Так начинаются клоуны
Музыка, яркий свет, парад... В цирке началось дневное воскресное представление. Нужно сидеть рядом с трехлетними зрителями — Митеньками и Оленьками, Петями и Любами, — чтобы понять ту огромную радость и веселье, которые приносит цирк этим маленьким людям...
«Рыжий» — ЗАМИР МУСТАФИН
Но вот умолкла музыка, погас свет и съедены все конфеты, надо уходить домой. И тут моя маленькая дочка Катенька вдруг спросила:
— Па, а откуда берутся клоуны?
Вопрос застал меня врасплох. Будь дочка постарше, я бы взял ее за руку и привел на 5-ю улицу Ямского поля к зданию, где находится Государственное училище циркового и эстрадного искусства. «Вот смотри, — сказал бы, я, — сюда приходят мальчики и девочки, а выходят отсюда артисты цирка. В том числе и клоуны».
Мы на манеже училища. Юноша лет шестнадцати пристегнул к поясу лонжу, другой ее конец для страховки держит преподаватель. Студент делает первые подступы к сложному номеру на турнике. А вот другой юноша жонглирует разноцветными шляпами, третий — крутит сальто. По тонкой стальной проволоке спокойно, словно по паркету, ходит тоненькая девушка. Откуда-то с лестницы доносятся звуки саксофона, из коридора — дробь чечетки.
Но коли мы пришли сюда ради клоуна, то обратимся к Юрию Павловичу Белову — человеку средних лет с добрыми глазами, глядящими из-за толстых стекол очков. Когда-то он сам окончил это училище, был клоуном, потом вернулся сюда и стал учить других искусству коверного.
— Как формируется клоун? — переспрашивает он, и сам же отвечает: — В двух словах не скажешь, но примерно это выглядит так. На отделение клоунады принимаются юноши и девушки со средним образованием. Клоун должен уметь делать на арене все. Поэтому первые два года учебы студенты занимаются акробатикой, жонглированием, эквилибристикой, танцами, музыкой. А мы, преподаватели, приглядываемся и отмечаем тех, кто по складу ума, характера может вырасти в клоуна. Веселый, остроумный, находчивый и артистичный человек в первую очередь подходит для этой трудной профессии.
На фото. Так начинаются клоуны
Затем начинается специализация. Опытные педагоги — С. Каштелян, А. Крюков, Н. Кисс — в течение двух лет знакомят будущих артистов с тайнами клоунского искусства.
В этих фотографиях я попытался показать, как постигаются эти тайны, как сложен путь, который ведет-талантливую молодежь на цирковой манеж.
АЛЕКСАНДР УЗЛЯН
Журнал Советский цирк. Август 1966 г.
оставить комментарий