Старый, очень старый клоун
— Нет, вы меня не уговаривайте, не уговаривайте, не уговаривайте, — скрипел он, качая лысой, без единого волоска головой; казалось, скрипят одинаково и голова и голос. — Разве прежде цирковая молодежь позволяла себе такое? Виданное ли дело?
— Но зачем же задерживаться? Кончил дело — гуляй смело!
— Ах, вот как? Извините, другой придерживаюсь точки зрения. Настоящий артист — конечно, ежели он настоящий! — по возможности круглые сутки должен дышать цирковым воздухом. Польза одна для здоровья!
Не было возможности переубедить старика. И ведь вот что удивительно: никакого отношения к нынешнему цирку он не имел. Мало ли, что когда-то, давным-давно, работал соло-клоуном... Кое-кто за кулисами даже грозился поставить старика на место: дескать, топайте, дедушка, домой. Не мешайтесь под ногами! И поставили бы. Но администратор — во всех других случаях человек рассудочный, чуждый сентиментальности — по-своему благоволил старому клоуну.
— Ну к чему такие страсти? — примирительно говорил администратор. — Стоит ли обижать Теодора?
В действительности Теодор вовсе Теодором не был. Однако упрямо требовал, чтобы его величали прежним клоунским именем.
— Мало ли что в паспорте записано. В мои времена не на паспорт глядели — на афишу!
Надо ли удивляться после этого, что день за днем старый клоун рано утром заявлялся в цирк. Конюхи, уборщицы — все в этот час заняты были делом и потому под разными предлогами старались отделаться от словоохотливого Теодора. Он не обижался. Он шел на конюшню, и уж тут-то вволю хватало ему безропотных слушателей — лошадей и пони, дрессированых собачек, голубей... Попугаев — и тех ухитрялся упрекать в нерадивости: мол, недостаточно тренируются, не слишком чисто по-человечески говорят.
На манеже тем временем начиналась репетиционная пора. Теодор тут как тут. Усядется в одном из первых рядов партера и с таким вниманием глядит на манеж, будто собственная его судьба зависит от исхода репетиции. Если трюк не удавался, старик ерзал, вздыхал, теребил сухонькими пальчиками подбородок. И, напротив, при удаче расцветал, даже бормотал иногда: «Ай, бравушки! Ай, молодцом!» Ну а вечером, в час представления, разумеется, возвращался за кулисы. Побаиваясь строгого инспектора манежа, держался в стороне, ни во что не вмешивался, и все же всем своим озабоченным видом давал понять, что при малейшей надобности готов поспешить на подмогу.
Таков был Теодор. В самом деле, он казался совершенно неотделимым от цирка. Впрочем, раз в году, в январские дни, он исчезал на неделю, на полторы недели. Уж не захворал ли?
— Да нет, — улыбался всезнающий администратор. — Работает сейчас Теодор!
Оказывается, на время елочных представлений Теодор возвращался к своему стародавнему клоунскому обличью, выступал перед детьми в одном из пригородных рабочих клубов.
— Конечно, шутки у Теодора не ахти какой свежести, — добавлял администратор. — Но ведь он не из-за денег. Пенсию получает достаточную. Самое важное для него — хоть ненадолго, хоть раз в году вновь почувствовать себя артистом... Ума не приложу, что станет со стариком, если от его услуг откажутся!
Как в воду глядел администратор. На следующую елку Теодора не пригласили, и он осунулся сразу, весь как-то съежился, пожелтел. Немощной тенью бродя по цирку, он — обычно такой говорливый — теперь безутешно, скорбно молчал. И вот какой разговор произошел между администратором и директором цирка.
— Убивается старик, — вздохнул администратор. — Помочь бы!
— Каким-таким образом?
— Скажем, занять в нашем елочном представлении.
— Блестящая мысль, — улыбнулся директор. — Деда Мороза, пожалуй, не вытянет. А вот роль Снегурочки... Представляю, какой вызовет фурор!
Директор любил побалагурить, и обычно, в порядке служебной субординации, администратор отзывался на подобные шутки соответствующим смешком. На этот раз, однако, удержался. И повторил:
— Все же, думаю, можно занять.
— Валяйте. Лично я не возражаю, — смилостивился директор.
Тем самым Теодор был спасен. В новогоднем елочном представлении он изображал какую-то нечисть из окружения Бабы-Яги. Роль была бессловесной, но все-таки обозначенной в программах. И на следующий год нашлась для Теодора роль — того самого гномика, что переводит стрелки часов, пока безмятежно спит пионер Петя. Все равно, даже этой пустяковой, минутной роли достаточно было для счастья Теодора. Ни одной репетиции он не пропустил, в день первого представления волновался как новичок, а потом у всех за кулисами допытывался:
— Костюмчик мой понравился? Правда, богатый костюмчик?!
А еще через год... В тот сезон постановку новогоднего представления поручили молодому заезжему режиссеру.
— Послушайте, что же это такое? — возмутился он на первой же репетиции, увидя Теодора. — Я где нахожусь — в цирке или в собесе? Я намереваюсь создать представление, искрящееся жизнерадостным задором, а вы мне старца древнего подсовываете. Речи быть не может!
Это говорилось в отсутствие старого клоуна, но, как видно, нашлись досужие языки, чтобы просветить его. И снова захандрил Теодор.
— Конец, на этот раз конец! — развел руками администратор. — Молодые — они ведь не только молодые. Иногда, по незнанию, бывают и жестокими!
И все же артистическая жизнь Теодора на том не закончилась. В программе, предшествовавшей новогодней, выступал известный иллюзионист. Выступал с аттракционом, основанным на последних достижениях науки и техники. Аттракцион проходил с успехом, но самого иллюзиониста это не радовало. Какой там успех! Сколько ни бился иллюзионист — никак не удавалось ему ввести в свой аттракцион механического человека, так называемого робота.
По-своему робот был красив. Хитроумно сконструированный из пластин, пружин и шарниров, он выходил на манеж угловатым, гулко ухающим шагом. Лампы мигали вместо глаз. Оглядев зрительный зал, робот отчетливо представлялся, а затем демонстрировал свои способности, немалые способности. Все команды он выполнял с такой исправностью, что могло показаться, будто и впрямь робот наделен разумом.
Все бы хорошо, но один изъян сводил на нет все достоинства механического работника. Он был пристрастен к проезжавшим мимо цирка трамваям. Стоило трамваю появиться на площади перед цирком, как в механизме робота происходило какое-то произвольное замыкание: он тотчас вскидывал свою стальную длань, а затем опускал наотмашь. Просто беда! К каким только авторитетам не обращался иллюзионист. В этот день, например, в качестве консультанта приглашен был не больше, не меньше — доктор технических наук. Доктор и робот стояли друг против друга.
— Здравствуй, голубчик, — ласково кивнул доктор. — Слыхал я, ты умный, умеешь многое. Покажи-ка, что ты умеешь!
Доктор технических наук разговаривал с роботом тем подкупающим, чуть льстивым тоном, каким обычно взрослые пытаются расположить к себе капризных детей.
— Ну-ну, покажи, что ты умеешь!
Но тут, как назло, донесся шум трамвая. Робот мигнул глазами-лампами и без промедления отсалютовал. Иллюзионист испустил страдальческий стон. Но дело даже не в этом. Дело в другом — в необычайном поведении Теодора. Он был единственным, кого иллюзионист допускал на свои строго закрытые репетиции. Почему допускал? Возможно, потому, что старый клоун всем своим существом выражал сердечнейшее, располагающее сочувствие.
Так вот: в тот же момент, когда робот взмахнул рукой, Теодор, по-обычному сидевший в партере, вдруг вскочил, всплеснул руками, словно осенила его какая-то сверхгениальная мысль, и устремился из зала с такой быстротой, какую позволяли подагрические, дрожащие в коленях ноги.
— Что такое? Что стряслось? — спросил администратор, увидя, в каком возбуждении ворвался к нему в кабинет Теодор. — Ах вот как! Требуется разговор без свидетелей?
Когда же остались они вдвоем, Теодор проговорил и торжествующе и умоляюще:
— Роль... Роль нашел для себя!
— Роль? Какую же?
— Замечательную!..
Тут-то и выяснилось, какая мысль осенила старого клоуна. В том представлении, какое ставил молодой режиссер, задумано было украсить манеж объемной, каркасной фигурой снежной бабы. Белобокая, с морковным острым носом, с ведерком на голове, баба должна была стоять у входа на манеж — так сказать, страж владений Деда Мороза и Снегурочки.
— Я понимаю! Я все понимаю! Не надо мне объяснять! — торопливо и жарко продолжал Теодор. — Я понимаю: преклонный возраст не загримируешь. Старый мухомор украсить собой манеж не может!.. Однако же, если меня упрятать внутрь бабы, а ей, бабе этой, приладить подвижные руки... Мне нынче в голову пришло, когда робота смотрел... Что тогда? Очень даже тогда смешно!.. Отрицательный персонаж пробегает мимо, а баба хвать его метлой по башке... Ну как? Смешно?
— Пожалуй, — без особой уверенности отозвался администратор.
Уступая настойчивым мольбам Теодора, он обещал переговорить с режиссером. И тут случилось непредвиденное: трюк пришелся режиссеру по душе. «Ха-ха! Недурственно! — изрек режиссер. — Шутка балаганная, но броская, доходчивая. В самом деле, почему бы нам не воспользоваться традициями русского народного балагана?!» И распорядился — снабдить снежную бабу подвижными руками. Неделю спустя состоялась премьера Снежная баба сделалась любимицей ребят. До чего же здорово, с какой завидной меткостью била она по голове всех нерях, лентяев, болтунов! Раз-раз-раз! — взлетала и опускалась метла. Зал захлебывался от восторга.
...Удалось ли в конце концов укротить своенравного робота? Точных сведений я не имею, поскольку вскоре иллюзионист уехал дальше. Думаю, однако, что авторитетная консультация пользу принесла. А вот снежная баба, взмахивающая рукой наподобие робота, непримиримая ко всему дурному, по сей день фигурирует во всех подряд цирковых новогодних представлениях. И каждый раз в ее фанерное нутро залезает клоун Теодор.
Осень еще на дворе. Только-только сезон открылся, а Теодор уже полон беспокойства — в порядке ли баба. Он отправляется к реквизитору, и тот — тоже не первой молодости человек — успокоительно говорит:
— Займемся скоро бабой. Покрасим заново. Метлу обновим... Так что станет писаной красавицей!
Каждому суждено свое. Одни заканчивают дни свои в домашней постели, другие на больничной койке. А вот Теодор... Нет, об этом не надо. Пусть еще долгие годы внутри снежной бабы бьется клоунское сердце — старое, натруженное, но неизменно преданное цирку. Лучшей доли не пожелаю самому себе!
Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.
оставить комментарий