:
— А что тут смешного? Ведь вы еще не видели остальных артистов.
Окончательно завоевав этим симпатии публики, можете объявить первый номер программы:
— Согласно давней традиции мы начинаем наш концерт пением!
С таким же основанием можете сказать — чтением, музыкальным или танцевальным номером, в зависимости от того, чем вы располагает к началу концерта. В дальнейшем, представляя артистов, вы стараетесь несколько разнообразить фразу: «А сейчас выступит...», «А сейчас я с особенным удовольствием предоставляю сцену...», «А сейчас ваше внимание займет...» или «А сейчас я особенно рад уступить место...» и т. д. Если исполнитель понравился зрителям и они ритмично хлопают в ладоши (так называемая «скандирка»), вы растопыриваете руки, как бы не давая актеру уйти. Он остается, и вы бросаете в зал первую убойную репризу:
— Ухлопали!
Остальные убойные (или же железные) репризы следует распределять по жанрам. Так, о пианисте или скрипаче вы сообщаете, что он считался необыкновенно музыкальным с самого детства. Однажды, когда ему было меньше года, с пианино упали ноты. Ребенок сказал: «Бах!». Подняв ноты, мать обнаружила, что это действительно, были фуги Баха. Перед выходом танцевальной или акробатической пары вы рассказываете, что артисты даже сейчас, перед самым выступлением, репетируют — он ее подбрасывает и ловит, опять подбрасывает и ловит,.. Тут из-за кулис доносится шум (об этом надо договориться заранее) — будто что-то упало, и вы комментируете:
— Не поймал!
После выступления певицы вы говорите, что она могла бы взять ноту еще выше, но ей помешал потолок (вариант для баса — помешал пол). Наконец, вы заявляете:
— Сегодня мы не будем делать антракта, а просто объявим перерыв на пятнадцать минут!
Как вести второе отделение концерта, вам, вероятно, уже ясно.
А. КАРАСЕВ, С. РЕВЗИН
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.
оставить комментарий