У творческого светофора
С новорожденными детьми обстоит так: едва ребенок появляется на свет, его принимают заботливые руки врачей и нянек, его регистрируют в загсе, ему дарят распашонки, чепчики, коляску, игрушки — все необходимое.
Окружающие поздравляют родителей и восхищаются младенцем, хотя в этот момент никто не может гарантировать, что на свет появилась выдающаяся личность. Но все заинтересованы в том, чтобы вырос хороший человек — здоровый, жизнерадостный, честный, трудолюбивый, полезный нашему обществу. Его окружают заботой и любовью. Замечу, обязательно любовью!
А вот с новорожденными творческими идеями дело, увы, обстоит зачастую значительно хуже...
У каждого артиста цирка — если он, разумеется, творческая личность, а не ремесленник — обязательно рождается однажды (а может быть, и не однажды) идея нового номера. Иногда она вынашивается годами. И вот наступает, наконец, такой момент, когда появляется на свет божий творческая заявка, а то и сценарий. Счастливый папаша или мамаша, бережно держа в руках свое драгоценное дитя (сценарную заявку или даже сценарий), с трепетом является в художественно-репертуарный отдел Союзгосцирка. Артист хочет зарегистрировать свою заявку и получить все необходимое для ее претворения в жизнь. В одном случае это может быть замысловатый гимнастический снаряд, в другом — воздушный аппарат оригинальной конструкции, в третьем — несколько отнюдь не плюшевых львов или тигров...
— Вы только взгляните, как она прекрасна, моя идея! — говорит артист, демонстрируя свое детище тем, от кого зависит судьба будущего номера.
И здесь нередко происходят явные парадоксы. То, что не блещет новизной, что традиционно и потому понятно с первого же взгляда, большей частью принимается и утверждается. А то, в чем есть дерзкая новизна, резкое отличие от всего доныне бытовавшего на арене, порой отклоняется, отвергается. Более того, оригинальные творческие идеи награждаются нередко такими эпитетами, как «бредовая», «нелепая», «неосуществимая».
Как же быть артисту, увлеченному своей идеей, которую назвали «бредовой»? Ему не остается ничего другого, как всеми правдами и неправдами, на свой страх и риск (и замечу в скобках, порой за свой счет) осуществлять задуманные планы. И начинаются хождения по творческим мукам! К счастью для нашего искусства, артистам цирка не занимать упорства, настойчивости, трудолюбия.
Факты, подтверждающие все сказанное выше? Извольте...
Когда зрители с замиранием сердца следят сегодня за Магомедом Магомедовым, грациозно и уверенно идущим по наклонной проволоке под куполом цирка, вряд ли кто из них догадывается, что путь, по которому шел артист, создавая этот номер, был для него неизмеримо труднее. Долгое время его замысел не получал путевки в жизнь из-за разногласия в художественно-репертуарном отделе главка. Одни поддерживали заявку Магомедова (видно, не очень усердно), другие отвергали ее, утверждая, что задуманный номер будет повторением уже существующих, что артист берется не за свое дело и что вообще у него «ничего не получится». А надо было, наверное, поступить так, как поступил директор Саратовского цирка И. Дубинский. Он загорелся идеей Магомедова, заказал необходимую аппаратуру и лично следил за ее изготовлением. И ему, директору Саратовского цирка, должны быть благодарны зрители, которые аплодируют сегодня выступлению Магомеда и Лориты Магомедовых.
А как готовили свой номер «Эквилибристы на моноцйкле» лауреаты прошлого смотра циркового искусства Л. Орлова и Г. Карпи? Директор Ижевского цирка Е. Солон запретил им лишние тренировки, вернее, запретил лишний раз включать освещение на манеже из соображений экономии электроэнергии. И артисты, чтобы проводить нужные им репетиции, договорились, что будут оплачивать расход электроэнергии из своей зарплаты. Результат общеизвестен: подготовлен блестящий номер.
В обстановке равнодушия и полнейшей безучастности работали над своим новым номером и артисты О. Новикова и А. Маслов «Эквилибристы в движущемся кольце». На их весьма оригинальный замысел не обратили внимания, средств на изготовление аппарата не выделили. Но если артист, как мы уже говорили, по-настоящему увлекся своей идеей — его не остановят никакие преграды и он обязательно доведет дело до конца. Так было и на сей раз. Артисты Новикова и Маслов изготовили аппарат за свой счет и выпустили отличный номер, который пользуется успехом у зрителей и одобрен, кстати, художественно-репертуарным отделом Союзгосцирка.
Во многом поучительна история создания первоклассного и, я не побоюсь сказать, уникального аттракциона Вальтера Запашного. Сейчас об этом аттракционе говорят как о выдающемся произведении советского циркового искусства. Но сколько упорства, терпения и настойчивости пришлось проявить артисту, прежде чем его дерзновенная идея претворилась в жизнь. Сверхосторожных сомнений и недоверчивых прогнозов было хоть отбавляй... И нужно только радоваться, что Запашный при активной поддержке руководства главка, а также народного артиста РСФСР Бориса Эдера преодолел все препятствия и довел дело до успешного финала. Впрочем, какой же это финал? Скорее, это — блистательный старт, выход на новую творческую орбиту: ведь артист полон интересных замыслов по усовершенствованию аттракциона.
Как и работой Запашного, многие восхищаются ныне новаторским аттракционом Виктора Тихонова «Зубры и тигры». А ведь было время, когда и к его творческой заявке отнеслись некоторые работники художественного отдела главка, мягко говоря, настороженно. И ведь вот какой по сути дела смехотворный довод приводили противники нового аттракциона: Тихонов-де никогда не работал прежде с хищниками. (Можно подумать, что есть на свете хоть один дрессировщик, который когда-то не начинал этого дела впервые!) Активно поддержали Тихонова люди по-настоящему творческие, в том числе народный артист РСФСР В. Дуров. Но противники не успокоились и тогда, когда Тихонов получил животных. Не прошло и полугода с начала репетиций, как маловеры принялись бить тревогу: «Где же аттракцион? Мы же говорили, что все это пустая затея!» Преждевременная паника лишь нервировала артиста и режиссера и никак не шла на пользу дела...
Впрочем, довольно примеров. Я вовсе не хочу утверждать, что все без исключения оригинальные заявки исполнителей встречали и встречают в художественно-репертуарном отделе Союзгосцирка равнодушное отношение (кстати, сравнительно недавно в отдел пришло новое руководство, к которому несколько преждевременно предъявлять какие-либо претензии). Наверное, можно привести немало фактов, когда предложение интересного номера или аттракциона бея проволочек получало полную и безусловную поддержку. В противном случае развитие нашего циркового искусства попросту остановилось бы и на конвейере «прокручивались» бы только старые номера.
Речь о другом — о том, чтобы ни одна (подчеркиваю: ни одна!) заслуживающая внимания творческая заявка не залеживалась в ящиках канцелярского стола, чтобы каждый проблеск ищущей мысли, разумной инициативы находил внимательный и, главное, заинтересованный отклик. Пора, наконец, понять, что создание нового номера и аттракциона — не личное дело артиста (такое мнение, к сожалению, существует), а предмет первейшей заботы всего нашего коллектива, всех тех, кто искренне заинтересован в судьбах советского циркового искусства.
Конечно, активно поддержать новое, еще не проверенное практикой, дать дерзновенной заявке свое авторитетное «добро» —- это значит взять на себя ответственность, прибавить лишние хлопоты, заботы, беспокойство. Наверное, проще отмахнуться от «докучливых изобретателей» или занять такую позицию: дескать, я не за и не против. Нет слов, удобная позиция! Получится номер у артиста — всегда можно сказать: «а я, если помните, и не возражал», не получится — тоже есть подходящая отговорка: «я с самого начала не поддерживал». Позиция, повторяю, может быть, и приемлемая для иных сверхосторожных людей, но вредная для нашего искусства.
Разумеется, смешно было бы призывать к тому, чтобы каждая заявка — только потому, что она новая, — незамедлительно «запускалась в производство». Заявка заявке рознь, и среди них безусловно есть (и будут впредь) незрелые, малоинтересные, бесперспективные. Но каждое творческое предложение артиста или режиссера необходимо внимательно изучить и обсудить, тщательно взвесить все «за» и «против», прибегнуть, если это требуется, к авторитетной консультации специалистов. И уж если заявка отклоняется, то аргументы обязательно должны быть вескими, серьезными, предельно обоснованными. Никогда не следует забывать, что авторы заявок — это чаще всего практики цирка, профессиональные артисты и режиссеры, которые, право же, тоже кое-что понимают в специфике циркового искусства!
Людей, беспокойно ищущих, неутомимо придумывающих новое и оригинальное, нередко называют одержимыми. Правильно называют! И пусть в нашем цирке будет как можно больше одержимых — тех, кто всем своим творчеством, своими поисками и открытиями решительно отвергает бескрылое ремесленничество, унылое копирование уже существующего и найденного. Подлинное творчество — это всегда дерзание, всегда стремление идти непроторенными тропками и дорогами. Для смелых дерзаний и ярких свершений, для ничем не ограниченного творчества созданы в нашей стране все условия. «Перед писателями, художниками, музыкантами, деятелями театра и кино, — говорится в Программе КПСС, — открывается широкий простор для проявления личной творческой инициативы, высокого мастерства, многообразия творческих форм, стилей и жанров».
Но проявление личной творческой инициативы только тогда даст свои плоды, когда ее, инициативу, будут радушно привечать и заинтересованно поддерживать. Надо так организовать работу художественно-репертуарного отдела, всех звеньев системы Союзгосцирка, чтобы новаторским замыслам, оригинальным творческим заявкам всегда была открыта «зеленая улица».
Время, между прочим, не стоит на месте — оно торопит нас, подгоняет, властно увлекает вслед за собой. Десять месяцев осталось до славного пятидесятилетия Великого Октября, к которому советский цирк должен прийти — и придет! — с интересными творческими достижениями. Не следует забывать и о том, что в ближайшие годы распахнут свои двери десятки новых цирков. Потребуются, как минимум, десятки новых программ, а следовательно, сотни новых номеров. Шутка сказать — сотни новых номеров! Разве сумеем мы создать их без поиска, без эксперимента, без смелого дерзания?!
А потому — широкую дорогу, всемерную поддержку инициативе и новаторству, заботу и внимание тем, кто пытливо дерзает, кто всегда в беспокойных и радостных творческих исканиях!
ГЕОРГИЙ КАДНИКОВ, режиссер
Журнал Советский цирк. Январь 1967 г.
оставить комментарий