| 15:33 | 5.05.2009
Михаил Туганов. Человек из легенды
Случилось это в начале зимы 1941 года. Шли упорные бои с гитлеровскими войсками, рвавшимися к Москве. На одном из участков фронта, выполняя срочное поручение, в деревню Ефимовку на полном скаку ворвался кавалерист.
Он примчался сюда с важным донесением от командира полка, не зная, что батальон, занимавший здесь оборону, отошел час назад на другие позиции, что улицы и дома уже заполнили фашисты.
У всадника буквально перехватило дыхание. Что делать? Как выбраться из западни? Вся надежда на Энзели, верного коня. Семь лет они выступали вместе на арене цирка, а теперь вместе разделяют все тяготы фронтовой жизни. Выручай, друг! Не подведи!
Словно угадав мысли хозяина, Энзели вихрем уносит его прочь, будто бы перед этим и не было тяжелого пути по разбитым дорогам, по лесным тропинкам. И только замешательство не дало фашистам сразу же пустить в ход автоматы. Но заминка быстро прошла, и в воздухе засвистели пули.
Правда, всаднику в мирные дни уже приходилось слышать выстрелы, хотя и холостые, - ведь он участвовал в цирковом спектакле «В горах Кавказа», где показывались картины из старой жизни горцев: похищение девушки, погоня, эффектные трюки на лошадях. С каким мастерством ускользал он тогда от «преследователей»!
Это воспоминание, мгновенно мелькнув в памяти всадника, казалось уже обреченного на гибель, толкнуло его на хитроумный поступок. Он повторил цирковой трюк: всем телом откинулся назад, крепко держа ноги в стременах, запрокинул руки, почти волоча их по земле, – сделал «обрыв», как говорят профессионалы. Гитлеровцы были в полной уверенности, что убили кавалериста. Стрельба стихла. Но не остановился стремительный бег Энзели. Еще минута – и джигит вновь уверенно сел в седло, поправил бурку, простреленную в трех местах, и на прощание, перед тем как пришпорить коня, дал по врагам ответную автоматную очередь...
Случай в Ефимовке не прошел незамеченным. Спасшись от врагов, всадник доставил приказ по назначению, за что был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Это была не первая его награда. Еще до войны он удостоился ордена Трудового Красного Знамени.
Имя этого человека – Михаил Туганов, прославленный артист советского цирка, создавший конные аттракционы, позже покорившие зрителей на всех континентах.
Мне, тогда еще совсем юному журналисту, посчастливилось увидеть одно из последних выступлений, которым руководил Михаил Туганов, и, преодолевая робость, после представления напроситься на беседу с мастером. О войне он говорил неохотно и, вспоминая тот давний случай, сказал:
– Я горжусь тем, что на фронте нам удавалось применять наш опыт, наши знания и навыки, полученные на манеже.
А начиналось все в 1922 году, когда Михаил Туганов, неоднократный победитель соревнований молодых джигитов Осетии, познакомился со своим земляком, признанным мастером советского цирка Алибеком Кантемировым. И с радостью принял предложение мэтра участвовать в его номере. Позже Туганов выступил с собственной постановкой – «В горах Кавказа». В ней он обобщил впечатления своего детства, использовал старинные народные обычаи. Бешеная скачка «похитителей» невесты сменялась джигитовкой - всадники на полном скаку пролезали у лошадей под брюхом, делали на них стойки, поднимали с манежа папахи. Еще через несколько лет Туганов создал «Донской казачий ансамбль», тоже пользовавшийся необычайным успехом у публики.
22 июня 1941 года артисты ансамбля, отыграв представление в Московском цирке, собрались на опустевшем манеже. Они ждали, что скажет Михаил Туганов. Речь руководителя была краткой:
– Нам в цирке делать больше нечего. Наша удаль, наше мастерство нужны теперь на фронте. Я иду в армию добровольцем. Кто готов сделать то же самое?
Все участники ансамбля подняли руки. И в один из июльских дней 1941 года под звуки торжественного марша на своих красавцах конях они выехали из ворот Московского цирка.
Путь вчерашних артистов лежал в казарму, а оттуда - в корпус прославленного генерала Льва Доватора. Кто знал тогда, что одиннадцать мастеров останутся лежать на полях сражений и никогда уже не вернутся на манеж, а другие будут ранены и контужены?
Сам Михаил Туганов был ранен дважды. Начав войну рядовым кавалеристом, он закончил ее в звании гвардии майора. Но все это было потом, а пока артисты отважно сражались, поражая всех «эксцентричными» трюками, после которых враг не мог прийти в себя от неожиданности. Один из таких эпизодов я привел в самом начале этого рассказа. А был еще и такой, спасший жизни сотням бойцов.
Кавалеристам предстояло освободить от фашистов населенный пункт, стратегически для нас очень важный. Открытая местность вокруг поселка делала атаку почти безуспешной, в любом случае - очень кровопролитной. Как быть? Приказ командования однозначный, альтернативы нет: к полудню поселок должен быть наш!..
Выход нашел майор Туганов. Двое молоденьких кавалеристов по его приказу переоделись в гражданское и верхом погнали к поселку табун лошадей. Табун, однако, был с секретом: под каждой лошадью находился боец с автоматом и гранатами. Туганов назвал эту операцию «Одиссея». Если читатели помнят, Одиссей со спутниками спасся от циклопа, спрятавшись под животами баранов. Тугановская «Одиссея» удалась на славу. Бой был коротким, быстрым, точно рассчитанным. Поселок был взят без единой потери!
После войны Михаил Туганов возвратился в цирк и создал феерические спектакли «Иристон» и «Джигиты Северной Осетии». Это были своеобразные этнографические представления. В окружении горцев в черных бурках красавица горянка –Дзерасса Туганова в белом платье выезжала верхом на белоснежном скакуне. Затем участники номера исполняли сложнейшие конные трюки, комбинируя их с народными осетинскими танцами, создавая конно-хореографическую композицию.
В 1965 году Михаил Туганов создал тематическую программу, в которой объединил почти все существующие в советском цирке конные номера разных жанров. Показанный в Париже спектакль произвел настоящий фурор.
На этом можно было бы и закончить рассказ о необычной судьбе циркового артиста. Но жизнь продолжается, продолжается и триумфальное шествие по манежам мира ансамбля, созданного Михаилом Тугановым. Долгое время труппой руководила дочь Михаила Николаевича – Дзерасса Туганова, которую за рубежом называли принцессой цирка. Однажды, гастролируя в Ставрополе, она встретилась с однополчанами отца, и вместе они долго вспоминали военные годы.
Идет время, возраст берет свое. Уже давно Дзерасса Михайловна Туганова на пенсии. Но дело, начатое ее отцом и продолженное ею, живет и радует зрителей. Нынешний руководитель номера народный артист Северной Осетии Махарбек Кануков бережно сохранил сюжет и лучшие трюки старого варианта «Иристона». Джигитовка, высшая школа верховой езды, осетинские танцы – все это, органично переплетаясь, создает оригинальный цирковой аттракцион.
И вновь, как в давние времена, каждый вечер лихо скачут на манеже джигиты Осетии, и вновь аплодируют их мастерству восторженные зрители. А значит, жива память о человеке, создавшем номер, о легендарном артисте и воине Михаиле Николаевиче Туганове.
Николай АРАКЕЛОВ