Танец в воздухе
Сначала о замыслах молодых гимнастов под руководством С. Денисова. Они собираются создать номер, который условно называют «Балетная сюита под куполом».
Этим названием артисты подчеркивают, что движения гимнастов в воздухе должны быть гармонично слиты, как звуки мелодии. Денисов поясняет:
— Хотим, чтобы каждое движение точно соответствовало тактам музыки, будто в балете...
Замыслы молодежи помогают понять облик их теперешнего номера. Участников трое: С. Денисов (руководитель), Э. Леонова и Г. Тотухов. Молодых артистов отличает упорство в достижении намеченной цели. Еще два года назад, когда номер «Воздушные гимнасты на трапеции» только был выпущен из училища, Денисов и его товарищи стали совершенствовать его, обогащать. Но, казалось, все было против них. Из коллектива выбыл один исполнитель. Нашли замену, но прошло немного времени, и снова Денисов и Леонова остались вдвоем. А ведь все комбинации рассчитаны на троих. Нередко в подобных ситуациях номера распадаются. То же могло произойти и в этом случае. Но молодые артисты продолжали выступать. Денисов на ходу менял трюки, композицию, подбирал новую музыку.
Позже в маленький коллектив пришел Г. Тотухов — силовой акробат. Вначале он числился ассистентом и усиленно тренировался. Гимнасты репетировали и рано утром, и днем, когда манеж оказывался свободен, и после представления, и в выходные дни. Сейчас Тотухов выступает наравне с товарищами.
Вспоминается случай, который характеризует волю и творческие возможности артистов. После длительных репетиций они добились того, что один исполнитель, вися на пятках на трапеции, удерживает двух партнеров. Выступление гимнастов увидел зарубежный актер. Он попросил показать ему трапецию и был чрезвычайно удивлен, когда убедился, что на ней нет никаких приспособлений. Вспоминая об этом, Денисов говорит:
— Мы не знали, что для этого трюка обычно используют специальные крючки, мы повисаем, как говорится, на чистых пятках.
Воздушные гимнасты С. Денисов (руководитель), Э. Леонова и Г. Тотухов. Фото артиста цирка Ю. Быковского
Сказал он об этом очень просто, а какой колоссальный труд предшествовал блестящему достижению. В теперешнем номере все трое гимнастов выполняют этот трюк: получается живая цепочка. Удерживаясь на пятках, Денисов раскачивается на трапеции, к нему с мостика устремляется Леонова, он ловит ее за палочку, которую она держит. Через мгновение палочка превращается в своеобразную трапецию, на которой Леонова повисает уже на одной пятке. Есть в номере и другие трюки. На раскачивающейся трапеции — Тотухов и Леонова. Она переворачивается на лету в воздухе, и он ловит ее то за руки, то за ноги.
Все, о чем шла речь, раскрывает мастерство исполнителей, их изобретательность, но еще не дает полного представления о номере. Что же еще характеризует его? Зрители привыкли, что под самым куполом выступают гимнасты на так называемых вертушках, ниже устанавливают свои мостики «полетчики», артисты других жанров появляются на ковре манежа. Денисов и его партнеры как бы стирают эти границы. Они начинают комбинацию то на ковре, то с мостика, то поднимаются под самый купол и снова оказываются на ковре. Трапеция, на которой выступают гимнасты, свободно раскачивается во всю ширину манежа, опускается к самому ковру, взмывает вверх.
Облик номера определяет и та легкость, с какой артисты исполняют трюки. От их выступления веет весенней свежестью, юношеским задором. Дело не только в возрасте гимнастов (хотя и это имеет значение), а во всем построении и оформлении номера, начиная от музыки (часть их выступления сопровождает арфа) и кончая, может быть, самым главным — тем, как непринужденно держатся артисты на манеже, с какой элегантной предупредительностью общаются они друг с другом. Смотришь номер Денисовых и убеждаешься, что молодые гимнасты близки к осуществлению своего замысла — создать грациозный танец в воздухе.
И. СЕРГЕЕВА
Журнал Советский цирк. Март 1966 г.
оставить комментарий