|
Театр волшебных теней
Стройная фигурка укротительницы кажется хрупкой рядом с внушительным силуэтом льва. Царь зверей, заартачившись, не сразу подчиняется ее приказу. Отважно приближается дрессировщица к грозному партнеру, гладит его. Ласка действует, и лев начинает номер.
Таких трюков, пожалуй, еще не было на арене цирка: лев ловко делает стойку на... руках укротительницы. Вот он — на традиционной тумбе. «Ап!» Лев поднял в воздух одну лапу, вторую... Он удерживается в равновесии на одной ноге. «Ап1» В воздух поднята четвертая лапа, и могучий зверь балансирует, опираясь лишь на кончик вибрирующего хвоста! Невероятно!
Этот смешной пародийный номер выполняют черные силуэты кукол Московского Теневого театра ВГКО.
— Теневой театр. А что это такое? — не раз слышали мы недоуменный вопрос.
Теневой театр, единственный в нашей стране, существует давно. Он был создан в 1937 году при Музее детской книги. В те времена тени дополняли искусство чтеца. Графика черного силуэта становилась как бы ожившей книжной иллюстрацией.
Первой художницей театра была Е. Зонненштраль. А в последние годы в его коллектив пришла талантливая молодежь — В. Лосин, А. Тарасов, Ф. Файнштейн, Н. Целиков.
Уже несколько лет теневые куклы играют для детей прелестную сказку Ю. Олеши «Три толстяка». В ней действуют актеры бродячего Цирка, и тени проделывают сложные акробатические трюки. Канатоходец Тибул пересекает площадь по канату над толпой. Девочка Суок танцует, раскачивается на трапеции, грациозно жонглирует цветными мячами.
Теневые силуэты могут «парить» в воздухе, совершать всяческие чудеса.
В спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» волшебный летающий человечек изображает ловкого иллюзиониста и показывает детям фокусы: достает из пустого цилиндра собаку, дрессирует ее, заставляет летать стол. Теневой театр готовит премьеру — сказку «Любовь к трем апельсинам», где столкновение рыцарей на турнире решается в пародийном плане, как откровенная буффонада.
Возможно, обилие цирковых сцен в спектаклях Теневого театра связано с тем, что его главный режиссер В. Тихвинский любит цирк, сочинил немало реприз. Эти сцены с увлечением смотрят и дети и взрослые.
Обычно по окончании представления артисты, повернув теневой экран на 180°, показывают любознательным зрителям, как устроены куклы.
Сложные цирковые трюки обычно проделывают куклы, которых водят по китайскому методу. Плоские фигурки сделаны из тонкой ослиной кожи и ярко раскрашены. Ими управляют сзади прозрачными палочками, почти прижимая куклу к световому экрану. А как делается теневая кукла? Нарисованный художником силуэт вырезается и расчленяется. Плоская фигурка получается очень подвижной.
Когда силуэтная кукла — плясунья Суок — жонглирует цветными мячами, одновременно работают три кукловода: один палочками управляет ногами Суок, второй — ее руками, а третий жонглирует мячами Суок. Для создания полной иллюзии движения актеров должны быть абсолютно синхронны. И тогда мы, зрители, восхищаемся ювелирной точностью движения тени, мастерством вождения куклы актерами.
Пусть в Теневом театре играют всего лишь силуэты — они обладают большим, магическим воздействием на детей: рассказывают о душевной красоте героев, об их подвигах, о преданности друзьям, о торжестве добра над злом. И пусть события происходят в сказочной стране, в неведомые времена, театр показывает их с нашей современной точки зрения.
Т. КУЛАКОВСКАЯ
Журнал ”Советский цирк” март 1962г
|
|
|
Подписаться на
рассылку сайта: |
|
|
|