Сжатый кулак песни - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Сжатый кулак песни

Поэт и композитор Жак Брель.Минувшей осенью в нашей стране впервые гастролировал один из самых популярных эстрадных певцов Франции, поэт и композитор Жак Брель.

Он выступал в Ленинграде, Москве, Ереване, Тбилиси и Баку. Замечательный артист покорил советских зрителей своим темпераментным, страстным искусством. О Жаке Бреле рассказывает режиссер А. Конников, которому довелось во время гастролей советского мюзик-холла в Париже встречаться с известным певцом и слу­шать его в театре «Олимпия».

Жак Брель — настоящий шансонье, все песни он пишет   сам — стихи и музыку. Молодой артист стремительно и смело занял  самую  высшую  ступень популярности. Выступая в концертах, он поет почти  непрерывно, не давая  аплодировать, не объ­являя названий песен. Поет самозабвенно, страстно, одер­жимо. То, что он говорит песней, — его искреннее убежде­ние. И каждый вечер артист борется за свои идеи, отдает всего себя этой борьбе.

Жак Брель родом из Бельгии. Выходец из богатой семьи, он порвал со своим домом и вступил на тернистый путь певца правды. Иногда Брель заблуждается, делает неправильные выводы. Но он всегда принципиален, искре­нен, яростно ненавидит ханжей, солдафонов, мерзавцев всех мастей. Его симпатии бесспорны. Он не колеблется — всю силу таланта отдает простым людям, чья жизнь так сложна и часто унизительна. Жак Брель выступает от имени «робких», от имени «следующих», от имени рядовых.

Все «следующие»
на свете,
кажется мне
в моем бреду,
собрались возле меня
— «следующий, следующий!»
И как это унизительно следовать за
— «следующий, следующий!»

Где-то герои его песен доходят до границ трагической безысходности. Но ведь такова часто судьба маленького че­ловека в капиталистическом мире: рушатся последние на­дежды. Однако убежденность Бреля в праве таких людей на счастье столь велика, что его искусство всегда несет в себе заряд оптимизма.

Но ты не одинок,
тебе должно быть стыдно
вот так глупо
дрожать перед
всем светом...

Исполнительская манера Жака Бреля лаконична и в то же время очень эмоциональна. Его стихи и песни отлича­ются большим внутренним наполнением, выразительностью и искренностью подлинного волнения артиста. Певец не жалеет себя, в каждое произведение вкладывает всю душу. Мне пришлось быть в его комнате за кулисами театра после концерта. Он полулежал, до предела измотанный, до предела уставший. Трудно пересказать стихи Бреля по привычным кано­нам переводов зарубежных песен в эстрадных концертах. Обычно это делается примерно так: «Он ждет ее у реки. Светит луна. Они втроем с луной плывут по реке». В пе­снях Бреля нет дежурной безликости, они начисто лишены штампа, не похожи ни на какие другие. Их смысл, как пра­вило, глубок и далеко не прост. Песни поэта Бреля рожда­ют в сознании слушателя ассоциации, пробуждают воспо­минания, заставляют думать.

В  порту Амстердама
есть моряки, которые умирают полными просьб на рассвете...
В  Амстердаме
есть моряки,
поющие о мечтах,
которые их  тревожат.
В порту Амстердама
есть моряки,
которые спят,
как сироты.
В порту Амстердама
есть моряки,
которые умирают
полными просьб
на рассвете...

Во время нашего разговора в Париже Жак Брель гово­рил, что мечтает о поездке в Советский Союз. Он очень волновался тогда: удастся ли ему донести до слушателей, не знающих французского языка, мысли своих песен? Пола­гаю, что сейчас уже нет нужды отвечать на этот вопрос: на него красноречиво ответили аншлаги концертов нашего гостя во всех городах, где он пел.

В заключение мне хочется сказать о том, как принима­ются песни Жака Бреля во Франции. Французы очень взыскательны, они не щадят даже своих кумиров: о самом любимом и популярном в стране актере или писателе нередко можно услышать резко отрицательное мнение. Но среди моих собеседников в Париже я не встречал челове­ка, которому бы не нравился Брель. В те дни, когда он выступает, театр «Олимпия» переполнен: толпы у касс, долгая овация после концерта, когда зал стоя скандирует «Вив, Брель!». Парижане мне говорили, что такое призна­ние в самых различных кругах зрителей имела только Эдит Пиаф.

Вот несколько строк из статей, посвященных Жаку Брелю:

«Вы дали новый нерв песне. Ваше искусство — это сжа­тый кулак маленького человека, призывающего к жизни».
«Продолжайте разжигать огонь вашего искусства — он бурлит, сверкает и искрится. Это согревает сердце».
«Жак Брель — поэт сегодняшнего дня».
 

А. КОННИКОВ, заслуженный деятель искусств  РСФСР

Журнал Советский цирк. Январь 1966 г.:  

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования