Театральный актер на эстраде
На эстраде в одном концерте выступают артисты самых различных жанров: музыканты, певцы и танцоры, акробаты, жонглеры и иллюзионисты, фельетонисты, куплетисты и клоуны, рассказчики...
Н. ЧЕРКАСОВ, народный артист СССР лауреат Ленинской и Государственных премий
Не всегда легко в этом сложном сочетании найти себя мастеру драматического театра. Ему приходится выходить на сцену после пластико-акробатического этюда или эффектного циркового номера, темпераментного танца. Стало быть, какими выразительными средствами и каким мастерством должен обладать драматический актер, чтобы не оказаться чужеродным телом среди остальных! Если настроение зрителей в театре создается всем ходом спектакля определенного жанра: драмы, трагедии или комедии, содержанием и атмосферой пьесы, то на эстраде в одном концерте сменяются номера самых различных жанров и форм, всегда самобытных, ярких, выразительных. Каждый актер, выходя на эстраду, создает свое настроение в зрительном зале, работает в присущем ему ритме и темпе, покоряет зрителей мастерством и яркостью исполнительства и законченностью произведения. Если в театре существуют артисты ведущего, первого, второго и третьего положения, то на эстраде каждый артист а своем номере — артист ведущего положения. И обо всем этом никогда не должен забывать театральный актер, когда он выходит на эстраду. За десять-двенадцать минут он обязан вложить в выступление все свое мастерство, используя разнообразные и наиболее выразительные средства, потому что театральный актер выступает в концерте без какого-либо художественного оформления, принятого в театре, а иногда и без партнеров. И это значительно осложняет его труд.
Когда я один показываю с эстрады сцену из спектакля — прощанье Дон-Кихота с Санчо Пансой, я должен убедить зрителей, что со мной рядом как бы стоит мой оруженосец. Я должен «видеть» его глаза, выражение лица... Художественно ощущать несуществующего партнера помогает мне опыт работы в кино над крупным планом, где приходится вести диалог с отсутствующим актером, адресовать ему реплики, реагировать на его слова. Прощение Дон-Кихота, его сердечные советы и наставления оруженосцу Санчо Пенсе, которому предстоит стать генералом, зрители слушают внимательно в тех случаях, когда я играю с увлечением, искренне и наиболее достоверно, на обостренном внимании к незримому партнеру. Мне всегда хочется, чтобы зритель не только «увидел» несуществующегона эстраде Санчо Пенсу, но и представил себе его жесты, движения.Я прислушиваюсь к мыслям и чувствам воображаемого партнера, спрашиваю Санчо:
— Как ты должен поступить в таком случае?
В театре в этой роли мне приходилось играть с выдающимся артистом советского театра Б. А. Горин-Горяйновым, а в кино — с талантливым представителем современного актерства Ю. В. Толубеевым. И я совсем иначе играю в тех случаях, когда мысленно на данное выступление избираю партнером Горин-Горяйнова, и в тех случаях, когда Толубеева. У актера не может быть абстрактного видения образа вне его исполнителя. Если каждый спектакль является своеобразным экзаменом перед зрителями, то это в той же степени сохраняется и на эстраде. У зрителя, который не видел спектакля, впечатление об актере, о его исполнении роли создается по сцене или отрывку, который показывается на эстраде. Нельзя механически переносить на эстраду, казалось бы, хороший отрывок или сцену из спектакля. У театра, кино, эстрады разная специфика. Актерское творчество всегда корректируется законами, вытекающими из нее.
Выступление перед бойцами на сопке 3аозерной. 1939 г. Слева — Н. К. Черкасов а роли героя комедии «Первый случай».
Если сцена из пьесы является определенным компонентом спектакля, развивает его содержание, то на эстраде она только тогда может иметь место, когда прозвучит небольшим законченным художественным произведением. Вот почему выбирать для эстрады надо такие сцены, которые имеют самостоятельное драматургическое значение. В моем репертуаре мне представляется такой сценой приход Дронова к его ученику Вязьмину в пьесе «Все остается людям». Она имеет законченное содержание и форму. Справедливее всего, мне кажется, драматическому актеру выступать на эстраде не с отрывками из пьес и не с чтением художественной литературы, а с произведениями драматургии малых форм: инсценированным рассказом, шуткой, сценкой, скетчем, водевилем. Тут иногда возможны костюмы и гримы и даже некоторый реквизит и детали декораций. Но и в этих случаях актер не должен забывать о характере эстрадного выступления, его специфике. Театральные актеры нередко обращаются и к литературным произведениям — стихам и рассказам, позволяющим появиться на эстраде с сольным выступлением.
В нашей стране жанр художественного слова получил широкое развитие. Мастера его популяризируют произведения мировой литературы с эстрады, прививают народу любовь к поэзии и прозе и талантливым исполнением обогащают художественное восприятие зрителями произведений литературы. Лучшие мастера художественного слова на эстраде своим творчеством, пытливым постижением ремесла разработали направление чтецкого жанра, определили его законы и специфику, вырабатывают все новые и новые приемы и навыки, двигают искусство художественного слова вперед как новую самостоятельную форму искусства актера. Для великого артиста современности В. И. Качалова выступления на эстраде сделались второй профессией. Он покорял высоким художественным мастерством, проявляя в нем богатую актерскую индивидуальность при исполнении стихов и прозаических произведений. Мне посчастливилось не раз выступать в одних концертах с Качаловым. И каждый раз Качалов уделял мне заботливое внимание, давал мудрые советы, которые являлись результатом его многолетнего творческого труда и опыта концертного исполнительства. Когда я готовился создать в театре образ великого поэта Владимира Маяковского, автор пьесы В. Катанян написал для меня серию небольших рассказов о поэте. На этих рассказах я встретился с интересным и необычайно сложным жанром художественного слова, с его законами и приемами, со своеобразной технологией актерского творчества. В театре моя задача состояла в художественном перевоплощении в образ поэта: полная духовная отдача себя, как актера, образу Маяковского, его мышлению, его восприятию мира и окружающей действительности, его характеру, всему складу его души, движениям, жестам, повадкам, привычным манерам — форме поведения.
На эстраде, читая рассказы о Маяковском, я должен был остаться самим собой, с моим личным отношением к тому, что я рассказываю о поэте. И образ Маяковского возникал в сознании зрителей через мое восприятие, как восприятие актера, который вышел рассказывать зрителям о Маяковском, о его гражданском, художественном и человеческом существе. В работе над рассказами о Маяковском мне приходилось не только репетировать и стремиться к совершенному исполнению, но и осваивать специфику, законы, технологию и приемы исполнительского мастерства в жанре художественного слова. С эстрадой я связан с первых шагов моего творчества. В молодые годы, как уже известно читателям журнала из статьи Б. Чиркова, я много выступал в эксцентрическом номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин». Но не только с этим номером. Участвовал я и в мюзик-холльных представлениях и в тюзовский период моей работы в живой театрализованной газете «Комсоглаэ». Выступал позже с театрализованными рассказами, скетчами, сценками на современном материале. В тридцатых годах много потрудился над созданием специального репертуара для эстрады из произведений малой драматургии. Наша эпоха вызвала к жизни особую форму выступлений театрального актера на эстраде — творческие вечера. В моей практике они возникли благодаря шефству работников искусств над Советской Армией. На таких творческих вечерах актер рассказывает о спектаклях и тут же показывает, как он играет роли в театре. Такое исполнение совпадает с приемами игры актера на эстраде и целиком подчиняется эстрадным законам. На творческих вечерах между актером и зрителями устанавливается особенно тесный контакт. Мастер сцены рассказывает о своем труде в искусстве, делится творческими планами, советуется со зрителем.
Помню, в конце тридцатых годов, в годовщину событий на озере Хасан, я приезжал к бойцам-дальневосточникам и за три месяца провел девяносто творческих вечеров. Я вернулся в Ленинград духовно обогащенным, с запасом жизненных впечатлений, творческих планов и мыслей. В период Отечественной войны Ленинградский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина находился в эвакуации в Новосибирске. В 1942 году театр сформировал бригаду для обслуживания концертами воинов Ленинградского фронта и поручил мне возглавить поездку. Мы не могли ограничиться монологами и сценами из спектаклей репертуара театра. Мы не только репетировали новые для нас маленькие произведения, но и приложили немало усилий, чтобы придать сценам из спектаклей «Фронт» Корнейчука и «Борис Годунов» Пушкина эстрадную форму, найти такие приемы концертного исполнительства, чтобы без декораций, костюмов и гримов художественно донести содержание сцен и актерские образы.
Природа творчества актера в театре, в кино, на эстраде и даже в цирке — едина. Но каждая из актерских специальностей имеет свои законы, принципы, свой характер творчества, свои выразительные средства. И об этом никогда - не должны забывать театральные актеры, выходящие на эстраду не только со специальными произведениями эстрадной драматургии или с чтением художественных произведений, но и в случае показа своих театральных работ а общих концертах или в самостоятельных творческих вечерах.
Журнал Советский цирк. Июль 1964 г.
оставить комментарий