Так создаются репризы Карандаша
С первых дней Великой Отечественной войны передо мной, как, вероятно, перед многими артистами, со всей остротой встал вопрос: что теперь, в этих условиях, показывать зрителям?
Ответ был один: нужно клеймить, высмеивать зарвавшихся фашистов. Вначале казалось, что я этого сделать не смогу. Ведь моему клоунскому образу присущ мягкий юмор, а тут нужна острая, гневная сатира, близкая к броским плакатам того сурового времени. Я, признаться, опасался, что, если отказаться от моих годами выработанных приемов вызывать смех, я тогда, так сказать, перестану быть Карандашом. Но вместе с тем было совершенно очевидно, абсолютно ясно: я не могу, не имею права в то время, когда весь народ поднялся на борьбу с захватчиками, выступать со старым, «мирным» репертуаром. Несколько комических и сатирических сценок военного характера мне удалось подготовить и показать по-своему, «по-карандашовски». Это меня обрадовало, убедило, что и мне по силам серьезные, злободневные темы. Но какие из них отразить на манеже?
...Шла военная зима сорок первого года. Фашисты, напрягая все силы, ошалело рвались к Москве. Вся страна напряженно следила тогда за грандиозным сражением у стен столицы. Советская Армия нанесла под Москвой крепкий удар по врагу. Побитые, потрепанные гитлеровские вояки, кутаясь в награбленное тряпье, отступали. Определилась тема: «Как фашисты шли к Москве и от Москвы». Но как воплотить эту тему в смешную сатирическую сценку? Мысль эта не давала мне покоя.
Прежде чем рассказать о дальнейшей работе над репризой — небольшое отступление. Что может вызывать смех? Например, отклонение от привычных жизненных норм, когда мы видим явное несоответствие того, что происходит, тому, как должно происходить. И чем больше подчеркнуто это несоответствие, это отклонение от нормы — тем смешнее. Однако, подчеркивая, утрируя те или иные явления, надо помнить, что зритель должен сразу же понять, о чем идет речь, — только тогда и зазвучит смех. Если же зрители начнут напряженно гадать, что же им показывают, что происходит на манеже, — тут уже не до смеха. Смею утверждать, что для осмеяния надо брать те явления, которые хорошо знакомы каждому.
В данном случае передо мной стояла задача показать, как зарвавшиеся фашисты шли в поход на Восток и, получив сокрушительный удар, отступили. Соответственно наметилось решение сценки: вначале бравый вид врага, основанный на наглой уверенности в своей непобедимости, а затем резкий переход к позорному виду побитых гитлеровских вояк. Замечу мимоходом. В своей артистической практике я часто пользуюсь приемом контраста. Например, перед выражением печали или испуга я, для большего эффекта, всячески подчеркиваю веселое настроение, беспечность, бодрость. Именно в таком радостном состоянии наталкиваюсь на то, что вызывает крайний испуг или огорчение. Такой резкий неожиданный переход обычно вызывает у зрителей смех.
Когда я приступил к работе над сценкой, о которой сейчас идет речь, то по ассоциации припомнилась широко освещенная в литературе и в искусстве Отечественная война 1812 года. Наполеоновские войска, вторгшиеся в Россию, двигались в полном блеске своих шикарных мундиров. А во время отступления французы плелись по зимней дороге в жалком виде: поверх измятых и потрепанных мундиров какое-то тряпье. Яркий контраст, благодарный материал для сатиры!
А как изобразить фашистов, потерпевших сокрушительное поражение под Москвой? В блеске, в парадном облике победителей? Но это было бы неверно: гитлеровцы подошли к Москве уже изрядно потрепанными в боях. Как создать образ гитлеровца? Ответ дала сама действительность. В сознании нашего народа захватчиков характеризовали звериная злоба, жестокость, тупая самонадеянность. Требовалось всемерно усилить эти черты, сделать их как можно более отвратительными и смешными. Итак, фашисты подошли к Москве потрепанными. Такими они и должны предстать в репризе. С чем еще связано наше представление о захватчиках? Да с тем, что главную ставку они делали на свою технику, чуть ли не в первую очередь на танки. Стало быть, рассуждал я, и на манеже должен фигурировать танк. Но какой?
Смастерить танк, похожий на настоящий? Тогда и все остальное должно быть похоже на настоящее. Но ведь я собирался показать сценку остро сатирическую, а не натуралистическую. Значит, надо сделать танк по-своему, по-смешному. Мои действия на манеже, образ Карандаша, в котором проявляется детская непосредственность, подсказал мне, что мой герой как бы не дорос еще до «взрослого», до того, чтоб распоряжаться настоящими «взрослыми» вещами, Я подумал: а как бы мальчишка смастерил себе танк? Мне представилось, что он, скорее всего, пошел бы туда, где свалены старые, ненужные ящики, и они послужили бы ему материалом. Такой самодельный танк из подручного материала будет органичен для Карандаша.
Как-то, оказавшись на базаре около овощного ларька, я увидел громадную бочку из-под капусты. Идея! Корпусом танка будет бочка. Лучшего не придумать! К тому же по форме бочка обтекаема. От взрыва она может развалиться на мелкие куски, по досточкам. Тут же на улице, стоя перед бочкой, я живо представил себе, каким будет мой танк: бочку положу на низкую длинную четырехколесную коляску. На бочку поставлю ящик из-под консервов — это будет башня. Между ящиком и бочкой воткну длинное полено— пушку. Подняв крышку ящика, я буду забираться в него, как танкист в люк танка.
Маска гитлеровского захватчика: - Нах Москау!
В тот же вечер бочка была в цирке. Плотник сделал колеса, приладил к ней ящик. А я продолжал обдумывать репризу, чтобы скорее показать ее зрителям. И снова небольшое отступление. Несколько слов о моей системе подготовки каждой новой репризы. Любую будущую сценку я во всех вариантах, со всеми деталями, репликами, трюками тщательно обдумываю, если можно так выразиться, мысленно репетирую ее до тех пор, пока совершенно отчетливо не представлю себе каждый шаг, каждый жест. Самое главное — у меня должна быть полная ясность, как начать сценку, чтоб сразу же приковать к себе внимание публики, создать нужное настроение,
И тут я позволю себе заметить следующее. Очень важно, чтоб острие сатиры было безошибочно направлено в цель, чтобы абсолютно точна и выразительна была каждая деталь. Если хоть в чем-то окажется просчет, — острие сатиры неизбежно отклонится в сторону и сценка цели своей не достигнет. Только когда абсолютно все продумано, я приступаю к репетициям, во время которых обычно почти ничего не меняю. Единственное, что всегда уточняется, это мое взаимодействие с реквизитом, так как с ним-то я, по существу, сталкиваюсь впервые лишь на репетиции. И бывает, что реквизит как бы подсказывает какие-нибудь новые смешные детали.
Так протекала и подготовка репризы «Танк». Точно определился образ — я представлял себя подростком, который, как мог, с помощью сподручных средств соорудил себе танк и показывает взрослым, как фашисты шли к Москве и как потом двигались в обратном направлении. На представлении выглядело это так. После очередного номера я выходил на манеж с большим портфелем и обращался к ведущему — в то время это был инспектор манежа А. Б. Буше — со следующим предложением:
— Александр Борисович! Хотите, я вам сейчас покажу, как фашисты к Москве и от Москвы шли?
— Ну что же, покажите!
Финал репризы «Танк»
Реплики эти сразу же привлекли внимание зрителей, они ждали, что же будет дальше. Дальше действие развивается так. Уложив свой большущий портфель на барьер, я вынимал из него старый дырявый мешок. Вздрагивая от холода, накидывал его себе на плечи, укреплял за поясом большой бандитский нож. На голову напяливал каску с фашистским знаком, на лицо — маску бульдога. Причем все это показывалось не зрителям, а ведущему. В правую руку я брал суковатую дубину, в левую — огромный топор. В зале гас свет, оставался лишь один луч прожектора. Освещенный этим лучом, я шел к артистическому выходу, пригнувшись, как хищник, высматривающий добычу. И тут в артистическом выходе появлялся танк. Я взбирался на него, открывал крышку ящика, влезал внутрь. Крышка за мной закрывалась. Несколько секунд длилась пауза, затем крышка резко откидывалась; высунувшись из люка, я орал во всю глотку: «Нах Москау!» И танк под тревожную музыку и дробь барабана начинал двигаться вперед. Когда он достигал середины манежа, раздавался сильный взрыв — огонь, дым... Куски машины разлетались во все стороны. Я выбирался из-под обломков в изодранном вдрызг мундире и застывал, как бы не в силах сообразить, что же произошло. Потом быстро накидывал на голову повязку, брал костыль и клюку и, подпрыгивая на одной ноге, без оглядки удирал за кулисы...
Зритель очень хорошо принимал взрыв танка, смехом провожал меня, пугливо убегающего на костыле.
Остановлюсь еще на одной детали создания этой репризы. Как определилась маска гитлеровца? В ней мне, конечно же, хотелось выразить звериную сущность фашизма. Но чисто звериная маска увела бы в сторону, явилась бы чрезмерной условностью. Мы ведь воевали не с животными, а со злыми, хитрыми и коварными, потерявшими человеческий облик захватчиками. Я постарался соединить в маске злую морду старого бульдога с какими-то человеческими чертами. Такой облик очень соответствовал характеру задуманной репризы — остро сатирической, несколько плакатной, чем-то родственной карикатурам Кукрыниксов. Сатирическая сценка «Танк» шла во время войны долго и, осмелюсь утверждать, весьма успешно.
КАРАНДАШ
Журнал Советский цирк. Май 1968 г.
оставить комментарий