Свежо, талантливо, ярко - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Свежо, талантливо, ярко

Познакомьтесь: Людмила и Герман Отливанник — музыкальные жонглеры... А впрочем, нет! Для такого знакомства достаточно прочитать афишу последней программы Московского цирка — «Первые встречи». Но вряд ли те, кто не видел эту программу, смогут представить себе, что же это за номер. А он, право, стоит того, чтобы рассказать о  нем поподробнее.
...Итак, реквизит приготовлен, номер объявлен: «Ваш выход, Людмила Алексеевна и Герман Михайлович...»
...На манеже появляется человек, один вид которого вызывает улыбку.
О, не подумайте, что у него какой-нибудь непорядок в туалете! Наоборот, одет он вполне респектабельно, даже с шиком: строгая черная пара, накрахмаленная манишка с бантиком, цилиндр. А на лице застыла маска простодушного удивления, почти испуга — округлившиеся глаза, высоко поднятые брови, удлиненный, чуть загнутый вверх нос и все время открывающийся и закрывающийся, как у рыбы, рот. И походка у него нелепая, смешная — семенит мелкими шажками, словно торопится куда-то.
Партнерша более традиционна. Она не в образе — попросту мила, грациозна и не прочь вместе с нами посмеяться над своим незадачливым, «недотепистым» спутником.
Он несет огромный чемодан с пудовым навесным замком. А в другой руке у него... авоська. Да-да, обыкновенная синяя авоська, в которой лежит пара резиновых галош. Зачем они? Наверное, на всякий случай, как бы чего не вышло. Не зря хозяин аккуратно ставит их в сторону, а авоську заботливо прячет в боковой карман.
Водворен на место и чемодан. Надо его открыть — ведь там часть реквизита. Партнерша тщетно пытается сделать это, но ключ, привязанный к замку, не подходит. Тогда наш милый и смешной чудак приходит ей на помощь. Он достает из кармана большущий сверкающий ключ. Издалека прицеливается им в замок, как пистолетом. Выстрел— и чемодан сам раскрывается. Можно  начинать номер.
Но все это пока, как говорится, присказка, а сказка будет впереди. И действительно, дальше начинается необыкновенное.
Артисты жонглируют шарами над столиком, расчерченным разноцветными квадратами, как шахматная доска. Но вот шары во время жонглирования поочередно попадают на эти квадраты, и стол начинает звучать (в крышку его вмонтирован электрический музыкальный инструмент эмиритон, обладающий приятным певучим тембром). Таким образом, под аккомпанемент оркестра исполняется мелодия популярной песни.
«Вот тебе и «недотепа»!» — думаем мы, горячо аплодируя изобретательным жонглерам. А артисты продолжают удивлять и восхищать нас дальше.
Снова взлетают в воздух шары. На этот раз они встречают на своем пути металлические пластинки, прикрепленные к стоячей вешалке. Звучит знакомая мелодия другой песни. Такой ксилофон своеобразен не менее, чем способ извлекать из него звуки.
А это что такое? На головах у артистов появляются оригинальные шляпы с воздушными шарами. Козырьки у шляп длинные, с круглыми углублениями. В эти гнезда и попадают мячики, которыми жонглируют партнеры. От ударов шары «играют», выпуская воздух, и таким путем исполняется новая мелодия.
И, наконец, заключительный трюк с бутылкой и звучащими бокалами. Их «голос» мы слышим опять-таки благодаря искусному жонглированию.
Ну а авоська, галоши, зачем все-таки они понадобились артисту?Ну а авоська, галоши, зачем все-таки они понадобились артисту? Им тоже нашлось применение. В авоське, несмотря на то, что она лежала у него в боковом кармане, закончили свой полет мячики, ловко брошенные партнершей. А галоши сыграли свою роль в клоунаде, завершающей весь номер.
Это забавная и веселая клоунада со струями воды, которые внезапно начинают бить из самых неожиданных мест, например из цилиндра. Когда же, оберегаясь от сырости, артист надевает галоши, струйки воды бьют и из них.
И если добавить ко всему этому, что наши музыкальные жонглеры работают в хорошем, энергичном темпе, что Г. Отливанник демонстрирует свое искусство, ни на минуту не выходя из созданного им образа, можно с удовольствием констатировать рождение отличного циркового номера.
Но, пожалуй, о рождении номера Людмилы и Германа Отливанник говорить сейчас было бы не совсем верно, во всяком случае, поздно. Ведь номер этот существует уже более пяти лет. Тут важно другое: на протяжении всего этого времени номер рос, развивался, видоизменялся. Артисты не просто эксплуатировали однажды найденное решение (к сожалению, бывает и так!), а настойчиво и упорно совершенствовали свой номер, обогащая его новыми деталями, трюками. Мне известно, например, что и актерская маска смешного, нелепого, чудаковатого человека, в которой выступает артист, тоже появилась не сразу.
Цирковой номер — не просто демонстрация силы и ловкости, это явление искусства. Иногда же люди выходят на манеж, забывая об атом  и простодушно считая себя артистами только потому, что выступают перед зрителями. Музыкальных жонглеров Отливанник не упрекнешь в подобной забывчивости, их выступление по-настоящему артистично. Это значит, что оно не только интересно и отточено по мастерству, но его отличают и образность, и композиционная продуманность, и гармоническая соразмерность между деталями и целым, и, наконец, художественная завершенность.
Из этого, однако, вовсе не следует, что номер достиг своего «потолка», то есть исчерпал себя и обречен на статичное (пусть даже на высоком уровне) повторение. Думается, что артисты отчетливо понимают губительность подобной «перспективы». Недаром они продолжают искать, экспериментировать.
Перед тем как сдать эти заметки в журнал, мне удалось побеседовать с Людмилой Алексеевной и Германом Михайловичем Отливанник. Они рассказали о своих творческих планах, поделились своими замыслами, показали кое-что из новой готовящейся аппаратуры. Не будем преждевременно раскрывать их «секреты». Скажем только, что предполагается и впредь обогащать номер новыми, оригинальными   трюками   и   решениями,
И в том, что музыкальные жонглеры Отливанник не успокаиваются на достигнутом, а, говоря словами поэта, «творят, выдумывают, пробуют», — верный залог новых творческих успехов этих талантливых артистов цирка.
Н. ЛЕЙКИН

Журнал ”Советский цирк” июль 1962г

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования