У семи нянек дитя без глаза
Нужен ли методический центр? Вопрос отнюдь не риторический. Он дискутируется давно, но с места сдвинуть пока что его не удалось.
Начнем от печки. Для чего нужен методический центр артистов-чтецов? А для того, чтобы вести систематические поиски форм и методов работы, обобщать опыт лучших мастеров художественного слова, по возможности собрать и сосредоточить материалы выступлений таких выдающихся мастеров, как В. фонтов, А. Закушяк и других. Словом, необходимо подумать о создании нашей, советской школы искусства художественного слова. А готовить к печати методические пособия и монографии о крупнейших представителях искусства художественного слова, организовать группы стажеров для подготовки их к конкурсам ВГКО. Объединить в таком центре лучших режиссеров, консультантов-специалистов, чтобы с их помощью постоянно совершенствовать уровень исполнительского мастерства. Может, хватит? Ведь так можно продолжать бесконечно. А кто этими вопросами занимается сегодня?' Да никто. И некому. Хотя у артистов-чтецов, если не все семь нянек, то по крайней мере три няньки имеются.
Чтецы в Москве официально числятся при отделе ВГКО и в Московской государственной филармонии. Кроме того, существует и полуофициальная организация — секция мастеров художественного слова при Центральном Доме актера ВТО. Эти ведомственные барьеры — серьезная помеха для объединения творческих усилий мастеров жанра в решении вопросов репертуара, тематики, режиссуры, профессионального мастерства. Назрела острая необходимость подумать о создании творческой организации артистов-чтецов и при ней же открыть методический центр. Пора, давно пора покончить в наших концертных организациях с довольно живучей и весьма опасной тенденцией, очень смахивающей, по сути, на пресловутый и чуждый нам принцип — «разделяй и властвуй». Вот пример для подтверждения тезиса. Чтецы ВГКО в Москве монопольно владеют Политехническим музеем, а артисты Московской государственной филармонии — Государственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина. И, боже упаси, чтобы кто-либо осмелился нарушить эту неписаную конвенцию. Тут же одернут: «Не пущать!» А почему, собственно, «не пущать»? На каком основании посетители библиотеки им. Ленина лишены права слушать таких замечательных чтецов, как С. Балашов, А. Гончаров, В. Сомов и многих других? Происходит такое по прихоти администраторов.
Кстати... Раз уж речь зашла об администраторах. Часто замечаешь, что в сборной программе эстрадных концертов отсутствует выступление чтеца. Чем это объяснить? Вкусовщиной. У иного администратора своя сугубо индивидуальная точка зрения на идейно-художественный уровень программы, он, по сути, хозяин концерта. Ретивый администратор ставит перед собой примитивную задачу— развлекать публику. А коли это так, то кому нужны стихи и проза? И лепит он программу концерта по своему усмотрению, вкусу, который особой тонкостью и строгостью не отличается. Необходимо искоренить порочную практику, усилить контроль над составлением общих концертных программ. Личный вкус администратора порождает ту самую беду, когда, становясь на московский график, артисты-чтецы оказываются в длительных простоях.
— Выручают нас абонементы, — рассказывает Александра Ивановна. — У нас имеются литературные абонементы по Советскому Союзу, в которых принимают участие не только артисты нашего отдела, но и чтецы Украины, Белоруссии, республик и городов страны. Этот абонемент проходит в вузах, в домах культуры и клубах, в местных филармониях. По Союзу имеется и школьный абонемент, а по ряду маршрутов — сельский. Кроме того, имеются абонементы для Политехнического музея и Октябрьского зала Дома союзов в Москве, московский областной — для университетов культуры. В стадии организации абонемент для Государственного литературного музея столицы. Вообще, — заключает с горечью Сэм, — мы были бы довольны, если бы вся наша работа проводилась по абонементам, чтобы не быть в зависимости от личных вкусов, симпатий и антипатий администраторов.
Позвольте с вами не согласиться, уважаемая Александра Ивановна. Абонементы существуют для' сравнительно узкого круга любителей литературы. Как быть с теми тысячами, миллионами советских людей, которые по вечерам заполняют концертные и эстрадные залы страны? Кто до их сердец будет доносить живое слово замечательной советской литературы, исполненной пафоса великого созидания? Кто приоткроет волнующие страницы прошлого, запечатленные в прозе и поэзии отечественных и зарубежных классиков? Нет, искусство художественного слова должно звучать во всех эстрадных концертах! И еще одна проблема. Отдел пользуется услугами театральных режиссеров. В большинстве своем это высококвалифицированные, талантливые специалисты. Но в искусстве художественного слова есть свои специфические особенности, пренебрегать которыми не следует. Чтец ведет разговор со зрителем тет-а-тет. Он не пользуется декорацией, гримом, костюмами, особым освещением. Ответственность чрезвычайно высокая. Вот почему кажется уместным и своевременным поставить вопрос с подготовке в театральных вузах режиссеров для артистов-чтецов.
Всего один день... Но он помог познакомиться со многими проблемами работы отдела. В отделе чтецов ВГКО сильный в профессиональном отношении коллектив, способный решать сложные задачи по созданию высокоидейного репертуара, отвечающего требованиям нашего времени, задачи по пропаганде лучших достижений поэзии и прозы нашей страны, русской классической и современной зарубежной литературы. Здесь трудятся талантливые мастера, создавшие свои творческие направления в искусстве художественного слова, такие, как народный артист РСФСР С. Балашов, заслуженные артисты РСФСР В. Сомов, А. Гончаров, широко известны имена заслуженной артистки РСФСР Л. Кайранской, А. Азарина, Г. Сорокина и других. На смену старшему поколению выдвигаются молодые одаренные артисты: В. Маратов, Г. Шмелев, Л. Гарагаш, А. Мальков и многие другие.
В репертуаре артистов — широкий круг разнообразных тем. Большим успехом пользуются литературные программы, посвященные К. Марксу, В. И. Ленину, творчеству выдающихся деятелей литературы прошлого и настоящего. Мастера художественного слова находятся на передовой идеологического фронта. Они делают большое и важное дело по пропаганде коммунистической идеологии и нравственности, проникая в самые глубины сознания и сердца каждого слушателя.
Журнал Советский цирк. Май 1964 г.
оставить комментарий