У самого пролива Лаперуза
Это коротенькая история об обычной гастрольной бригаде Москонцерта и не совсем обычной поездке. Строки эти записаны со слов ее участников, которые однажды собрались у нас в редакции.
Их было двенадцать молодых ребят в группе «И сокращаются большие расстоянья». А расстояния были действительно большими — Москва — Южно-Сахалинск и далее. Вот их имена. Два Владимира — Пасынков и Краснощекое — неразлучная пара, акробаты-эксцентрики; еще одна пара — балетная — Наталья Ильинская и Борис Климушкин; певцы Эдит Подольская и Анатолий Серов; Захар Адаскин — один в двух лицах: жонглер и ведущий; Галина Дмитриева — пантомима; трио: Михаил Семенов — пианист, Франц Полушкин — контрабасист, Геннадий Скворцов — ударные инструменты. И «человек-нарасхват» — радист Константин Юрковский.
...Говорят, что все начинается с дороги. Но дорога, бесконечная дорога, тринадцать часов в полете, была потом, а сначала было решение: артисты Москонцерта едут на Сахалин.
— Организуйте группу молодых, хороших артистов. В маршрут включите самые отдаленные уголки Сахалина. Ваш концерт — подарок жителям далекого острова к 50-летию комсомола, — так сказали секретарю комсомольской организации Пасынкову в Москонцерте.
Группу «сочинили», как говорят ребята, быстро: кому как не Пасынкову знать комсомольцев московской эстрады. Помогал Володе Захар Адаскин. Получили «добро», на руках уже были билеты, когда выяснилось, что нет хорошей афиши. Беготня, хлопоты, волнения. И на все просьбы «веский» аргумент: «Афиши делаем гастролерам. Вы и так обойдетесь».
Афишка у них и в самом деле была прескверная. Что за бумага, шрифт — кустарщина! И обидно и стыдно. В том же Южно-Сахалинске видели они афиши артистов Кемеровской и Омской филармоний — залюбуешься! Лучшие московские художники делали...
— Ничего, ребята, — утешал их заместитель директора филармонии.
— Ваша реклама — концерт. У нас беспроволочный телеграф наверняка работает.
В этом они убедились на первом же концерте — аншлаг! И потом все пятьдесят шесть дней, все восемьдесят шесть концертов, которые они дали на сахалинской земле, — сплошные аншлаги.
В Москонцерте, когда планировали поездку, считали ее экономически невыгодной. Клубы чаще всего крохотные, а бригада стоит 280 рублей. А они привезли двенадцать тысяч чистой прибыли! Обслужили около двадцати тысяч зрителей. Это, так сказать, финансовая сторона дела. Ну, а та радость, которая шла из зала — будь то просторный современный дворец в Холмске, где они выступали в День рыбака, или пятачок в деревенском сарайчике на глухой станции, — разве ее измеришь! Принимали их замечательно...
Запомнилась девчушка лет семи, «самая первая» в длинной очереди у кассы клуба. Время было позднее.
—Ты что не спишь? — спросил ее Адаскин.
—Так у нас же сегодня праздник — артисты из Москвы выступают.
—Знаете, до слез трогало, — говорят ребята, вспоминая. — Случалось, что поначалу не хотели верить, что мы из «самой Москвы». Видом мы своим, наверное, разочаровывали. А видик у нас после переездов бывал всякий. Ох и доставалось порой! Намнут бока в переполненном поезде, ребята несколько часов стоят на ногах. Фрол не уставал «лечить» пластырем свой контрабас. Тряска в кузове грузовичка по совершенно фантастическим ухабам — что там воздушные ямы! Держались за руки, чтобы не выпасть, и пели: «Баба сеяла горох. Прыг-скок, прыг-скок!» Юмор, он помогает!
Ездили и на крошечной матриссе по дороге-ниточке. Прозвали ее «дуровской железной дорогой». Дорога-ниточка тянется меж сопок — красота такая, что не наглядишься!.. И по болоту хаживали и под дождем мокли. А ливень — никогда такого не видели! С ног валит. Хорошо хоть вещи на грузовичке подвезли. Ну а сами — вприпрыжку. А потом в клубе сердобольная заведующая топила печь. Прибежал откуда-то киномеханик и для бодрости прокрутил нам списанную по старости ленту комедии. А через час — выступали. Что мы! Зрители на концерт тоже под ливнем шли.
Короче, трудностей хватало. Гостиницы «с удобствами во дворе» — это роскошь, иногда просто тесный вагончик, один на всех. Бывали клубы, где лампочки вывернуты чьей-то «рачительной» рукой. Там нас огорошивали вопросом: «А вы разве свои лампочки не привезли?» А то пианино бывало в таком состоянии, что Франц Полушкин становился настройщиком. Приходилось иногда подметать и мыть сцену. Выступали и на грузовике ночью под фарами машин. Всяко было, и все-таки было очень здорово. Щеки гореть начинают, когда вспоминаешь, до чего здорово!..
А сколько интересных сердечных людей повстречалось им на пути! С некоторыми подружились. Как с тем парнем-журналистом — Заветный его фамилия. Ленинградец, кончил Ленинградский университет, работает заведующим отделом писем в «Советском Сахалине». В Сахалин прямо-таки влюблен. О чем только не переговорили с ним! И под гитару пели. А Валентина Васильевна, заведующая гостиницей в Лесогорске. Вот только фамилию забыли — простите, Валентина Васильевна, и примите благодарность от шумной оравушки, о которой вы так заботливо, по-матерински пеклись. И обед сварит, и накормит, и кастрюли в газету закутает и спрячет под подушку, чтобы не остыли. В день рождения Бори Климушкина накрыла праздничный стол и сидела, ждала, когда ребята придут с концерта. Так и справили день рождения ночью, весело справили.
И ведь вот что примечательно: казалось бы, загружены были до предела, частенько с ног валились от усталости, а работали с увлечением, импровизировали, обогащали свои выступления. У Гали Дмитриевой даже новый номер родился в поездке — «Ритмы железной дороги». Сломался как-то магнитофон, пришлось на сцене импровизировать, а потом этот номер везде проходил на «ура».
...Сахалинские встречи, встречи, как поется в песне, «у самого пролива Лаперуза», надолго они останутся в памяти молодых артистов. Удивление и гордость от необыкновенной красоты и необъятности Родины, сознание, что твое искусство несет людям радость, гостеприимные сахалинцы и их добрые слова «обязательно приезжайте снова!» — все это незабываемо. И еще запомнится смешной котенок Муська, которого подобрал где-то Миша Семенов, выходил и возил потом всю поездку в авоське...
оставить комментарий
СЭЦ. 01 - 69