Сжатый кулак песни
Минувшей осенью в нашей стране впервые гастролировал один из самых популярных эстрадных певцов Франции, поэт и композитор Жак Брель.
Он выступал в Ленинграде, Москве, Ереване, Тбилиси и Баку. Замечательный артист покорил советских зрителей своим темпераментным, страстным искусством. О Жаке Бреле рассказывает режиссер А. Конников, которому довелось во время гастролей советского мюзик-холла в Париже встречаться с известным певцом и слушать его в театре «Олимпия».
Жак Брель — настоящий шансонье, все песни он пишет сам — стихи и музыку. Молодой артист стремительно и смело занял самую высшую ступень популярности. Выступая в концертах, он поет почти непрерывно, не давая аплодировать, не объявляя названий песен. Поет самозабвенно, страстно, одержимо. То, что он говорит песней, — его искреннее убеждение. И каждый вечер артист борется за свои идеи, отдает всего себя этой борьбе.
Жак Брель родом из Бельгии. Выходец из богатой семьи, он порвал со своим домом и вступил на тернистый путь певца правды. Иногда Брель заблуждается, делает неправильные выводы. Но он всегда принципиален, искренен, яростно ненавидит ханжей, солдафонов, мерзавцев всех мастей. Его симпатии бесспорны. Он не колеблется — всю силу таланта отдает простым людям, чья жизнь так сложна и часто унизительна. Жак Брель выступает от имени «робких», от имени «следующих», от имени рядовых.
Все «следующие»
на свете,
кажется мне
в моем бреду,
собрались возле меня
— «следующий, следующий!»
И как это унизительно следовать за
— «следующий, следующий!»
Где-то герои его песен доходят до границ трагической безысходности. Но ведь такова часто судьба маленького человека в капиталистическом мире: рушатся последние надежды. Однако убежденность Бреля в праве таких людей на счастье столь велика, что его искусство всегда несет в себе заряд оптимизма.
Но ты не одинок,
тебе должно быть стыдно
вот так глупо
дрожать перед
всем светом...
Исполнительская манера Жака Бреля лаконична и в то же время очень эмоциональна. Его стихи и песни отличаются большим внутренним наполнением, выразительностью и искренностью подлинного волнения артиста. Певец не жалеет себя, в каждое произведение вкладывает всю душу. Мне пришлось быть в его комнате за кулисами театра после концерта. Он полулежал, до предела измотанный, до предела уставший. Трудно пересказать стихи Бреля по привычным канонам переводов зарубежных песен в эстрадных концертах. Обычно это делается примерно так: «Он ждет ее у реки. Светит луна. Они втроем с луной плывут по реке». В песнях Бреля нет дежурной безликости, они начисто лишены штампа, не похожи ни на какие другие. Их смысл, как правило, глубок и далеко не прост. Песни поэта Бреля рождают в сознании слушателя ассоциации, пробуждают воспоминания, заставляют думать.
В порту Амстердама
есть моряки, которые умирают полными просьб на рассвете...
В Амстердаме
есть моряки,
поющие о мечтах,
которые их тревожат.
В порту Амстердама
есть моряки,
которые спят,
как сироты.
В порту Амстердама
есть моряки,
которые умирают
полными просьб
на рассвете...
Во время нашего разговора в Париже Жак Брель говорил, что мечтает о поездке в Советский Союз. Он очень волновался тогда: удастся ли ему донести до слушателей, не знающих французского языка, мысли своих песен? Полагаю, что сейчас уже нет нужды отвечать на этот вопрос: на него красноречиво ответили аншлаги концертов нашего гостя во всех городах, где он пел.
В заключение мне хочется сказать о том, как принимаются песни Жака Бреля во Франции. Французы очень взыскательны, они не щадят даже своих кумиров: о самом любимом и популярном в стране актере или писателе нередко можно услышать резко отрицательное мнение. Но среди моих собеседников в Париже я не встречал человека, которому бы не нравился Брель. В те дни, когда он выступает, театр «Олимпия» переполнен: толпы у касс, долгая овация после концерта, когда зал стоя скандирует «Вив, Брель!». Парижане мне говорили, что такое признание в самых различных кругах зрителей имела только Эдит Пиаф.
Вот несколько строк из статей, посвященных Жаку Брелю:
«Вы дали новый нерв песне. Ваше искусство — это сжатый кулак маленького человека, призывающего к жизни».
«Продолжайте разжигать огонь вашего искусства — он бурлит, сверкает и искрится. Это согревает сердце».
«Жак Брель — поэт сегодняшнего дня».
А. КОННИКОВ, заслуженный деятель искусств РСФСР
Журнал Советский цирк. Январь 1966 г.:
оставить комментарий